Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:05, контрольная работа
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине, гигиене и т.п. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Введение………………………………………………………………………3
1. Здоровье и гигиена………………………………………………...............4
2. Гигиена физической культуры и спорта………………………………....5
3. Гигиена лыжного спорта……………………………………………….....6
3.1 Экипировка лыжника……………………………………………...7
3.2 Режим питания лыжников-гонщиков…………………………….8
3.3 Биохимический контроль в спорте………………………………10
3.4 Коррекция негативных состояний у лыжников-гонщиков……..11
3.5 Спортивный массаж и самомассаж………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………......21
Подобное состояние вызывается
специфическими факторами среды, а
именно: однообразием, повторяющимся
характером работы, бедностью внешних
раздражителей, ограниченным полем
наблюдения, чрезмерной длительностью
периода неинтересной работы, чрезмерной
регламентацией и детализацией выполняемых
действий, отсутствием полноценного
освещения и цветового
Несводимость состояния монотонности к психическому утомлению обосновывается рядом аргументов.
Важнейшей характеристикой психического утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения. При состоянии же монотонности психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются.
В состоянии утомления перемена вида деятельности не приводит к восстановлению работоспособности, и результативность оказывается ниже оптимальной. При монотонности, напротив, смена вида деятельности сопровождается восстановлением оптимальной работоспособности.
Анализ высказываний лиц, которые подвергались влиянию монотонности, показывает, что хотя они и чувствовали себя усталыми, но считали, что были вполне способны заниматься другой деятельностью.
Психическому утомлению подвержен каждый человек, в то время как состояние монотонности в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди.
Психическое утомление наступает при любой работе, если человек занимается нею достаточно длительное время, монотонность же возникает только при выполнении специфических видов деятельности в определенных условиях.
Монотонность существенно отличается и от психического насыщения (пресыщения) — состояния особого и отличного от других состояний. Если насыщение (пресыщение) проявляется в раздражительности, нервозности, беспокойстве, сопровождаемом часто интенсивными аффективными реакциями, то монотонность характеризуется сужением внимания и уменьшением психической активности. Еще одно различие заключается в том, что насыщение (пресыщение) возникает прежде всего в результате повторения немотивированной деятельности, монотонность же — под влиянием еще целого ряда факторов, о которых говорилось выше.
Главной причиной монотонности выступает факт снижения психической активности, которая включает в себя два компонента:
Монотонность возникает, прежде всего в том случае, когда и объем внимания, и психическое напряжение резко уменьшаются. Причем роль указанных компонентов в изменении психической активности неоднозначна. Расширение объема внимания всегда ведет к повышению психической активности, возрастание же психического напряжения при ограниченном объеме внимания повышает активность лишь временно, после чего она неизбежно снижается.
Путем произвольного усиления психического напряжения активность можно повысить даже в условиях ограниченного объема внимания, но не надолго, ибо интенсивное психическое напряжение несовместимо с сильно ограниченным объемом внимания. Вот почему устранение монотонности достигается исключительно за счет первичного расширения объема внимания, а не за счет увеличения психического напряжения.
Важнейшая особенность внимания состоит в том, что оно имеет тенденцию к постоянным флуктуациям (колебаниям), к переходу от одного объекта к другому. При монотонной же работе спортсмен вынужден произвольно подавлять эти естественные флуктуации и концентрироваться на ограниченном количестве объектов или данных. Непрерывное принуждение к сужению объема внимания и борьба с его колебаниями приводят к повышенному напряжению, а в конечном итоге к общему состоянию истощения.
Установлено также, что состояние монотонности наступает вследствие «ненасыщенного интереса», который, в свою очередь, возникает в результате несоответствия между личными желаниями и потребностями и степенью их соответствия в деятельности. Поскольку сама по себе однообразная деятельность не стимулирует интереса и не «заполняет» его полностью, внимание спортсмена легко переключается на неприятные особенности работы, что и приводит к усилению психического напряжения.
Выделяют следующие наиболее важные симптомы монотонности:
Большое значение при анализе
монотонности, психического утомления
и насыщения придается фактору
интереса и мотивации деятельности,
личностным особенностям, от которых
может зависеть степень подверженности
отрицательному влиянию однообразных
спортивных действий. Установлено, что
степень подверженности монотонности
зависит от темперамента и особенностей
личности: упорства, настойчивости, целеустремленности.
Люди живого, сангвинического склада
склонны к переживанию
В лыжном спорте бороться с
неблагоприятными состояниями приходится
постоянно. В спорте успешно применяются
различные психолого-
1. Использование разнообразных тренировочных упражнений, игровых методов тренировки, эстафет, гонок с гандикапом.
2. Варьирование внешних раздражителей (смена рельефа местности, костюмов, визуальных и слуховых ощущений).
