Игровой и соревновательный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.
Цель работы – рассмотреть игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.

Оглавление

Введение 3
1 Игровой и соревновательный метод. Их значение и особенности использования 4
2 Игровой метод 4
3 Соревновательный метод 7
4 Игры и соревновательные формы упражнений 8
Заключение 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная по теме игровой и соревновательный метод и т.д..doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Основными средствами тренировки в настольном теннисе являются упражнения без  партнера, с партнером, на тренажерах, с соперником. Упражнения без партнера используют для овладения основами техники игры, ее совершенствования, умения активно и сознательно анализировать свои действия, контролировать собственные движения, а также для совершенствования качеств, необходимых в настольном теннисе, главным образом в действиях, независимых от соперника.

     Это жонглирование мячом, игра у стенки, упражнения, имитирующие технические приемы, и т.п. Упражнения на тренажерах помогают совершенствовать технику игры. Они максимально приближены к самой игре. Во-первых, вы видите предмет, по которому надо выполнить удар, и соответственно оцениваете расстояние до него и соизмеряете амплитуду, скорость и другие параметры своих движений.

     И во-вторых, во время выполнения удара  на тренажере испытываете почти  те же ощущения, что и во время  игры на столе. Кроме того, удары  на тренажерах отрабатываются с конкретной направленностью и имеют определенную цель. При работе на тренажерах возрастают требования к точности выполнения движений.

     Упражнения  с партнером используют для изучения и закрепления техники приемов  и тактики действий, совершенствования  их при активной помощи партнера.

     Использование этих упражнений позволяет создать  все предпосылки для правильного  выполнения и успешного завершения игроком всех технических приемов. В таких упражнениях вы с партнером  договариваетесь — что выполняет  один и как отвечает на его удары  другой. При этом старайтесь подбирать такие упражнения, которые соответствовали бы уровню и вашей игры, и партнера, чтобы вы могли выполнять их с небольшим количеством ошибок. Иначе большое количество ошибок и хождение за мячом снизят темп игры и испортят вам настроение.

     Для правильного выполнения упражнений необходим определенный уровень  технико-тактического мастерства, который  в процессе парных упражнений совершенствуется у обоих партнеров. Игра с партнером  развивает способность к осмысленным  целесообразным действиям, помогает понять их зависимость. Можно придавать таким занятиям и техническую, и тактическую направленность.

     Применение  этих упражнений создает благоприятные  условия для деятельности в разнообразных  игровых ситуациях и развития таких важных качеств для игры в настольный теннис, как умение выбирать момент для начала и завершения атаки, выявлять взаимосвязь расстояния, силы вращения и скорости полета мяча, выполнять технические приемы в зависимости от действий партнера и др.

     Упражнения  с соперником используют для совершенствования техники и тактики игры с учетом индивидуальных особенностей игрока: детальной отработки технических приемов и тактических действий: воспитания умения реализовывать свои способности в конфликтной ситуации, создаваемой соперником; совершенствования специализированных умений и бойцовских качеств.

     Упражнения  с противоборством создают определенный эмоциональный фон и высокую  напряженность, сходную с деятельностью  в условиях соревнований.

     Формы проведения упражнений весьма обширны, от парных упражнений, где исполняющий роль соперника действует в пределах четко определенных, заранее оговоренных технико-тактических задач, до «немой» игры, когда партнер не знает заранее, что предпримет соперник, и игр на счет. Подобрать нужные упражнения для занятия очень важно, но действенность их во многом зависит от метода, то есть способа их применения. Основой всех методов является регулирование нагрузки и ее сочетание с отдыхом. Под нагрузкой понимают количественную меру воздействия упражнения на занимающегося. Нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузки – это длительность воздействия упражнения, то есть его протяженность во времени – секунды, минуты и т.п. или суммарное количество выполненной физической работы, например, количество метров, которое вы пробежали, или количество ударов, которое вы выполнили.

     Интенсивность же нагрузки характеризуется силой  воздействия упражнения в данный момент (например, скорость бега, темп ударов), напряженностью функций (частота  сердечных сокращений), разовой величиной усилий (кг поднятого веса).

