История развития технической и физической подготовки по видам спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 01:52, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Но в качестве обязательного учебного предмета физическая подготовка впервые была введена только в 1701 году.

Файлы: 1 файл

История развития технической и физической подготовки по видам спорта.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине: «Физическая культура»

по теме 1: «История развития технической и физической подготовки по видам спорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Но в  качестве обязательного учебного предмета физическая подготовка впервые была введена только в 1701 году.

 

1 Физические упражнения и игры в древности

 

Возникновение физических упражнений и игр у народов, проживающих на территории современной России, как и у других народов мира, относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих пародов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры.

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В VI-VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, в метании копья, плавании. По - наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хозаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались культу матери-земли, мифическому богу сил природы Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. В игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука и метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городки, бабки и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитывающее значение. Молодые люди приобретали в них требуемые и труде и военном деле навыки и умения. По свидетельству современников, славяне отличались храбростью, силой и выносливостью.

 

    1. Военно-физическое воспитание

В Киевском феодальном государстве, начиная с X в., в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях). Полезные советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Владимира Мономаха конца XI в. "Поучение чадам своим".

В период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV вв) и в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв) физическое воспитание продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, которые предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и "городовых" полках (XVI в).

Среди народных масс широкой популярностью пользовалась борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников.

 

2 Физическая культура и спорт в XVIII и первой половине XIX вв.

Реформы, проведенные в начале XVIII в., оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта. Особенно большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Так реформы привели к тому, что военное дело становится повинностью всех слоев населения. Низшие слои поставляли солдат и матросов, дворянство (хотя служило поголовно) ставилось во главе вооруженной массы и руководить ее действиями и военной подготовкой. Кроме того, часть дворян должна была посвятить себя исключительно гражданской службе.

 

 

2.1 Введение физического воспитания в учебных заведениях

В условиях тех больших преобразовании, которые проводились в России со времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения. Они готовили кадры для промышленности, армии, флота и государственной службы. В 1701г. в Москве открывается школа математических и навигационных наук. В этой школе, расположенной в Сухаревой башне, физическая подготовка впервые вводится в качестве обязательного учебного предмета. В последующие годы физическое воспитание предусматривается и в других учебных заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703), Морской академии (1715), кадетских корпусах (1731 и 1752). Учебные заведения главным образом были рассчитаны па обучение дворянской молодежи. Иногда в них принимали лиц из других сословии, проявивших склонность и интерес к учебе.

К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование ("рапирная наука"), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Например, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обучали "арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам".

 

2.2 Физическое воспитание и спорт в народном быту

Просветительные, военные и другие реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народных школах (приходских и уездных) физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр. В народном быту XVIII и первой половине XIX в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр и упражнений прошлых веков.

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных с металлическими полозьями коньках. Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Эта система дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность и т.д. Высокие морально-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе за независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г. и др.

В конце XVIII в. и первой половине XIX в. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам физических упражнении. В 1796г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу "Искусство фехтования во всем его пространстве". В 1808г. вышла книга Тевенота "Искусство плавать с рассуждениями". В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных пособия по фехтованию: Н.В. Соколова "Начертание правил фехтовального искусства" (1843) и И.Е. Севербрика "Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах" (1852).

 

2.3 Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал развитию научных основ физического воспитания, заложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов в предшествующий период.

Передовые люди России XVIII и первой половины XIX столетий своей деятельностью внесли значительный вклад в педагогическую теорию физического воспитания. Еще сподвижники Петра I обращали внимание па физическое воспитание как полезную науку.

Огромное значение для развития русской науки и педагогики имели труды и деятельность выдающегося ученого М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Ломоносов проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение.

Значительное место физическое воспитание занимало в педагогической деятельности и трудах известного русского просветителя Н.И. Новикова (1744-1818). Новиков много делал для просвещения простых людей, возглавлял общественное движение за создание школ для народа и оказание помощи учителям.

