Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:51, курсовая работа
Прыжок в высоту - один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития.
Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. Особенно большие изменения происходили в технике прыжка. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектная спортивная техника.
Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения телом в фазе полета (в длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка.
Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.
Сохранение равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также существенно влияет на результат спортсмена.
Следует отметить влияние прыжковых упражнений на другие системы и функции организма. Значительные изменения в химизме крови во время работы говорят о том, что центральная нервная система тренированного организма обладает устойчивостью к действию резко измененного состава внутренней среды. Организм высокотренированного спортсмена обладает повышенной сопротивляемостью к действию факторов утомления, иначе говоря, большой выносливостью. Он сохраняет работоспособность при таких условиях, при которых нетренированный организм вынужден прекратить работу.
При предельно напряженной мышечной работе происходят значительные изменения практически во всех системах организма, и это говорит о том, что
выполнение этой напряженной работы связано с вовлечением в ее реализацию больших резервных мощностей организма, с усилением обмена веществ и энергии.
В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования.
Прыжки, наряду с бегом и метаниями относят к упражнениям, составляющим группы естественных локомоций, которые имеют важное жизненное значение для повседневной жизни, и которым должно отводиться значительное место в физическом воспитании.
Прыжки считаются одним из наиболее распространенных двигательных действий как в быту, так и при занятиях физической культурой и спортом. Упражнения прыжкового характера развивают силу мышц ног, спины, брюшного пресса, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, вырабатывают точность движений, воспитывают решительность, смелость и улучшают в целом жизнедеятельность организма человека. С помощью прыжковых упражнений развивают скоростно-силовые качества, формируют прикладные навыки преодоления препятствий, применение прыжковых
26
упражнений оказывает
благоприятное влияние для
Использование в занятиях со школьниками прыжковых упражнений, не только способствует овладению рациональной техникой и обогащению двигательного опыта ребенка, но и развивает координацию.
Прыжковые упражнения становятся двигательной основой для формирования умения отталкиваться вверх, необходимого для многих двигательных действий, в том числе входящих в содержание многих подвижных и спортивных игр.
Занятия с использованием прыжковых упражнений оказывают позитивное влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия у школьников. При их выполнении активизируется деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливается деятельность органов дыхания и кровообращения.
Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная, активная и значительная.
27
2. Разработка методики обучения отталкиванию в прыжке способом «фосбери- флоп».
2.1. Цель обучения упражнению.
Целью обучения
отталкиванию в прыжке
2.2. Задачи обучения.
1. Научить прыгуна после прохождения момента вертикали широким беговым движением от бедра вперед посылать почти полностью выпрямленную толчковую ногу, которая ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу.
2. Научить быстроте движения разгибания толчковой ноги в коленном суставе после короткого периода сгибания.
3. Научить разгибанию туловища и маховому движению свободной ноги и рук.
4.Научить, в момент окончания толчка, за которым последует отрыв спортсмена от грунта, выпрямлять толчковую ногу и туловище, руки и маховую ногу поднимать вверх.
2.3. Методы обучения отталкиванию в прыжке в высоту способом «фосбери- флоп».
Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мягкие поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки.
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».
1. Краткий рассказ о прыжках в высоту
Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.
2. Демонстрация техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп».
Сначала показать технику прыжка сбоку, затем спереди и сзади, акцентируя внимание занимающихся на отдельных фазах движения и вращениях.
3. Демонстрация техники прыжка в высоту на кинограммах, рисунках, плакатах и видеороликах.
Обратить внимание занимающихся на положения звеньев тела прыгуна в отдельные ключевые моменты прыжка.
28
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:
1. Имитация постановки ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее .
Выполнять фронтально, следить за направлением выполнения махового движения ногой и вертикальным положением туловища.
2. Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками.
Выполнять фронтально, следить за синхронным выполнением маха согнутой ногой (носок стопы брать на себя) и отталкивания и сохранением равновесия
3. Доставание предмета проксимальной частью маховой ноги после имитации отталкивания.
Выполнять по одному, регулировать высоту подвешенного предмета, следить за синхронным выполнением маха и полным выпрямлением толчковой ноги.
4. Доставание предмета рукой с 1-2 шагов разбега.
Выполнять в колонне по одному, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища.
5. Поточные прыжки вверх, отталкиваясь толчковой ногой через шаг при беге по виражу.
Выполнять в колонне по одному, толкающиеся левой ногой бегут против часовой стрелки, правой - по часовой.
Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкиванию, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз - назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.
2.4. Программа учебных заданий при обучении отталкиванию в прыжке в высоту способом «фосбери- флоп».