3. Возбуждение интереса
к тренировочной работе. В широком
смысле слова — формирование
оптимальной мотивации к
4. Избежание чрезмерной регламентации и детализации выполняемых лыжниками действий. Тренерам предпочтительнее ставить только общую задачу тренировки, а выбор средств и методов их использования для решения задачи должен принадлежать самим спортсменам. Это повышает их активность, самостоятельность, настойчивость и упорство.
5. Позитивная установка на тренировку положительно эмоциональная. Тренировка должна проходить на фоне приподнятого настроения, а не вызывать ощущения трудной монотонной работы.
6. Моделирование
Здесь можно вспомнить
о неудачном выступлении
Кроме того, в спорте с успехом применяются собственно психотерапевтические средства. Все методы групповой психотерапии делят на две большие группы: патогенетическую и симптоматическую. При патогенетической психотерапии проводится комплекс активных воздействий, носящих характер позитивного изменения отношений (к себе, тренировкам, соперникам, зрителям и т. п.). Симптоматическая группа — это значительно более узкая и ограниченная система воздействий, которая имеет своей целью ликвидировать или смягчить отдельные неблагоприятные симптомы.
Первые два технических приема патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих особенностей у спортсменов и анонимное обсуждение тех, кто сумел выйти из неблагоприятного состояния и достигнуть высоких результатов в спорте (так называемое психотерапевтическое зеркало). Второй этап этой психотерапии включает в себя мотивированное внушение. Оно может быть в двух вариантах: в гипнотическом и бодрствующем состоянии.
Следующим этапом патогенетической
психотерапии является перевоспитание
или коррекция отдельных
Задачи симптоматической
психотерапии — успокоить спортсменов,
снизить их возбудимость, уменьшить
вегетативно-эмоциональные
Задача рациональной психотерапии — разъяснение сущности страха, беспокойства, причин их возникновения, анализ физиологической основы, динамики проявления и благоприятный прогноз. Активирующая психотерапия имеет своей целью мобилизовать, активность спортсменов, которая по тем или иным причинам заторможена. Аутопсихотерапия (самовнушение, самовоспитание, самоуправление, аутогенная тренировка, мышечная релаксация) — перспективная ветвь общей психотерапии, которая с успехом может использоваться в лыжном спорте.
Психолого-педагогические и
психотерапевтические средства борьбы
с неблагоприятными состояниями
лыжников не требуют больших затрат,
особых знаний, подготовки, но, как показывает
опыт психологов, работающих со спортсменами,
дают большой положительный эффект.
Умелое использование этих средств
поможет спортсменам легче
3.5 Спортивный массаж и самомассаж
Массаж – это совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками. Так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический (косметический), лечебный, спортивный, самомассаж.
Спортивный массаж. Соответственно задачам выделяют следующие его разновидности: гигиенический, тренировочный, предварительный и восстановительный.
Гигиенический массаж обычно делает сам спортсмен одновременно с утренней гимнастикой, разминкой.
Тренировочный массаж проводится для подготовки спортсмена к наивысшим спортивным достижениям в более короткое время и с меньшей затратой психофизической энергии. Используется во всех периодах спортивной подготовки. Методика тренировочного массажа зависит от задач. Особенностей вида спорта. Характера нагрузки и других факторов.
Предварительный массаж применяют для нормализации состояния различных органов и систем спортсмена перед предстоящей физической или психоэмоциональной нагрузкой. В зависимости от задач различают следующие виды предварительного массажа: разминочный, согревающий, мобилизующий, тонизирующий (возбуждающий, стимулирующий), успокаивающий (седативный).
Восстановительный массаж – вид спортивного массажа, который применяется после разного рода нагрузок (физической, умственной) и при любой степени утомления, усталости для максимально быстрого восстановления различных функций организма спортсмена и повышения его работоспособности.
В лыжных гонках нередки переохлаждения и обморожения. Высокие требования предъявляются к кардиореспираторной системе, нервно-мышечному аппарату, особенно в подготовительном периоде. Кроме того, в тренировках используются упражнения, развивающие силу (с отягощением, прыжки в гору, лыжероллеры и т. д.). Большие нагрузки выполняет спортсмен зимой, когда наряду с нагрузками существенное воздействие на организм оказывают метеорологические условия.
Восстановительный массаж показан 2—3 раза в неделю (25 — 35 мин). При этом особое внимание уделяется массажу спины, плечевого пояса, рук, ног и дыхательной мускулатуры. Один раз в неделю массаж проводится в сауне; массируют спину и наиболее нагруженные мышцы.
Эффективен восстановительный ручной массаж в ванне (температура воды 36 — 38°); продолжительность 15 — 25 мин. Приёмы: поглаживание, растирание, разминание и активно-пассивные движения.
Основными задачами кратковременного восстановительного массажа являются:
В его задачи входит:
Самомассаж. В повседневных условиях далеко не всегда есть возможность воспользоваться услугами специалиста по массажу. В таких случаях можно применить самомассаж.