     Методы  применения упражнений в настольном теннисе самые различные. С помощью  равномерного метода упражнение выполняют  с постоянной, как правило со средней, интенсивностью на протяжении относительно продолжительного времени. Примерами использования равномерного метода могут служить работа на тренажере «Колесо», кроссы в равномерном темпе, выполнение определенных технических приемов (справа направо, «треугольник» и т.п.) на столе в равномерном темпе.

     Переменный  метод – один из основных и наиболее специфических методов занятий в практике настольного тенниса. Для него характерно постоянное изменение интенсивности действий игрока. По существу, большинство специальных упражнений теннисист выполняет в переменном темпе. Этот метод самый универсальный и предоставляет широкие возможности для подготовки теннисиста, так как позволяет моделировать соревновательную деятельность.

     Особенность повторного метода состоит в том, что на протяжении одного занятия  или определенного их этапа отрабатывается какой-либо прием или отдельная его деталь с перерывами для отдыха разной длительности. Например, вы отрабатываете топ-спин справа на тренажере «Колесо», затем индивидуально у стенки-отражателя, с партнером и наконец — в игре на счет, в соревновательных условиях. Повторный метод широко используют для развития физических качеств, таких, как скорость и скоростная выносливость, и при освоении и совершенствовании техники игры.

     Суть  интервального метода заключается  в том, что работа высокой интенсивности чередуется с интервалами отдыха или с работой меньшей интенсивности, что близко к соревнованию, где чередуются короткий и длительный розыгрыш мяча. Этот метод используют, когда готовятся непосредственно к соревнованиям, а также при совершенствовании специальной скоростной выносливости.

     Игровой метод тренировки направлен на развитие координации движений, быстроты, выносливости. Он оказывает общее воздействие  на организм игрока. В занятия с  использованием этого метода включают элементы различных спортивных игр. Он позволяет добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы, помогает выявить и воспитать ряд физических и психических качеств, среди которых главное место занимают ловкость и быстрота мышления, что так важно в настольном теннисе.

     Настольный теннис – это прежде всего игра, и очень важно, чтобы все упражнения, помогающие ее осваивать, носили игровой характер, что соответствует духу данного вида спорта и воспитывает необходимые для игры качества, а кроме того, повышает интерес к игре. 
 

     Заключение 

     Сформулируем  основные выводы по теме работы:

     1) Соревновательный метод занятий может применяться как способ стимулирования интереса и активизации в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту, ловкость и т.д. или проводится в форме организованных соревнований.

     Фактор  соперничества, а также форма  организации и проведения состязаний – определение победителя, поощрение за достигнутый результат и т.д. – создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

     2) Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

     В обучении с использованием игровой  формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

     3) Игра и соревнование являются  многообразными общественными явлениями,  и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

     Однако  одна из главных функций игр и  соревнований – педагогическая: они  являются одним из основных средств  и методов воспитания.

     4) Соревновательный метод применяется  при решении разнообразных педагогических  задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

     Сравнительно  с другими методами физического  воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

     Исключительно велико значение соревновательного  метода и в воспитании морально-волевых  качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

 

      Список использованных источников 

      
  1. Игнатов А.А. Основы физического воспитания. –  М.: БЕК, 2004. – 392 с.
  2. Кузнецов А.К. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004. – 304 с.
  3. Палыга В.Д. Гимнастика. – М: ОМЕГА-Л, 2005. – 225 с.
  4. Теория и методика физического воспитания./Под ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х. Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 345 с.
  5. Физическое воспитание./Под ред. Потапова А.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 378 с.
  6. Физическая культура./Под ред. С.К. Елисеевой. – М.: Логос, 2003. – 314 с.
  7. Физическая культура в школе./Под ред. Э.И. Кузнецовой. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – 296 с.
  8. Шефер И.В.Спорт в школе. – М: Дрофа, 2002. – 300 с.

Информация о работе Игровой и соревновательный метод