Физическая культура как часть общей культуры человека. История развития физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать физическую культуру как часть общей культуры человека, кратко изложить историю развития физической культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Физическая культура как часть общей культуры человека…………………………...4
История развития физической культуры
Происхождение физической культуры……………………………..…………..8
Античный период………………………..……………………………………….9
Средние века…………………………………………………………………….13
Новое время……………………………………………………………………..16
Современный период…………………………………………………………...18
Список источников…………….....…………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Ф.к. как часть общей культуры человека.docx

— 58.19 Кб (Скачать)

        состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

     Все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном  этапе в силу своей специфики  физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие  на основные сферы жизнедеятельности  общества.  

  1. История развития физической  культуры.
 
    1. Происхождение физической культуры.

     Существует  множество различных взглядов на происхождение физической культуры и спорта как элемента культуры. Именно на основании различных, логически  обоснованных взглядов на возникновение  культуры оформились теории происхождения  физической культуры и спорта. Остановимся  на наиболее известных.

     Теория  магии (основоположник - Г. Рейнак): двигательные действия, повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей (танцы, имитация трудовой и охотничьей деятельности), легли в основу нового для древнего человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным действиям и их совершенствование.

     Теория  войны (основоположник - Э. Берк): подготовка к войне способствовала выделению особого вида деятельности, посвященного развитию физических качеств и обучению, необходимым в войне двигательным действиям.

     Теория  излишней энергии (основоположник - Г. Спенсер): появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что способствовало культивированию этих действий.

     Теория  игры (основоположник - Гроос): игровая деятельность - основополагающая в возникновении культуры, в том числе физической культуры и спорта. Это наиболее популярная за рубежом теория (наиболее видный ее представитель - культуролог и историк Й. Хёйзинга), имеющая последователей в практической сфере, в сфере теории и методики физической культуры и спорта.

     Теория  труда (наиболее подробно изложена Н.И. Пономаревым): большинство современных  видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность. Объективная биологическая  предпосылка зарождения физических упражнений - двигательная деятельность, является естественной потребностью человека. Сторонники данной теории предполагают, что физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 - 8 тысяч лет назад. На основании этнографических исследований сделан вывод о том, что для всех объединений первобытных людей характерным является обряд инициации.

     Периодизацией, применяемой в истории физической культуры и спорта, является разделение исторического материала по временной  принадлежности: физическая культура Древнего мира (Древний Восток, Античный период), физическая культура Средних  веков (Раннее Средневековье, Высокое  или классическое Средневековье, Эпоха  Возрождения), физическая культура Нового времени, физическая культура Новейшего времени (современный период). 

    1. Античный  период.

     Античность - в общем смысле это слово означает "греко-римская древность", иначе  говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм. 

     Древняя Греция:

     В III тысячелетии до н.э. на острове  Крит, лежащем в Эгейском море, начала зарождаться минойская культура (названная так по имени мифического  основателя Критской державы царя Миноса). Она распространилась на десятки  островов, части побережья Малой  Азии и будущей Греции. Считается, что она оказала значительное влияние на возникновение эллинской  культуры. Основные свидетельства об элементах минойской физической культуры содержатся на фресках Кносского дворца. Сохранились изображения борьбы, кулачного боя, акробатических упражнений. Наиболее популярными у древних художников были акробатические культовые игры с быком (тавромахии). Акробаты, мужчины и женщины демонстрировали сложные прыжки через быков.

     В XV в. до н.э. извержение вулкана на островах Санторина нанесло значительный ущерб Криту. Этим воспользовались  балканские ахейцы (предки древних  греков), захватившие остров. Центр  цивилизации переместился на территорию Греции.

     В период расцвета эллинской культуры в Греции оформились два города-государства  с отличающимися системами физического  воспитания, которые стали образцом для других городов Древней Греции: это Спарта и Афины.

