История физической культуры: методологическое своеобразие советской системы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:36, реферат

Краткое описание

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений. Составной частью физической культуры является спорт - средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.
Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

В период с 1917 по 1940 гг. успешно развивались научно-методические основы советской системы физического воспитания. Уже в первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров. В 1919-1920 гг. приступили к работе два первых высших учебных заведения: институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры в Москве. В этих вузах в 20-е годы начались серьезные научные исследования в области физического воспитания. Заслуга в разработке медико-биологических, психологических и педагогических проблем физической культуры и спорта принадлежала великим ученым Гориневскому В.В., Орбели Л.А., Крестовникову А.Н., Рудику П.А., Бернштейну Н.А., Иваницкому М.Ф. Огромное значение, в плане развития научно-методических основ советской системы физического воспитания, имело открытие издательства «Физкультура и спорт» (1923 г.). Издательство стало выпускать сборники научных статей, а с 1925 г. ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». Таким образом был основан центральный орган печати, публикуемый новейшие отечественные и зарубежные экспериментальные достижения ученых в сфере физической культуры и спорта. Неоценимый вклад в становление советской системы физического воспитания внес журнал «Физическая культура в школе», издаваемый с 1930 г. В 1933 г. в СССР открывается головное (ведущее) научное учреждение: Центральный научно-исследовательский институт физической культуры в Москве, затем НИИФК в Ленинграде. Огромный урон научно-методическому развитию советской системы физического воспитания нанесло Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроссов», в связи с чем начались гонения на научных корифеев области физической культуры и спорта. Многие из них были репрессированы, другие вынуждены эмигрировать. Решения этого Постановления были пересмотрены только спустя двадцать лет, в 1956 г.

В советской системе физического воспитания предвоенного периода была сделана попытка использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности населения, т.е. введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Инициатором комплекса ГТО выступил Ленинградский комсомол. Инициатива комсомольцев нашла поддержку среди широкой советской общественности. Поэтому в марте 1931 г. ВСФК при ЦИК СССР утвердил физкультурный комплекс ГТО I ступени, включающий нормативы по бегу, прыжкам и метаниям, подтягиванию на перекладине и переноске патронного ящика (мужчины), лазанью по канату (женщины), плаванию, езде на велосипеде, лыжным переходам, гребле, передвижению в противогазе. К требованию относилось умение оказать первую помощь (санминимум), знание основ самоконтроля, знакомство с основами физкультурного движения СССР, ударный труд на производстве. Год с небольшим работы по комплексу ГТО I ступени выявил необходимость установления более высоких требований к всесторонней физической подготовленности. В связи с этим был введен в практику работы комплекс ГТО II ступени (1933 г.), состоявший из 22 норм и 3 требований. В нем более широко были представлены виды спорта и военноприкладные упражнения: прыжки на лыжах с трамплина (мужчины), прыжки в воду, фехтование на штыках, преодоление полосы препятствий и др. В 1934 г. вошел в практику работы с детьми комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР». Следует отметить, что введение полного комплекса стало одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовку детей, молодежи, взрослых.

Особое внимание с 1917 по 1941 г. уделялось развитию спорта. В течение 1922-1924 гг. комсомолом были созданы спортивные организации «Муравей» (Москва и Московская губерния), «Спартак» (Петроград, Украина, Закавказье), «Комсомольский флот» (Казань), «Красный джигит» (Средняя Азия), «Красный молодняк» (Белоруссия) и др. В 1923 г. было организовано первое добровольно-спортивное общество «Динамо», а позднее ДСО «Спартак», «Локомотив» и др. С 1927 г. в стране родилась традиция проведения Всесоюзных физкультурных праздников (летних и зимних). Самым крупным спортивным торжеством рассматриваемого периода стала Всесоюзная спартакиада (август 1928 г.). В ней приняло участие 7225 атлетов, из них 600 участников - представители зарубежных рабочих спортивных организаций. Программа Спартакиады по своему разнообразию не знала равной себе в мировой истории. В 30-е годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ «Юный динамовец» и «Юный спартаковец». К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по видам спорта. Налаживаются с 1922 г. международные спортивные связи. Советские спортсмены в довоенный период приняли участие в слете спортсменов в Париже (1934 г.), Гетеборге (1935 г.), в III Международной рабочей Олимпиаде в Антверпене (1937 г.). Только с 1938-1940 г. в СССР приехало 250 иностранных спортсменов и 175 советских атлетов выезжали в зарубежные страны.

В 1935-1937 гг. создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс, тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было введено также почетное звание «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта» (1934-1935 гг.).


29. Объективные и субъективные факторы учебного процесса стулентов(перечислите и дайте краткую характеристику).

 

Поступление в высшее учебное заведение у большинства молодых людей связано со значительными изменениями привычного школьного ритма жизни. Этот период совпадает с переходом от юношеского возраста к началу взрослого этапа жизнедеятельности, когда происходит совершенствование адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит здоровье на будущие годы, а значит плодотворная учеба и дальнейшая трудовая деятельность.

Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Новые условия характеризуются интенсивной учебной нагрузкой, общественной деятельностью и иными жизненными ситуациями.

В этот сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход к самостоятельной активной деятельности, характерной для взрослого человека. Возникают существенные трудности, особенно для приезжих, вызванные отдаленностью от своей семьи, включением в новый коллектив, усложненными взаимоотношениями между студентом и преподавателями, между собой (А.В. Петровский, 1982 г.) т.е. адаптация идет на профессиональном (принятие ценностей будущей профессии), социальнопсихологическом (вхождение в новые коллективы), дидактическом (новая система обучения) уровнях.

Структура и условия учебной деятельности усложняются – увеличивается количество преподавателей, объем учебной работы (т.е. лекционные, семинарские и самостоятельные занятия), изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, отсутствует ежедневный контроль за усвоением большого объема материала.

В то же время нужно отметить, что именно в возрасте 17–25 лет (студенческом, как его называют) наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов (слуховых, зрительных, нейросенсорных) на внешние раздражители, повышенная лабильность (подвижность) нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность и выносливость регуляторных механизмов высших отделов нервной системы (коры головного мозга). Это выражается в высокой скорости мыслительных процессов запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенной познавательной деятельности, быстроте решения вербальнологических задач, повышенном интересе к новизне.

К объективным факторам обучения относятся: условия обучения и жизни; пол; возраст; учебная и физическая нагрузка; время сна и отдыха; расписание занятий; психоэмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий (общий эмоциональноинтеллектуальный стресс, интенсификация учебной нагрузки, повышение уровня беспокойства – тревожности, активизация нескольких потребностей, дефицит времени на сон, усложнение межличностных отношений; сидячий образ жизни (снижение процессов кровообращения и дыхания, сниженный расход энергии, снижение иммунитета и адаптационных механизмов; работа за компьютером и т.д.

К субъективным факторам обучения относится: объем знаний; навыки и умения обучения и усвоения будущей профессии; мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервнопсихическая устойчивость; темп учебной деятельности; утомляемость; психофизические возможности; уровень развития (сформированности) личностных качеств; способность адаптации и обучения в ВУЗе и др.

Ряд авторов полагает, что оптимум развития интеллектуальных показателей и эмоциональной сферы располагается между 18–20 годами.

К неблагоприятным факторам учебного труда можно отнести: длительное пребывание в сидячей позе, что приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению объема циркулирующей крови; недостаточный двигательный режим учебного труда ведет к переполнению кровью вен и как следствие замедление движения крови; уменьшение размаха движения диаграфмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы; часто наблюдаемое психоэмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности и т.д.) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %. Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.

Учитывая то, что перечисленные выше факторы можно учесть в организации жизнедеятельности студентов следует отметить, что у студентов имеются все возможности с физиологической и психической точки зрения работать 1012 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна и питания, двигательной активности, отдыха и т.д.

По академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в действительности рабочая неделя студента составляет до 40–42 часов в неделю. При этом, можно отметить неравномерность распределения учебной нагрузки, а значит, и вынужденное нарушение учебного режима. О напряженности учебной деятельности студентов свидетельствуют данные частоты сердечных сокращений. До начала занятий она составляет в среднем 70 уд/мин, при спокойной работе – 77 уд/мин, при средней напряженности – до 83 уд/мин, при сильном напряжении до 93 уд/мин. В связи с воздействием на организм студента комплекса объективных и субъективных неблагоприятных факторов обучения исследователи отмечают: возрастание количества сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний; хроническое психоэмоциональное перенапряжение, повышенную раздражительность, неуверенность в себе, агрессивность, возрастание случаев хронической бессонницы; явления нервного и умственного переутомления; повышенное артериальное давление и т.д.

 

 


Список литературы.

 

1. Б.Р. Голощапов История физической культуры: учебное пособие; М. : Академия, 2007

2. В.И. Ильиничин Физическая культура студента и жизнь. М.: Гардарики, 2008

3. В.А. Баранов Основы теории и методики физического воспитания: учебно-методическое пособие. М.: РГТЭУ, 2008

4. Г.С. Туманян Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие. М.: Акадения, 2007

5. В.А. Баранов, Г.П. Венглинский, К.Э. Столяр Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пообие. М.: РГТЭУ, 2004.



Информация о работе История физической культуры: методологическое своеобразие советской системы физической культуры