Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5
1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5
1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6
1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7
2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9
3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10
4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12
5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13
5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13
5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14
5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16
6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17
7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18
8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21
9 Эволюция программ и правил соревнований………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………………………..29
Йога получила большое признание и распространение во многих странах мира, в том числе и в России.
В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Ее методы используют многие спортсмены.
В
Древнем Египте гимнастические упражнения
служили главным образом цели физического
воспитания подрастающего поколения.
Большой популярностью пользовались акробатические
упражнения. [5, 8, 18]
2 Гимнастика в Средневековье
В ранний период феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями, рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви.
Уступка
была сделана только феодалам. Они
занимались физическими упражнениями,
чтобы воспитать себя как воинов,
способных держать в
Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т.д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев. [3, 4]
Боевые действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтование и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.
3 Гимнастика в эпоху Возрождения
Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления раннего буржуазного общества с более высокой производительностью труда наемных рабочих. Представители передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности, веру в ее способности.
Один из представителей гуманизма Мартин Лютер (1483 – 1546) в гимнастике древних видел эффективное средство отвлечения народа от обжорства, распутства, разврата, пьянства и азартных игр.
Гуманисты считали, что гимнастика должна содействовать умственному и нравственному развитию учащейся молодежи, служить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил для учебы. По свидетельству французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494 – 1553), в дворянских школах широко применялись общеразвивающие упражнения с предметами (палки, гантели) и без них, на перекладине, деревянном коне, в лазании по деревьям, канату, шесту.
Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 – 1606). Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян. Однако в эпоху зарождения капиталистического способа производства гимнастика древних уже не отвечала изменившимся требованиям жизни, трудовой и военной деятельности, а следовательно, не получила широкого распространения в педагогической практике.
В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения.
Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 – 1616) написал первое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 г. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их использования. Им были выделены две группы упражнений: без снарядов и с использованием снарядов. В первую группу включались упражнения для развития пассивной и активной гибкости: наклоны, мост из различных исходных положений, кувырки, перевороты, сальто и др.
Вторую группу составляли
Труд Туккаро послужил первоисточником для научно методических работ последующих десятилетий и даже столетий.
Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Каменского (1592 – 1670). Он считал, что игры, гимнастические, акробатические и другие упражнения располагают большими возможностями воспитания у школьников уверенности, мужества, мудрости, справедливости и других личностных свойств. Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни.
Он
подробно раскрыл такие принципы
обучения, как: а) сознательность и активность;
б) наглядность; в) постепенность и систематичность
в овладении знаниями, умениями, навыками;
г) принцип упражнений (многократного
повторения) и прочного овладения знаниями,
умениями и навыками. Эти принципы положены
в основу современной методики обучения
гимнастическим упражнениям и спортивной
тренировки. [8]
4 Гимнастика в новое время
Новое время (XVIII – начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть.
Гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, чтобы освободить его от старых феодальных традиций. Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я.А.Коменского и Д.Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умение и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «естественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.
В
новое время гимнастика получает дальнейший
толчок к развитию под влиянием более
прогрессивного капиталистического способа
производства, развития наук, культуры,
повышения боеспособности армий в связи
с необходимостью ведения войн.
5 Возникновение национальных систем гимнастики
Конец XVIII в. половина XIX в. характеризуется дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние, в том числе и на развитие военного дела.
Для
успешного ведения
5.1 Французская система
Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристических походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал, юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.
После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастики во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 – 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53-и таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Локка, Руссо, Песталоцци.
С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечная сила, выносливость, гибкость, способность чувствовать, думать и действовать решительно и смело. Для этого применялись ходьба, бег с преодолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или «раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка, верховая езда, танцы, лазание, перелезание с применением лестниц, шестов, канатов и других приспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод. Кроме того, предусматривалось: а) физиологическое обоснование отдельных упражнений; б) врачебный и педагогический контроль за занимающимися; в) развитие у них не только двигательных способностей, но и моральных, волевых качеств; г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников; д) развитие самостоятельности и творческой активности в учебно-воспитательной работе.
Военно-прикладной
характер французской системы гимнастики
сохранился до XXв.
5.2 Немецкая система
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс – Мутс, Ян, Шписс.
Герхард Ульдрих Фит (1763 – 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражнений» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819).
Фит считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.
Иоганн Христофор Гутс – Мутс (1759 – 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возрасту на «лоно природы», идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый немец.
Гутс – Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества » (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.
После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс – Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнение в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка, плавание и др.
В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунг» («Союз добродетели»). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важнейших средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.
Информация о работе Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности