Фитнес как составная часть образа жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:33, реферат

Краткое описание

..Фитнес является как бы целой наукой, состоящей из нескольких частей, каждая из которых имеет своё значение. Она включает в себя сведения из самых разных отраслей знаний - анатомии, физиологии, психологии, химии и других. Задачей фитнес-тренировок является улучшение показателей гибкости, силы, выносливости.

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Основным компонентом  здорового образа жизни человека является его личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой  составляет рациональное использование  человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния. Иначе говоря, личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности.

Современные системы  физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

В настоящее  время наибольшей популярностью пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), стретчинг, шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем, у-шу, йоги, цигун.

К особенностям организации учебных занятий  отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы "йоги", основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.

При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий.  

Западные  нетрадиционные системы  упражнений 

Спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, прикладная, лечебная, производственная. Все эти виды относятся к традиционным видам. Но наряду с традиционными  видами гимнастики существуют нетрадиционные виды. Так давайте с вами дадим определение, что же такое нетрадиционные виды гимнастики.

Нетрадиционное - это что-то необычное, новое. К нетрадиционным видам относятся:

- атлетическая  гимнастика;

- спортивная  аэробика;

- гидроаэробика;

- стрейтчинг  гимнастика;

- шейпинг; 

Оздоровительная методика фитнеса, позволяющая изменить формы тела и его вес и надолго  закрепить достигнутый результат.

Все эти виды пришли к нам из Европы и США.

 

Атлетическая  гимнастика 

Атлетическая  гимнастика - это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Воздействие силовых гимнастических упражнений на занимающегося может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата). Отсюда и эффект занятий может быть поддерживающе-тонизирующим или развивающим. При этом сохраняются основные принципы и методы организации занятий гимнастикой как при составлении отдельного комплекса атлетической гимнастики, при планировании конкретной тренировки, так и при организации системы занятий атлетической гимнастикой (циклы, этапы, периоды).

К средствам  атлетической гимнастики следует отнести  шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями  выполнения:

1-я группа - упражнения  без отягощений и предметов,  связанные с преодолением сопротивления  собственного веса тела (звена);

2-я группа - упражнения  на снарядах массового типа  и гимнастического многоборья;

3-я группа - упражнения  с гимнастическими предметами  определенной конструкции и тяжести  (мячи, палки, амортизаторы и т.п.);

4-я группа - упражнения  со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);

5-я группа - упражнения  с партнером (в парах, тройках);

6-я группа - упражнения  на тренажерах и специальных  устройствах.

Для обеспечения  должного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом  можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление.

Поскольку развитие силы - это прежде всего функциональное совершенствование ведущих систем организма при соответствующем сочетании и взаимодействии физических и двигательных качеств, то следует выделить несколько общих закономерностей силовой тренировки:

1) основными  показателями мышечной силы являются: объем и масса мышц, скорость их сокращения и длительность усилия, что определяет формы силового проявления (максимальная произвольная сила, взрывная сила и силовая выносливость);

2) эффект выполнения  того или иного упражнения зависит от соответствующего подкрепления - повторного воздействия, при этом возможное привыкание к упражнению предусматривает своевременное изменение условий и характера упражнения с увеличением требовательности;

3) индивидуальные  и мотивационные особенности занимающихся требуют выбора границ напряженности воздействия (максимальных и минимальных), что выражается в длительности упражнения, величине нагрузки, режиме упражнения и занятий, для силовой тренировки типичен показатель «повторный максимум» (ПМ) или максимальное количество повторений упражнения;

4) в силовой  тренировке предпочтение обычно  отдается «преодолевающему режиму»  при условии, что последнее  повторение в каждом подходе  должно быть с предельным напряжением,  а упражнения в статическом  и уступающем режимах должны лишь дополнять эффект первого;

5) важно тестирование  исходного уровня подготовленности  занимающихся по комплексу показателей:  весоростовому соотношению, оценке  мышечной топографии тела и  отдельных звеньев тела, степени  развития силы в различных условиях проявления, показатель ПМ и другие;

6) как фактор  обеспечения силовой тренировки  надо рассматривать рациональное  питание с учетом трех основных  функций организма: создание запаса  энергии, обеспечение обмена веществ  и соответствующее равновесие в организме, обеспечение строительства клеток и тканей, что определяется содержанием, объемом и соотношением питательных элементов, а также дополнительные стимулирующие средства восстановления: массаж, тепловые процедуры и другие.

Таким образом, широкий выбор средств атлетической гимнастики и методические возможности занятий силовыми гимнастическими упражнениями позволяют в рамках атлетической гимнастики помимо общих задач гармоничного физического развития и силового совершенствования решать множество частных задач: коррекция фигуры, развитие общей и локальной работоспособности, развитие силы отдельных мышечных групп, развитие максимальной силы или другого ее проявления, развитие силы с прикладной направленностью (для конкретного вида двигательной деятельности или вида спорта) и другие.

Типичными формами  организаций, занимающихся атлетической гимнастикой являются: групповые  занятия, индивидуальные уроки, круговая тренировка, игры, конкурсы и другие формы соперничества. 

Спортивная  аэробика 

Спортивная аэробика является видом спорта, где спортсмены выполняют непрерывный и интенсивный  комплекс упражнений. Этот комплекс включает в себя ациклические движения со сложной координацией, а также различные по сложности элементы и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики "базовые" аэробные шаги и их разновидности.

Заниматься спортивной аэробикой можно начинать с четырехлетнего возраста, когда скелет и связки еще не сформированы и легко добиться требуемой растяжки.

Спортивная аэробика характеризуется тем, что здесь  нет чрезмерных нагрузок, особенно на позвоночник. Специфика упражнений в этом виде спорта такова, что все движения выполняются не до крайней степени.

Аэробика - это  здоровый образ жизни для волевых, энергичных оптимистов и тех, кто  хочет таковыми стать. При занятиях спортивной аэробикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы и легких, укрепление мышц и улучшается координация движений. Аэробика - это гарантия оздоровительно-укрепляющего эффекта без риска перетренироваться на занятиях. Если вы ищете идеальное сочетание хореографии и спорта, то спортивная аэробика как раз для вас. И, наконец, аэробика практически не приводит к увеличению мышечной массы. 

Гидроаэробика 

Гидроаэробика -- это один из нетрадиционных видов  ритмической гимнастики, выполняемый  в водной среде: в бассейне или  в естественном водоеме с ровным песчаным дном.

Гидроаэробика расширяет спектр общефизиологического воздействия гимнастических упражнений благодаря повышению вязкого  сопротивления водной среды и  воздействию ее температуры на кожно-сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции.

Темп выполнения гимнастических упражнений в воде ограничен, тогда как степень мышечных напряжений пропорционально возрастает. Снижается  также объем или количество повторений упражнений по сравнению с обычными условиями. Водная среда облегчает мышечную релаксацию и формирует специфическую систему управления движениями с более выраженной и более длительной фазой расслабления мышц конечностей после фазы динамического напряжения.

В связи с  необходимостью поддерживать температурный  баланс при повышении теплоотдачи в воде возрастают энергетические затраты организма по сравнению с аэробикой на суше.

Вода стимулирует  усиление стресс-мобилизующих реакций, адаптацию организма к физической нагрузке в охлаждающей среде  и является фактором закаливания.

Основные упражнения, выполняемые в водной среде в  различных положениях (стоя, в полуприседе, лежа; с подвижной опорой, у неподвижной  опоры, в безопорном положении), с  предметами и без них.

Дополнительные  средства: средства восстановления, музыкальное  сопровождение занятий, использование занятий в зале.

По своей направленности упражнения делятся на следующие  группы:

по целевой  направленности - общеразвивающие и  профилактические упражнения

по воздействию  на отдельные мышечные группы - упражнение локальной направленности

по структуре  движений - плавательные упражнения

по проявлению определенных умений и навыков - игровые  упражнения

Целью общеразвивающих  упражнений является повышение физического  развития, укрепление опорно-двигательного  аппарата, формирование мышечного корсета. Все упражнения объединены в блоки (для мышц рук, плечевого пояса и туловища; упражнения на растягивание, расслабление и дыхания).

Рациональность  воздействия упражнений в уроке  обусловлена рядом факторов: правильной и целесообразной методикой и руководством занятиями; индивидуальными особенностями занимающихся; особенностями упражнений; особенностями внешних условий.

Упражнения локального воздействия направлены на формирование телосложения женщин, особенно в "проблемных" зонах (талия, ягодицы, бедра). Все упражнения могут быть разделены на 4 блока:

1. упражнения  у неподвижной опоры;

2. упражнения  с плавательными досками;

3. упражнения  с поддерживающими палками;

4. упражнения  с поддерживающими поясами;

В каждый из блоков входит по 5 групп упражнений:

1. для развития  мышц передней поверхности бедра;

2. для развития  мышц задней поверхности бедра  и ягодиц;

3. для развития  мышц боковой поверхности бедра;

Информация о работе Фитнес как составная часть образа жизни современного человека