Электрический ток в различных средах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: целью курсовой работы является разработка методики изучения темы «Электрический ток в различных средах».
Задачи: поставленная цель реализуется решением следующих задач:
– рассмотреть роль информационных технологий в образовании;
– рассмотреть роль информационных технологий на уроках физики;

Файлы: 1 файл

Введени1.docxмоя курс.docсдатььь.doc

— 938.50 Кб (Скачать)

    Введение

          Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный прогресс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

  Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы  управления общественным устройством, способствует демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют ускорению не только научно – технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования  – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных, или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  1. Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно – методических материалов;
  2. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  3. Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно – учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработки информации;
  4. Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

  Информатизация  образования поддерживает интеграционные  тенденции процесса познания закономерностей  предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и д.р.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения.

  Цель: целью курсовой работы является разработка методики изучения темы «Электрический ток в различных средах».

  Задачи: поставленная цель реализуется решением следующих задач:

  – рассмотреть роль информационных технологий в образовании;

  – рассмотреть роль информационных технологий на уроках физики;

    –разработать поурочное планирование учебного материала по теме «Электрический ток в различных средах»  10 класс;

  –разработать конспект учебного занятия с использованием информационных технологий по теме «Электрический ток в различных средах» (два урока);

  –разработать тестовые задания по теме «Электрический ток в различных средах» (два варианта). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Информационные технологии при изучении физики.

§1. Информационные технологии в образовании.

  Под новыми информационными  технологиями (НИТ)  понимаются программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки, передачи информации.

Роль  новых информационных технологий в образовании.

  Ускорение научно – технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального заказа общества коренным образом зависит, как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе НИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

  Повсеместное  использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной  части трудоспособного населения  общества, определяет необходимость  подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов с использованием НИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирование у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических.

  Не  менее важна задача обеспечения  психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования НИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения эффективности и качества.

Актуальность  выше перечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этапа информатизации.

  Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей НИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  1. Незамедлительная обратная связь между пользователем и НИТ;
  2. Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  3. Архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  4. Автоматизация процессов информационно – поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  5. Автоматизация процессов информационно – методического обеспечения, организационного управления учебной деятельности и контроля за результатами усвоения.

Реализация  вышеперечисленных  возможностей НИТ  позволяет организовать такие виды деятельности, как:

  1. Регистрация, сбор накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  2. Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя  с программной (программно – аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов). При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  3. Управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  4. Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

  Ввиду того, что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами НИТ и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно- учебной деятельностью.

Развитие  личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни  в условиях информационного общества включает:

  1. Развитие мышления (наглядно – действенного, наглядно – образного, интуитивного, творческого, теоретического мышления). 
  2. Эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа).
  3. Развитие коммуникативных способностей.
  4. Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения).
  5. Развитие умений осуществлять экспериментально – исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ).
  6. Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования различных графических и музыкальных редакторов).

Направления внедрения НИТ  в образовании  используются в качестве:

  1. Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.
  2. Инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
  3. Средства развития личности обучаемого.
  4. Объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
  5. Средства информационно – методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
  6. Средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий.
  7. Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
  8. Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного).
  9. Средства организации интеллектуального доступа, развивающих игр.

§ 2. Информационные технологии при изучении физики.

Учитель на уроках физики может  использовать новые  информационные технологии (НИТ) следующим образом:

  1. Демонстрации и иллюстрации текстов, формул, фотографий при изучении нового материала, т.е. как наглядного пособия.
  2. Демонстрации фотографий ученых, их кратких биографий.
  3. Демонстрации анимационных экспериментов.
  4. Иллюстрации методики решения сложных задач.
  5. Проведение компьютерных лабораторных работ.
  6. Использование интерактивного обучения, если у каждого учащегося есть свой доступ к диску (это прекрасно получается при сетевой версии продуктов).
  7. Контроль за уровнем  знаний. При этом используются не только возможности задач, но и тестовые задания.
  8. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  9. Интерактивное обучение в индивидуальном режиме при использовании доступа к сети Интернет.

  Выбор зависит от целей и задач урока  физики (объяснение, закрепление и  повторение материала, проверка знаний). При выборе компьютерного учебного пособия учителю физики лучше выбирать такое, к которому можно найти дополнительно методическое обеспечение, рабочие тетради, описание лабораторных работ, ответы на тестовые задания. При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности.

Информация о работе Электрический ток в различных средах