Большой вклад в развитие теории физического воспитания внесли великие русские революционные демократы, представители прогрессивной педагогической мысли - В.Г. Белинский (.1811 - 184S) и А.П. Герцен (1812-1870). Они подвергли критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики жизни. Герцен указывал, что "школы задавлены надзором и попами". Они требовали светского, общедоступного образования и воспитания, в результате которых ученик в первую очередь должен стать всесторонне развитым человеком.

 

3 Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в.

После отмены крепостного права (1861) и проведения земской (1864), военной (1874) и школьных (60-80-е годы) реформ быстрыми темпами начинается развитие капитализма.

Известное влияние на проведение физической подготовки в войсках оказала военная реформа 1874г., согласно которой сроки службы в армии значительно сокращались. В этих условиях предстояло за более короткий срок службы дать солдатам необходимую военно-физическую подготовку. Большой вклад в разработку методики и теории физической подготовки в русской армии внесли генералы М.И. Драгомиров (1830 - 1905) и А.Д. Бутовский (1838-1917). М.И. Драгомировым были разработаны средства и методы обучения солдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе и военному строю.

 

 

 

3.1 Развитие теории и методики физического воспитания и спорта

Спорта, развивающегося на основе некоей системы, школы, в дореволюционной России не было. Тем более что в основном он распространялся среди привилегированных классов и в учебных заведениях. Учебная работа по физическому воспитанию дополнялась организацией во внеурочное время занятий спортом, играми, экскурсиями и соревнованиями. Силами общественности создавались площадки, катки, купальни. Демократическую часть педагогов воодушевляло стремление восполнить пробел в организации физического воспитания в школах и оказать посильную помощь в оздоровлении детей. На этом поприще трудились замечательные русские педагоги Н.С. Филитис, Н О. Массалитинова, И.Я. Герд, Н.В. Зак и другие профессиональные учителя. В своей деятельности они использовали новейшие достижения отечественной и зарубежной теории и методики физического воспитания. Официальная педагогика не обобщала и не распространяла их передовой опыт работы.

Передовые русские ученые, педагоги, врачи, развивая отечественную теорию и методику физического воспитания и спорта, не копировали иностранные системы. Они стремились выработать свою, научно обоснованную точку зрения.

Большое значение для развития прогрессивной теории и методики физического воспитания и спорта имели труды и общественная деятельность русского демократа и гуманиста В.В. Гориневского (1857 - 1937). Его труды оказали большое влияние на формирование научных основ советской системы физического воспитания.

Важная роль в научно-теоретическом обосновании физического воспитания принадлежит ученому-гигиенисту В.Е. Игнатьеву (1867 - 1927). Его труд "Физическое воспитание" (1912) - один из лучших в дореволюционной России. В.Е. Игнатьева, как и всех передовых ученых его времени, волновали проблемы здоровья школьников и постановка физического воспитания детей. В своих трудах он обосновывает влияние занятий физическими упражнениями с медико-биологической стороны, показывает значение гимнастики и игр для развития мышечной, сосудистой и костной систем организма.

Большое значение для теории, методики и практики спорта имели труды Б. Котова "Олимпийский спорт" (1916), Н. Панина "Фигурное катание на коньках" (1910). В трудах отечественных ученых закладывались научные основы физического воспитания и спортивной тренировки.

 

3.2 Развитие спорта и участия русских спортсменов в международных соревнованиях

С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. После студенческих волнений (1901 - 1902) царское правительство, стремясь отвлечь студентов от политической борьбы, вынуждено было разрешить организацию различных кружков, в том числе и "для занятий разного рода физическими упражнениями" в высших учебных заведениях. В университетах и институтах Петербурга, Москвы, Томска и некоторых других городов создаются кружки спорта, гимнастики и игр. Этому во многом способствовал рост демократических настроений среди студентов. В 1911г. организуются С. - Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений. К началу войны в России было 105 вузов, в сорока из которых были спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика (сокольская и шведская), футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов.

Информация о работе История развития технической и физической подготовки по видам спорта