     Характер  физического воспитания в Спарте был обусловлен особенностями жизнедеятельности  спартиатов (полноправных граждан этого  города-государства). Согласно имеющимся  данным, 30 000 свободных спартиатов контролировали около 300 000 рабов, что наряду с непрекращающимися боевыми действиями требовало от них исключительной военно-физической подготовленности. Это обусловило всеобщий (для свободного населения) характер военно-физического воспитания в Спарте. С 7 лет детей отдавали в отряды, которые самостоятельно занимались своим жизнеобеспечением. В обучении могли принимать участие все мужчины Спарты или юноши из старших отрядов (от 14 до 20 лет). Физическое воспитание было основано на таких упражнениях, как бег, борьба, метание диска и копья, и являлось обязательным для обоих полов. В возрасте 14 лет дети проходили испытание, получившее название "криптии" (криптос - скрытный). Отряды подростков ночью врывались в деревни рабов и истязали наиболее сильных и непокорных. После криптий подростки переходили в разряд эйренов (эйрены - возрастная категория от 14 до 20 лет). В возрасте 20 лет обучение девушек прекращалось, а юноши становились эфебами (эфебы - мужчины в возрасте с 20 лет, служащие в армии). В начале упражнения и состязания подростков проходили на открытой площадке за городом, получившей название "дромос" (бег). Позже для этих целей стали строить палестры. В VII - VI вв. до н.э. государственная система физического воспитания была дополнена физической подготовкой взрослых мужчин.  

     Физическое  воспитание афинской молодежи существенно  отличалось от обучения в Спарте. В  Афинах физическая подготовка обязательно  включала умственное и эстетическое образование, по принципу философии "золотой  середины", т.е. все в человеке должно быть в меру. Начиналось обучение с 7-летнего возраста до 16 лет в  особых учебных заведениях - палестрах. В рамках системы упражнений палестры входили комплексные испытания  и пентатлон (бег 192-196 м, прыжки в  длину с альтерами, метание диска и копья, борьба). В школе обучали бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле. В отличие от консервативно-земледельческой Спарты, в Афинах детей не отлучали от семьи. На занятия в палестры их сопровождали "дядьки" или рабы. Кроме этого афиняне посещали грамматическую и музыкальную школы. С 16 лет воспитание продолжалось в общественных гимнасиях (от гюмнос - обнаженный). В этих типах учебных заведений увеличивается физическая нагрузка (взрослый пентатлон) и добавлялись элементы общественного воспитания - беседы, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и физических соревнований. Включались элементы военной подготовки. С 18 лет юноша принимался в отряд эфебов и становился свободным гражданином, принимал присягу на верность государству и в торжественной обстановке получал экипировку воина. В отрядах эфебов обучение длилось 2 года и проходило, в основном, в лагерях и отдаленных гарнизонах. Они вели жизнь регулярных солдат, осваивали технику и тактику боя, несли службу по охране границ государства.

     Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в  современной спортивной жизни, сыграли  древнегреческие агоны (состязания, игры). Они проникли во все сферы деятельности греков, и это обусловило своеобразие эллинской культуры. В области физической культуры агонистика оформилась как система общегреческих состязаний. Проводились состязания в честь богов Диониса, Аполлона и Зевса. Панэллинский (общегреческий) характер имели Олимпийские игры (с 776 г. до н.э.), Пифийские игры (с 589 г. до н.э.), Немейские игры (с 573 г. до н.э.), Истмийские игры (с 572 г. до н.э.). Имеются сведения о проведении женских игр, посвященных богине Гере (Гереиды). С 566 г. до н.э. начали проводится Панафинейские игры. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, царь Элиды Ифит и Ликург из Спарты подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы несправедливо, т.к. они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки. По убеждению античных греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам. Это убеждение строилось на идеале калогатии (сумма совершенства тела и духа) и определяло образ жизни свободного гражданина Эллады по принципу "золотой середины". Стремление к совершенству и эстетике нашло свое отражение в названии участников древнегреческих агонов - "aisthetikos", что означало эстетический, чувственный, т.е. красивый.

