Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5

1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6

1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7

2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9

3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10

4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12

5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13

5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13

5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14

5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16

6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17

7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18

8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21

9 Эволюция программ и правил соревнований………………………………………………26

Заключение ……………………………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

защита.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5

1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6

1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7

2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9

3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10

4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12

5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13

5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13

5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14

5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16

6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17

7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18

8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21

9 Эволюция программ  и правил соревнований………………………………………………26

Заключение ……………………………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                

Введение

      Гимнастика  – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. В переводе с греческого гимназо – упражняю, тренирую. 

      Спортивная  гимнастика - один из старейших олимпийских  видов спорта. Конечно, большая гимнастика доступна не каждому, а только талантливым и трудолюбивым спортсменам, как, впрочем, и любое другое большое дело. Но в своих многочисленных видах и разновидностях гимнастика доступна практически всем.

      Можно заниматься спортивной гимнастикой  в свое удовольствия, не стремясь достигнуть высоких спортивных результатов и даже не участвуя в соревнованиях. Вы можете любить большую гимнастику снаружи и получать от нее удовольствия в качестве болельщика. Но тогда вы не испытаете ни с чем не сравнимое, острое, всепоглощающее наслаждение реальной жизнью в большой гимнастике. А это – и ощущение первопроходца при овладении новыми, еще никем в мире не исполняемыми сверхсложными трюками, и чудесное ощущение полного владения своим телом в состоянии высшей спортивной формы, и радость участия в крупнейших турнирах, и азарт соревновательной борьбы на уровне высших спортивных достижений, и счастье победы над сильнейшими гимнастами мира.

      Для определения актуальности темы, был  проведен социологический опрос  на улицах города Благовещенска у людей разного пола в возрасте от 16 до 40 лет. В опросе участвовало тридцать человек. Горожанам предлагалось определить из пяти видов спорта, какой, по их мнению, является самым популярным в наше время. За футбол проголосовало девять человек, одинаковое количество голосов за гимнастику и легкую атлетику семь, волейбол четыре голоса, плавание три. Выяснилось, что гимнастика является одним из наиболее популярных видов спорта. Поэтому проследить как, развивалась гимнастика с развитием истории человечества было бы интересно тем, кто любит этот прекрасный вид спорта. 

Тема: Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности.

            В связи с вышезаложенным мы  определили:

Цель исследования: изучить историю развития с глубокой древности до наших дней. Для решения цели были поставлены следующие задачи:

      1. На основе анализа литературных источников проследить историю развития гимнастики со времен глубокой древности до наших дней.

      2. Выявить какие системы, и в каких государствах оказали наибольшее влияние на развитие и становление отечественной гимнастики.

Методы исследования:

      1. теоретический анализ и обобщение используемой литературы.

      2. социологический опрос.

      При выполнении данной работы использовалась как научная литература, так и  последние публикации, посвященные теме исследования, в профессиональных журналах и Интернете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Гимнастика у древних народов

      В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного  строя, гимнастических упражнений в  нашем понимании ещё не было. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, продолжительной ходьбой, бегом, преодолениям возможных препятствий, лазанием по деревьям.

      Многие  из этих двигательных действий в несколько  изменённом виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, размахивание в висе, подтягивание, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, упражнение в равновесии и др.

      В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спарта (IX в. до н. э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с семи лет отдавали в школы  с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда ни ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость.

      Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

      В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метания диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоления различных  препятствий, лазание, перелезание и др.) [2, 4, 8]

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме

      В Афинахв этом государстве, так же как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем дети богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12 – 13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» - борьба).

      Из  гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолениям препятствий.

      Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость.

      Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались под специально подобранную музыку. Аристотель считал, что под влияние музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов.

      Гимнастикой занимались представители привилегированных  сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

      Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в своем отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 – 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, лестнице, скалолазание, игры в мяч, упражнения на деревянном коне. [9]

1.2 Гимнастика в Древнем Китае

      Большой теоретический и практический интерес  представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

      В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием -  ушу. Ушу означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Каждая из них имела свое наименование.

      Первая  форма ушу – солин, или «внешняя»  носила военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и

подготовительных  применялись упражнения на деревянном коне. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, ходьба и бег.

      В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением  основных групп мышц.

      Вторая  форма ушу – тай-дзи – сохранилась  до наших дней. Ее называют стиль  мянь-цюань, или «внутренняя». Она  носила явный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались занятия два раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.  

1.3 Гимнастика в Древней Индии

        В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-филосовское учение – йога.

      Йога  – это самобытное явление индийской  культуры. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.

      Слово «йога» в переводе с древнегреческого языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, гармония».

      Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония не возможна.

      Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека.

      Раджа-йога предусматривает освобождения души путем физических, этических и  психических упражнений.

      Карма-йога позволяет достичь совершенства  посредством труда и активных действий человека. Он должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды.

      Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о  том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.

      Бхакти-йога проповедует любовь и преданность  высшим идеалам.

      Лая-йога изучает воздействие человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая  йога). Она призывает человека жить в гармонии с Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

      Мантра-йога – это наука о воздействии  звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых  гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно влияют на организм человека.  

      Существование различных разновидностей йоги в  методическом плане дает возможность  заниматься по этой системе всем людям  не зависимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей  занимающихся йогой.

Информация о работе Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности