Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5
1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5
1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6
1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7
2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9
3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10
4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12
5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13
5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13
5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14
5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16
6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17
7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18
8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21
9 Эволюция программ и правил соревнований………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………………………..29
Основателем немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии от французской оккупации.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил двадцать четыре группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс – Мутса. Особое внимание уделялось на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, перекладине, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были выполнять. Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858) – преподаватель гимнастики, истории и пения. Он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета.
В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах.
Шписс
увеличил размеры перекладины и
брусьев, чтобы можно было заниматься
на них по шесть человек одновременно.
При подборе и дозировке нагрузки осуществлялся
дифференцированный подход к мальчикам
и девочкам, сильным и слабым ученикам.
Основным недостатком метода Шписса было
то, что упражнения выполнялись всеми
учениками одновременно. Это затрудняло
индивидуальный подход.
5.3 Шведская система
Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839). Яльмар Линг, сын П. Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др.
Урок гимнастики состоял из шестнадцати частей. Упражнения выполнялись в строго определенной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, дыхательные упражнения.
П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тренгремом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики – забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указали П.Ф. Лесгафт и Ж.Демени, а именно: упражнения не соответствовали строению тела человека, не согласовывались с его физиологическими процессами, не использовались для решения образовательных задач.
Если
проанализировать все системы можно сказать
что авторы недооценивали такие средства
воздействия на человека, на его личностные
свойства, как слово педагога, музыка,
условия проведения занятий. Не всегда
учитывались образовательно-воспитательные
возможности не только отдельных групп
упражнений, но и гимнастики в целом. [8,
16, 19, 21]
6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века
Под влиянием новых экономических и политических условий на основе старых гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с ее разновидностями - акробатикой и художественной гимнастикой.
Сокольская система гимнастики возникла в 60 – х. гг.XIX в. в Чехии в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Было создано общество «Сокол», название которого символизировало ловкость, смелость, ум, присущие этой птице. Гимнастика здесь служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к борьбе за национальное освобождение.
Создателем сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832 -1884). Для того чтобы увлечь молодежь занятиями гимнастикой, он предложил исключить из нее упражнения, не имевшие четкой, красивой формы. Они стали выполняться с оттянутыми носками ног и вытянутыми пальцами рук, резко и прямолинейно. Вольные упражнения и упражнения на снарядах выполнялись в виде комбинации. Внимание обращалось на красоту движений, статических положений и переходов из одного положения в другое. Большое внимание уделялось упражнениям с предметами: у мужчин – с палками, булавами, гантелями; у девушек – с лентами, шарфами, венками. Особенно привлекательными были народные, салонные, гимнастические танцы, танцевальные движения и шаги, хороводы, гимнастические игры, акробатические упражнения. Выполнение этих упражнений под музыкальное сопровождение, едина спортивная форма одежды, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, формированию эстетических, эмоционально волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты движений, выносливости.
Урок по гимнастики строился на формальных началах и состоял из трех частей. В подготовительную часть включались строевые, вольные упражнения, разновидности ходьбы, бега и др.
С 1862 г.
в Чехии стали проводиться
соревнования. Это содействовало
развитию гимнастики не только внутри
страны, но и в других странах. Гимнастика
приобрела спортивную направленность.
Рост спортивного мастерства гимнастов
и накопление опыта проведения соревнований
содействовали улучшению программ и правил
соревнований.
7 Гимнастика в дореволюционной России
Физическое воспитание и развитие детей рассматривалось в связи с социальными и естественными условиями жизни закономерностями формирования личности. В 1840 – 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дисциплину в систему школьного образования в Москве и Петербурге.
После поражения России в Крымской войне (1853 – 1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовки личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехтование и утренняя гимнастика (10 – 15 мин). В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике.
После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие гимнастики оказали влияние следующие факторы: становление России на путь капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне; отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы, увеличение численности армии; оснащение армии более дальнобойным и скоростным нарезным оружием. Все это потребовало от военнослужащих высокой физической подготовленности.
В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения гимнастике». Гимнастика включала упражнения приготовительные (вольные, силовые, парные и упражнения в сопротивлении), бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнение в равновесии на бревне, в висе на перекладине и др.
Со временем «Правила» были усовершенствованны и на их основе создано и в 1879 г. утверждено первое официальное наставление по физической подготовке – «Наставление для обучения войск гимнастике». Проводилась проверка физической подготовленности солдат, которая делилась на разряды. К первому разряду были отнесены солдаты, ловко и правильно выполнившие упражнения на всех снарядах и справившиеся со следующими нормативами: правильно подняться на руках по наклонной лестнице на десять ступеней и на последней из них подтянуться три раза. Ко второму разряду относились солдаты, хорошо выполнившие упражнения на всех или большинстве снарядов: подняться по лестнице на пять ступеней и три раза подтянуться.
В России всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. В 1907 г. были разрешены сокольские гимнастические сообщества. Правительство России использовало сокольское движение с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовке ее к службе в армии. Для руководства занятиями приглашались чешские специалисты. Уроки чешских и русских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучались упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводились с музыкальным сопровождением. Устраивались соревнования, красочные массовые выступления.
Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в Тифлисе, в 1903 г. – в Петербурге и Баку.
В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись в армию, но попытка применить немецкую гимнастику в русской школе встретила протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей.
Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастики нанес отечественный ученый П.Ф. Лесгафт. Он доказал не научность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе. [7]
Педагогическая гимнастика П.Ф.Лесгафта (1837 – 1909). Изучив постановку физического воспитания во многих государствах Европы, Лесгафт опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему, которая характеризуется следующими особенностями:
В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнастика. Стали проводиться международные соревнования. В 1881 г. образуется Международная федерация гимнастики.
В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало одиннадцать человек. Они соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту.
На развитие гимнастики, особенно большое влияние, оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). В начале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года.
Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики:
Первый период (до 1863 г.) – гимнастика используется в системе военного ведомства как средство общей физической подготовки военнослужащих.
Второй период (1863 – 1907) – происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной направленности занятий гимнастикой.
Третий
период (1907 – 1914) – становление спортивной
гимнастики, выход ее на международную
арену. [14]
8 Развитие гимнастики в России после 1917 г
В 1918 г. бы создана Рабоче-Крестианская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически подготовленной молодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который предписывал Главному Управлению Всеобщего военного обучения создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы.
Информация о работе Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности