Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5

1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6

1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7

2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9

3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10

4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12

5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13

5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13

5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14

5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16

6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17

7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18

8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21

9 Эволюция программ и правил соревнований………………………………………………26

Заключение ……………………………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

защита.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

      Для выполнения этих указаний, было решено ликвидировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клубы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. Сметая с пути революции, некоторые юные активисты начали ломать гимнастические снаряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключения гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой и другими рабочими инструментами. [14]

      В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча создается команда  гимнастов.

      В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.

      В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при  Центральном доме. Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются ведущими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки.

      В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.

      Важным  средством агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик.[13]

      В 30-е гг. около 90% учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями  физической культуры, на которых основным видом была гимнастика. В этот период (1931 – 1936) происходит дальнейшее развитие спортивной гимнастики: повышается сложность упражнений, совершенствуется методика обучения и тренировки. Гимнастика постепенно превращается в оформленную спортивно-педагогическую дисциплину. В 1933 г. в Москве на конференции по гимнастике были определенны ее задачи, намечены пути развития, рассмотрена необходимость создания отечественной терминологии и совершенствования судейства соревнований.

      В 1934 – 1935 гг. создаются детские спортивные школы (ДСШ, ДСО): «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и т. д.

      Открываются новые учебные заведения для  подготовки физкультурных кадров, расширяются  Московский и Ленинградский институты  физической культуры.

      В развитии гимнастики большое значение имели подготовка педагогических и научных кадров, выпуск учебной, научно-методической литературы, классификационных программ, правил соревнований, строительство спортивных сооружений и др. В 1935 г. издается журнал «Гимнастика». Он способствует внедрению гимнастики в занятия с взрослыми и учащейся молодежью.

      В годы восстановления народного хозяйства  после мировой войны, гимнастика получила дальнейшее развитие: готовятся педагогические и административные кадры, восстанавливаются и строятся новые спортивные сооружения, активизируется работа ДСО, открываются новые техникумы и институты физической культуры. С 1947 г. начинают регулярно проводиться первенства СССР по гимнастике. На международную арену выходит талантливая плеяда гимнастов: В. Муратов, В. Чукарин, Б. Шахлин, Г. Шагинян, А. Азарян, Ю. Титов, С. Муратова, Г. Шамрай, Т. Манина, М. Гороховская, Л. Латынина, П. Астахова, Н. Бочарова.

      Успехи, достигнутые в экономическом  и культурном строительстве, позволили  улучшить материальную базу для занятий. К 1950 г. было введено в строй около 200 гимнастических залов. 27 декабря 1948 г. было принято постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний  партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Это положительно сказалось на развитии гимнастики.

      Подготовка  спортсменов, способных успешно  выступать на международных соревнованиях, служила делу укрепления дружбы между  народами. Но острая спортивная борьба на международной арене к тому, что основные материальные средства, лучшие педагогические силы, организация спортивно-массовых мероприятий были направлены главным образом на подготовку спортсменов высокого класса в ущерб развитию массового спортивного движения. Со временем это стало отрицательно сказываться на здоровье, физическом развитии молодежи, на ее готовности к активной учебе, труду и службе в армии.

      Чтобы исправить создавшееся положение, 24 сентября 1981 г. было опубликовано постановление партии и правительства «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». В нем говорилось о том, что физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей. Главная задача физкультурного движения, всей системы физического воспитания – способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности и производительности труда. Воспитанию здорового поколения.

      Специфические особенности гимнастических упражнений в сочетании с музыкой, словом педагога, хорошими условиями занятий, точным дозированием физиологической и психологической нагрузки на занимающихся, индивидуальным и личностным подходом  к ним открывают новые широкие возможности для внедрения гимнастики в дошкольное, школьное, профессиональное и военно-прикладное физическое воспитание. В практику физического воспитания включаются новые формы и методы проведения занятий: женская, ритмическая гимнастика, упражнения с гантелями.

      В 80-е годы была разработана и введена  в действие новая облегченная классификационная программа по спортивной гимнастике категории «Б». Она предназначена для тренировок и проведения массовых соревнований в коллективах физической культуры среди учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений, военнослужащих.

      С нетерпением ждали первого выступления советских гимнастов на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952) Наши гимнасты олимпийских играх одержали блестящую победу. Абсолютными чемпионами стали В. Чукарин и М. Гороховская.

      На  XVI Олимпийских играх в Мельбурне (1956) упорное сопротивление оказали японские гимнасты. Заметно выросло мастерство у представителей восточных стран и Финляндии. Успех был обусловлен тем, что наши гимнасты и тренеры бескорыстно делились своим опытом, организовывали совместные тренировки.

      На  XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) советские гимнасты заняли первые места по спортивной и художественной гимнастике. В общей сложности они завоевали двенадцать золотых, пять серебряных и четыре бронзовые медали. В составе мужской команды выступали В. Артемов, Д. Билозерчев, В. Гоголадзе, В. Люкин, В. Могильный, В. Новиков. Весь пьедестал почета заняли В. Артемов, В. Люкин, Д. Билозерчев. В составе женской команды высочайшее мастерство показали Е. Шушунова, Н. Лащенова, С. Богинская, С. Боитова, О. Стражева. Олимпийской чемпионкой стала Е. Шушунова.

      В августе 1985 г. было подписано соглашение о проведении в 1986 г. в СССР, а через  четыре года в США соревнований, получивших название «Игры Доброй Воли». Спортивная общественность обеих стран  пригласила к участию в них сильнейших атлетов мира. Лучшие спортсмены разных стран получили возможность участвовать в соревнованиях самого высокого уровня. Такие соревнования проводятся каждые четыре года. 

      В первых Играх Доброй Воли 1986 г. мужская  и женская команды нашей страны были лучшими.

      В 1990 г. в Сиэтле (США) состоялись вторые Игры Доброй Воли. Гимнасты выступали  только по произвольной программе. Нашу мужскую команду представляли В. Беленький, В. Щербо, В. Люкин, В. Могильный. Они не уступили превосходства над своими ближайшими соперниками, начиная от исполнения упражнений на первом снаряде и до окончания соревнований. Следом за ними были спортсмены и ГДР, а затем Китая.

      В состав женской команды входили  С. Богинская, Н. Калинина, О. Чусовитина и Т. Лысенко. В упорной борьбе с гимнастками США они завоевали звание чемпионок Игр Доброй Воли. Абсолютной чемпионкой стала Н. Калинина. Она получила лучший результат в упражнениях на бревне, в вольных упражнениях.

      XXV Олимпийские игры проводились в 1992 г. в Барселоне (Испания).

      XXVI Олимпийские игры состоялись в 1996 г. в Атланте (США). Российские гимнасты завоевали три золотые, шесть серебряных и одну бронзовую медаль.

      XXVII Олимпийские игры в Сиднее (Австралия). Блестяще выступили российские гимнасты. Абсолютным чемпионом стал А. Немов. Он завоевал две золотых, одну серебряную и три бронзовых медали. Олимпийскими чемпионками стали С. Хоркина и Е. Замолодчикова.

      Успехи  отечественных гимнастов не являются случайными, они опираются на условия, созданные в стране для массовых занятий гимнастикой учащейся и рабочей молодежи, на растущий уровень культуры людей, на развитие науки о человеке и самой гимнастики как спортивно педагогической дисциплины, на подготовку квалифицированных кадров по физическому воспитанию, на опыт работы с гимнастами в многочисленных секциях, ДСШ, ДЮСШ.  Развитию спортивной гимнастики способствует регулярное участие наряду с взрослыми юных гимнастов в различных и международных соревнованиях. [8]

      Последние Олимпийские игры в Китае (Пекин). На них Россия заняла двенадцатое место, всего завоевала две бронзовых медали. На первом месте Китай девять золотых медалей, на втором США две золотых медали, третье место Румыния одна золотая медаль. Провальные результаты российской сборной на летних Олимпийских играх – не просто следствие недостаточно хорошей подготовки спортсменов, а отражение реального  положения со здоровьем населения, и прежде всего подрастающего поколения. [10, 20]

      Особенно  удручает то, что при должном обеспечении  со стороны государства олимпийская сборная не смогла добиться высоких результатов и выступила даже хуже, чем в 1990-х гг.,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 Эволюция  программ и правил соревнований

      Программы и правила соревнований определяют направление всей работы в спортивной гимнастике. Они постоянно совершенствуются, что содействует росту мастерства гимнастов.

      Программа первых соревнований в Чехии в 1862 г. состояла из многоборья: вольных  упражнений, прыжка в длину, прыжка через козла, упражнения на коне с  ручками, брусьях, перекладине, кольцах и наклонной лестнице. В дальнейшем в станах Европы в программы соревнований по гимнастике периодически вводились упражнения на трапеции, фехтование на рапирах и эспадронах, борьба, а так же бег на 100 м, прыжки в длину, высоту, с шестом, толкание ядра, лазанье по канату. В различное время в программы входили и другие дополнительные виды, но основное шестиборье всегда сохранялось.

      После великой Октябрьской социалистической революции в программы гимнастических соревнований также вводились отдельные виды легкой атлетики, упражнения в переноске груза, стрельба, что должно было содействовать разносторонней физической и военной подготовке занимающихся. С появлением комплекса ГТО гимнастические соревнования стали проводиться только по основным видам гимнастического многоборья. Это позволило больше внимания уделить освоению сложных упражнений.

      Программы женских соревнований до середины 40-х  годов включали те же виды, что и  мужские. Когда наши спортсмены стали  принимать участие в международных  встречах, и особенно при подготовке к Олимпийским играм 1952 г, пришлось пересмотреть содержание женской спортивной гимнастики. Постепенно из программ для женщин были исключены упражнения на коне с ручками, средних брусьях, кольцах, перекладине и введены виды, составляющие содержание современной женской гимнастики.

      Организация первых соревнований по гимнастике потребовала  разработки правил судейства. Они значительно отличались от современных. В 1871 г. порядок выступления гимнастов определялся жеребьевкой. При этом первый участник выполнял любое упражнение, а все остальные должны были его повторить. Оценка производилась по пяти балльной системе. Для исполнения упражнения гимнасту давалась одна попытка. Вторая попытка разрешалась лишь в случае, если упражнение не выполнено, но об этом участник должен был предупредить судей.

      На  Олимпийских играх 1912 г. применялась 12-ти бальная шкала оценок (2 балла давалось на оценку подхода к снаряду и отхода от него). На каждом снаряде судили по три человека, и их оценки суммировались. За ошибки были установлены сбавки в 0,5 и 0,25 балла.

      В этот период постоянных правил судейства  не существовало, они разрабатывались  для каждого нового соревнования. Судейство производилось из 10, 12, 15, 20 баллов, что позволяло выделять по желанию определенные виды многоборья.

      В начале 30-х годов активизируется работа по спортивной гимнастике в  Советском Союзе, и начинают систематически проводиться различные соревнования. Это потребовало создание постоянных правил, содержащих основные положения организации и судейства соревнований. В правилах 30-х и начала 40-х годов были пункты, которые сейчас кажутся малоприемлемыми, но постепенно правила совершенствовались и систематически переиздавались. С 1948 г. в правилах появилась расценочная таблица элементов и соединений.

Информация о работе Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности