Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 19:51, реферат
Увлечение собиранием марок или творчеством группы «Битлз» вполне могут преодолеть печаль, беспокойство, депрессию. Новые интересы и увлечения, по мнению психологов, привносят в жизнь ощущение полноты и радость, и могут скрасить гнетущее одиночество, поскольку увеличиваются шансы найти настоящих друзей, пусть и по интересам. Занятия любимым делом окрыляют и внушают самоуважение. Проходят скука и уныние, убивающие душевные и телесные силы.
В книге «Эволюция физики» Эйнштейн писал:
В науке эти принципы означали решительное несогласие с модными тогда позитивистскими концепциями Маха, Пуанкаре и других, а также отрицание кантианства с его идеями «априорного знания». Позитивизм сыграл определённую положительную роль в истории науки, так как стимулировал скептическое отношение ведущих физиков, включая Эйнштейна, к прежним предрассудкам (прежде всего — к концепции абсолютного пространства и абсолютного времени). Известно, что Эйнштейн в письме к Маху назвал себя его учеником. Однако философию позитивистов Эйнштейн называл глупостью. Эйнштейн пояснил суть своих разногласий с ними:
Философия Эйнштейна была основана на совершенно иных принципах. В своей автобиографии (1949) он писал:
В той же автобиографии Эйнштейн чётко формулирует два критерия истины в физике: теория должна иметь «внешнее оправдание» и «внутреннее совершенство». Первое означает, что теория должна согласовываться с опытом, а второе — что она должна из минимальных предпосылок раскрывать максимально глубокие закономерности универсальной и разумной гармонии законов природы. Эстетические качества теории (оригинальная красота, естественность, изящество) тем самым становятся немаловажными физическими достоинствами.
Веру в объективную реальность, существующую независимо от человеческого восприятия, Эйнштейн отстаивал во время своих знаменитых бесед с Рабиндранатом Тагором, который столь же последовательно такую реальность отрицал.
Религиозные взгляды Эйнштейна являются предметом давних споров. Некоторые утверждают, что Эйнштейн верил в существование Бога, другие называют его атеистом. И те и другие использовали для подтверждения своей точки зрения слова великого учёного.
В 1921 году Эйнштейн получил телеграмму от нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: «Верите ли вы в Бога тчк оплаченный ответ 50 слов». Эйнштейн уложился в 24 слова: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей». Ещё более резко он выразился в интервью «Нью-Йорк Таймс» (ноябрь 1930 года): «Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере».
В 1940 году он описал свои взгляды в журнале «Nature», в статье под названием «Наука и религия». Там он пишет:
Далее он утверждает, что все конфликты между наукой и религией «происходили в результате фатальных ошибок», в результате непонимания того, что «сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены». В то же время «между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость». «Наука без религии хрома, религия без науки слепа… Подлинного конфликта между религией и наукой не может быть». Он снова пишет, что не верит в персонифицированного Бога.
В 1950 году в письме М. Берковитцу Эйнштейн писал: «По отношению к Богу я агностик. Я убеждён, что для отчётливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно — законодателя, работающего по принципу награды и наказания».
Ещё раз Эйнштейн описал свои религиозные взгляды, отвечая тем, кто приписывал ему веру в иудео-христианского Бога:
В 1954 году, за полтора года до смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии: «Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить».
Эйнштейн и садоводство
Экономический кризис в Европе разрастался все сильнее и сильнее. В Германии усиливалась политическая нестабильность, усиливались радикально-националистические и антисемитские настроения. Вместе с этим участились оскорбления и угрозы в адрес Эйнштейна. Однажды даже появилась листовка, где предлагалась крупная награда (50000 марок) за его голову. После прихода к власти нацистов все труды Эйнштейна были объявлены искажением истинной науки. Во всех научных кругах Германии развернулась бескомпромиссная расовая чистка.
Эйнштейн был очень привязан к Германии, но в 1933 году ему пришлось покинуть эту страну навсегда. Он, с семьей перебрался, в США, а затем, через некоторое время, в знак протеста против преступлений нацизма. Эйнштейн отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской академиях наук.
Это была большая трагедия для ученого, но он справился с этим, увлекшись садоводством, находясь в тесном кругу семьи и ведя неприхотливый образ жизни. Он так и не купил телевизор и не водил автомобиль. Ему доставляло удовольствие проводить время в саду, где, ухаживая за растениями, но он продолжал размышлять над своими проектами.
Это пример того, что увлечение помогает справляться с угрозами внешнего мира
Эйнштейн и яхты
Редко я видела Эйнштейна таким же веселым и жизнерадостным, как под парусами этой маленькой лодки.
Из дневника библиотекаря
Общеизвестной привязанностью Эйнштейна была парусная яхта. Однажды у него побывал видный конструктор яхт В. Бургесс, который хотел с ним посоветоваться об оптимальной конструкции корпуса новой яхты. Бургесс привез с собой чертежи и тетрадку с соответствующими расчетами. Он рассказал Эйнштейну о своих затруднениях. Эйнштейн, не перебивая, выслушал конструктора, несколько минут подумал и с карандашом в руках разъяснил Бургессу сущность и решение волновавшего его вопроса.
Эйнштейн очень любил прогулки под парусами и превосходно владел искусством управления яхтой, но дух соревнования, «спортивный азарт» были ему глубоко чужды. На яхте он, вероятно, с особенной силой ощущал столь ценимое им единство с природой (скорее всего, именно поэтому он вежливо отказался от презентованного ему подвесного мотора). Безветрие, это проклятие заядлых яхтсменов, доставляло ему только удовольствие!
Эйнштейн и физика
Говоря об увлечениях Альберта Эйнштейна, нужно сказать, что все-таки главным увлечением и смыслом его жизни была Наука. Ей он был предан, в ней находил убежище, она была причиной его обособленности. Разница между жизнью и смертью для Эйнштейна заключалась в том, может ли он ещё или уже не в состоянии заниматься физикой. Душевное состояние ученого Эйнштейн уподоблял религиозности или влюбленности, когда «ежедневное старание проистекает не из какого-то намерения или программы, а из непосредственной потребности…»
В статье «Мотивы научного исследования» Эйнштейн писал: «Как и Шопенгауэр, я прежде всего думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, - это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из шумной и мутной окружающей среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух и наслаждается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности.
Но к этой негативной причине добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы попытаться в известной степени заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».