     Первая  известная дата проведения Олимпийских  игр - 776 г. до н.э. Игры проводились в  местечке Олимпия, расположенном у  подножия горы Кронос. Сначала они  продолжались один день и состояли из одного вида состязаний - бега на один стадий (стадий - единица длины, 192 м 27 см). В Играх могли принимать  участие только свободные мужчины-греки. Замужним женщинам присутствие на Олимпийских  играх было запрещено под страхом  смертной казни. На период проведения Игр объявлялось общегреческое  перемирие - экехейрия. К IV в. до н.э. на общеэллинских играх стали разыгрываться значительные по стоимости призы, что оказалось важным материальным стимулом в стремлении к победе на состязаниях. Источником пополнения рядов профессиональных атлетов наемная армия, появившаяся в греческих городах-государствах. Программа игр состояла из 2-х частей - священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники. За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным. Позднее, с приходом римлян в Элладу, в олимпийских играх стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Условной датой прекращения существования эллинской физической культуры можно назвать дату запрещения Олимпийских игр императором Феодосием I в 394 г.

     Древний Рим:

     Физическая  культура Древнего Рима делится на три основных периода: царский, период республики и императорский период.

     В царский период реализация элементов  физической культуры определялась традициями народа этрусков, которые, в свою очередь, находились под влиянием греческой  культуры. Так, на фресках этрусских  гробниц встречаются изображения  людей, состязающихся в беге, метании  диска и копья, прыжках, плавании, прыжках в воду, борьбе, кулачном бою. Также имеются свидетельства  об исконно этрусских зрелищах, которые  представляли собой схватки человека с животными. Данная традиция и определила дальнейшую эволюцию римских зрелищ.

     В республиканский период, выделяется военно-физическая подготовка римской  армии. Пехотинцы, составлявшие основную часть армии, могли преодолеть не только обычный дневной марш в 15 - 20 км, но и более длинные переходы, имевшие название "великий поход". Также проходили систематические  тренировки в борьбе и учебные  поединки на деревянных палках. Для  подготовки верховых отрядов проводились  упражнения на деревянных конях. В 264 г. до н.э. в Риме впервые состоялся  бой трех пар гладиаторов, но только с 105 г. до н.э. подобные состязания начали включаться в программу публичных  празднеств. После взятия Коринфа  в 146 г. до н.э., ознаменовавшего завоевание Греции, усилилось влияние эллинской  физической культуры на времяпровождение свободных римлян. В Древнем Риме распространился культ пассивного ухода за телом. Греческие традиции массажа и водных процедур, проводившихся  в гимнасиях, например, нашли продолжение в римских банях. Римские бани (термы) представляли собой комплекс зданий, в которых размещались аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Помещения для купания состояли из трех залов с бассейнами: фригидарий - с холодной водой; кальдарий - с горячей водой; тепидарий - с теплой водой.

     В императорский период значительное развитие получили различные зрелища, которые проходили в процессе регулярно устраиваемых празднеств. В рамках этих празднеств проходили состязания колесниц, устраивавшиеся в цирке, вмещавшем до 250 000 зрителей. Участники состязаний были разделены в зависимости от принадлежности к тому или иному обществу - факции. Главными были две факции - "зеленые" и "голубые". Стартовали двуколки, запряженные парой или четверкой, шестеркой, семеркой, восьмеркой, десяткой лошадей. Разыгрывались значительные суммы денег. Большой популярностью пользовались игры, проводимые в амфитеатрах. Прежде всего, в амфитеатрах проводились бои гладиаторов (рабов, проходивших подготовку в специальных школах). Устраивались схватки гладиаторов, использовавших различное вооружение: фракийцы применяли короткий меч и маленький круглый щит, самниты - длинный прямой меч и большой прямоугольный щит, ретиарии - сеть и трезубец. Также проводились схватки гладиаторов с животными. Гладиаторы, сражающиеся с дикими животными, назывались бестиариями. Наиболее крупными были празднества при императоре Траяне в 107 г. н.э. Они длились 4 месяца, в них участвовали 10 000 гладиаторов.

     С III в. н.э. Римская империя вступила в период кризиса, а в IV в. н.э. произошло  ее разделение на Восточную и Западную. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., а Западная Римская империя распалась в 476 г. 

Информация о работе Физическая культура как часть общей культуры человека. История развития физической культуры