Игровой и соревновательный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.
Цель работы – рассмотреть игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.

Оглавление

Введение 3
1 Игровой и соревновательный метод. Их значение и особенности использования 4
2 Игровой метод 4
3 Соревновательный метод 7
4 Игры и соревновательные формы упражнений 8
Заключение 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная по теме игровой и соревновательный метод и т.д..doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     3 Соревновательный метод 

     Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое  достижение [5, с. 96].

     Соревнование (или состязание), подобно игре, относится  к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет  значение как способ организации  и стимулирования деятельности в  самых различных сферах жизни  – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

     Соревновательный  метод характеризуется также  унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.д.). Но она всегда присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм.

     Вместе  с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует соревнующихся  во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой  борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение.

     Основу  соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

     Физическая  культура Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

     Соревновательный  метод в процессе физического  воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме.

     Основная  определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

     Фактор  соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

     Во  время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

     Соревновательный  метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления.

     В спорте же унификация закрепляется едиными  правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение.

     Можно сказать, что соревновательный метод  занимает как бы промежуточное положение  между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

     Соревновательный  метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

     Сравнительно  с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

     Исключительно велико значение соревновательного  метода и в воспитании морально-волевых  качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. 

     4 Игры и соревновательные формы упражнений 

     Для того чтобы занятия ваши стали  интереснее, используйте различные  игры, и всевозможные соревновательные формы упражнений. Такие упражнения подстегивают к достижению цели, учат бороться за выигрыш очка от начала до конца. Это могут быть обычные игры на счет или выполнение тренировочных заданий со счетом. Можно также использовать и такие игры-упражнения [6, с. 58].

     1. «Солнышко».

     Играющих  может быть любое число, но не меньше трех. Все занятые в игре двигаются  вокруг стола, поочередно отбивая мяч.

     Допустим, игроков пятеро. В таком случае мяч вводят в игру с той стороны, где расположено больше играющих. Отбив мяч, вы должны перейти на другую сторону стола, дождаться своей очереди, снова отбить мяч и снова перейти на другую сторону стола. Игру проводят, как правило, с выбыванием: если игрок ошибся, то выбывает из игры. Но можно играть и до трех, пяти и т.д. ошибок. Чем меньше остается играющих, тем быстрее необходимо двигаться. Когда у стола остается двое, то они, стоя, как обычно, разыгрывают очко или несколько очков и даже партию – по договоренности и выигрывший считается победителем в этой игре.

     Играть  можно, двигаясь по часовой стрелке  или против нее, отбивая мяч одним  ударом в определенном направлении, например, срезка по правой диагонали  или накат по левой прямой либо произвольно. Можно также оговорить  способ передвижения: приставными  шагами,  прыжками  на обеих   ногах,   прыжками   на одной ноге и т.п.

     Игру  эту можно усложнить: играющие будут отбивать мяч лишь двумя ракетками, лежащими на столе, – игрок должен взять ракетку, отбить мяч и снова положить на середину задней линии стола, чтобы следующему игроку было удобно взять ее.

     2. «Два против пяти».

     На  одной стороне двое игроков отбивают мяч поочередно, как в парной игре, а на другой стороне команда из пяти игроков (можно больше или меньше) также поочередно отражает мяч и передвигается в конец колонны, уступая площадку следующему игроку. Задания могут быть различные – от простого (одноходовой) до сложного (двух-трехходовой комбинации). Игра ведется на счет до заранее определенного времени. Победителя определяют как в паре, так и в команде. Ими считают тех игроков, которые к окончанию игры совершили меньше ошибок, т.е. набрали меньше очков. Они образуют новую пару, и игру начинают снова.

     3. «Один против четырех».

     Эта игра очень полезна для закрепления  техники передвижения. Один игрок отбивает мяч по диагонали вправо, на другой стороне партнеры отбивают мяч, двигаясь вправо по кругу, обегая мячи или стулья. Когда мяч отбивают по диагонали влево, направление бега меняется. Игру ведут на счет до заранее определенного времени. Игрок команды, набравший меньше очков, занимает место на противоположной стороне стола.

     4. «Два против пяти» в усложненных  условиях или по методу круговой  тренировки.

     На  одной стороне стола два игрока чередуются, выполняя удары как в  парной игре, а на другой пять игроков передвигаются по кругу в усложненных условиях – перешагивая через скамейку. Игру можно еще больше усложнить; игроки при передвижении должны пройти несколько «станций», например — отжаться от пола, подпрыгнуть несколько раз вверх, можно со скакалками, пролезть под столом и т.п. «Станции» при этом надо располагать таким образом, чтобы игроки двигались по кругу, не мешали друг другу при выполнении упражнений и успевали подойти к столу и выполнить удар. Игру можно проводить с одним партнером на другой стороне стола. Ведется она с подсчетом очков.

     В качестве разновидности этой игры может  быть использовано построение команды  не по кругу, а в колонну по одному. В этом случае играющий, после того как отразит мяч, бегом перемещается назад, в конец построения команды, игроки которой, обегая стойки (как слаломисты), должны подойти к столу и выполнить определенный удар. Вместо стоек или мячей, которые нужно обегать, можно положить несколько брусков, скамеек или других невысоких предметов, через которые надо перешагнуть или перепрыгнуть.

     В дальнейшем, осваивая технику игры на столе, совершенствуйте стабильность и точность, скорость и силу ударов, умение играть в разных направлениях и посылать мячи разной длины, изменять темп игры, отражать мяч в разных точках отскока. Итак, будем считать, что вы овладели техникой отдельных ударов. Теперь переходите к отработке связок и комбинаций отдельных технических приемов, объединению их в игровые действия и технико-тактические комбинации. Здесь нужно сказать вот о чем. Ситуации, с которыми придется вам сталкиваться в игре на счет, настолько разнообразны и непредсказуемы, что порой бывает трудно играть, используя только заранее разученные технико-тактические комбинации. Поэтому старайтесь в своих занятиях не увлекаться упражнениями, регламентирующими ваши действия и действия партнера.

     Такие упражнения больше подходят для отработки  техники игры и отдельных технико-тактических  комбинаций. Для совершенствования  тактики игры, тактического мышления и игровой подготовки подбирайте такие упражнения, где действия определялись бы поставленной задачей и никак не ограничивались конкретным выбором: например, упражнения на развитие реакции, когда вы заранее не знаете, каким ударом и в какую зону стола сыграет партнер.

     От  совершенствования отдельных элементов переходите к технико-тактическим комбинациям, которые сначала разучивайте и закрепляйте в упрощенных условиях, а затем в игровых ситуациях и соревновательной обстановке. Умение выполнять тот или иной удар технически правильно – еще не значит уметь играть. Научитесь управлять полетом мяча, направлять его в нужные для вас зоны стола. Это поможет активней действовать тогда, когда вы решитесь принять участие в соревнованиях.

     Некоторые любители настольного тенниса считают, что занятия должны строиться на длительной перекидке мяча друг другу, использовании упражнений по элементам, когда мячи направляют друг другу по диагонали (справа направо) или по прямой, в «треугольнике» или «восьмерке». Они думают – чем дольше мяч в игре, чем больше ударов выполнят игроки, тем больше пользы они получают.

     Однако  они заблуждаются. Занятия по элементам  не приносят пользы в такой степени, как это кажется. Играя по элементам, вы привыкаете к стандартным направлениям, к одному ритму игры, к традиционному выполнению тактических комбинаций. А в результате теряете творческое начало в игре на счет, точность ваших действий в напряженных игровых ситуациях резко падает, нет тактической гибкости.

     Упражнения  по элементам непременно должны входит в ваши занятия, но не могут быть их основой. Когда вы уже совершенствуете технику, то старайтесь подбирать такие упражнения, в которых вы окажетесь в условиях, когда нужно быстро и тактически правильно разыграть мяч, чтобы выиграть очко. Чем больше будет таких упражнений, тем быстрее появится зрелость в вашей игре.

     Поэтому советуем не жалеть времени для игры на счет и соревнований. Вполне достаточно в двухчасовой тренировке, где-нибудь в середине или в конце ее, отвести  минут тридцать игре на счет, чтобы  закрепить отработанные в начале занятия комбинации или какие-то отдельные удары. Один раз в неделю устраивайте соревнования со своими партнерами, а раз в месяц – с незнакомыми игроками. Это оживит ваши занятия. Старайтесь, чтобы упражнения, которые вы используете, соответствовали игровым условиям, как бы моделировали игру.

     Вы  знаете, совершенству нет предела. Это  процесс бесконечный. Поэтому, освоив премудрости игры, все свои знания и умения можете применять в игре. Творите, ищите свою игру, побеждайте! Ставя определенные задачи в своих занятиях, вы должны знать, какими средствами и методами можно их решить. К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, некоторые факторы внешней среды и гигиенические факторы. Основное средство воздействия – это физические упражнения.

Информация о работе Игровой и соревновательный метод