№п/п |
Учебные задания |
Требовании к исполнению |
1 |
Подготовка к отталкиванию: постановка толчковой ноги на место отталкивания. |
|
2 |
Постановка ноги на место отталкивания и отрыв ноги от грунта. |
2.1. После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. 2.2. В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150 — 160°. 2.3. После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. |
3 |
Маховое движение свободной ноги и рук. |
3.1. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. 3.2. Обе руки активно поднимаются вверх- вперед чуть выше головы. 3.3. |
4 |
Целостное выполнение отталкивания с небольшого подбега. |
4.1. Выполнить три беговых шага. 4.2. Выполнить отталкивание. 4.3. Выполнить мах свободной ногой и руками. |
2.5. Ошибки в процессе обучения упражнению.
Преподавателю необходимо иметь в виду, что появлению ошибок способствуют две основные причины. Первая - это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления о тех или иных элементах техники. Вторая - недостаточная общая и специальная физическая подготовленность, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование, но и повышение уровня скоростно-силовой подготовленности, прыжковой ловкости, прыгучести, мощности отталкивания.
Ошибка.
1. Неполное распрямление толчковой ноги.
30
Исправление ошибки.
Прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов рукой, головой.
Ошибка.
2. Наклон тела в
сторону планки при
Исправление ошибки.
Прыжки с махом свободной ногой в направлении разбега.
Ошибка.
3. Мах согнутой ногой.
4. Мах выполняется скованно, закрепощенно.
Исправление ошибки.
Свободные, маятникообразные движения маховой ногой, постепенно увеличивая их амплитуду.
Ошибка.
5. Отсутствие единства маха рук и ноги.
Исправление ошибки.
Повторить упражнение по освоению маховых движений.
2.6. Методические
приёмы обучения прыжку
Прыжками в высоту занимаются многие, но высоко прыгают немногие. Для профессиональной работы тренера прыжки в высоту - один из наиболее трудных видов легкой атлетики. Необходимы глубокие знания в области техники прыжка и специальной физической подготовки.
В повседневной тренировке существует недооценка роли методов психологического воздействия. Все сведено к развитию физических качеств, освоению элементов техники. Нельзя добиться успеха только за счет техники и физических качеств. Необходимо равновесие между физической и психологической подготовкой. Прыжки в высоту в большой мере - эмоциональное упражнение, и это требует совсем других подходов в методике. Целесообразна переоценка значимости приемов работы и смена ее стиля. Человек, духовно - психологическая сущность.
В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.
При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок - это единый двигательный акт, поэтому большое внимание нужно уделить сочетанию этих элементов. Рационально будет предложить обучаемым следующие задания: сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов, выполнить три последних шага и имитировать отталкивание с энергичным махом свободной ноги и т.д. Дети обычно с
31
трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.
При обучении, особенно на его начальных этапах, необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и позволит значительно увеличить тренировочные нагрузки, а с другой - улучшит координационные возможности детей, научит их владеть своим телом в полете, поможет развить прыжковую смелость и ловкость.
Однажды провели сравнение эффективности двух различных методов обучения прыгунов в высоту. Оба тренера пользовались одинаковыми, хорошо разработанными подробными программами. Но один требовал слепого подчинения и бездумного выполнения заданий. "Не ваше дело рассуждать, что и как делать, за вас думаю я", - говорил он. Другой стремился к тому, чтобы "каждый солдат понимал свой маневр". Он учил занимающихся вникать в тонкости механики движений, анализировать их, определять свои и чужие ошибки, разбираться в средствах и методах тренировки. Как и следовало ожидать, вдумчивый, сознательный подход к обучению и тренировке дал более плодотворные результаты.
32
Выводы.
Техника прыжка в высоту подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной цели упражнения - преодоление максимально доступной высоты. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс.
Технику прыжков в высоту необходимо рассматривать с учетом особенностей ее структуры, которая ориентирована на создание максимальной высоты взлета тела. Ведущая фаза техники прыжков в высоту - отталкивание. Разбег имеет соподчиненный характер взаимосвязи с отталкиванием. Особенности выполнения разбега зависят от действий прыгуна в отталкивании, ошибки в разбеге снижают эффективность отталкивания. С ростом квалификации прыгунов в высоту происходит увеличение импульса отталкивания, средней силы отталкивания и усилий в экстремуме /в^ по вертикальной составляющей. При этом усилия в экстремуме создаются главным образом за счет инерционного вклада маховых движений. Наибольшая величина этого вклада будет наблюдаться при совпадении максимумов ускорения рук и маховой ноги, при этом момент наибольшего вклада должен совпадать с моментом наибольшего сгибания толчковой ноги в коленном суставе. Для согласования маховых движений в отталкивании необходимо учитывать, что усилия в первой и последней третях отталкивания создаются за счет действия толчковой ноги и туловища, чрезмерное ускорение маховых звеньев в начале отталкивания будет нарушать его биодинамическую структуру.