Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:39, дипломная работа
В дипломной работе предпринята попытка теоретического описания функционирование фотоэлектрических преобразователей с промежуточной подзоной на основе гетероструктур с квантовыми точками. Для этого предложена эквивалентная схема такого фотоэлектрического преобразователя, учитывающая межзонные генерационные переходы и различные виды рекомбинационных процессов (безызлучательная и излучательная рекомбинация, Оже-рекомбинация). На основе экспериментальных данных (электролюминесценция, вольт-амперная характеристика, спектральная зависимость внешнего квантового выхода) будет проведена оценка токов на каждом из элементов эквивалентной схемы солнечного элемента с промежуточной подзоной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………7
1 ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА
И ТИПЫ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ………………...8
1.1 Фотоэлектрический метод преобразования солнечной энергии………8
1.2 Полупроводниковые материалы…………………………………………11
1.2.1 Моно полупроводники……………………………………………….11
1.2.2 Полупроводники А3В5………………………………………………..14
1.2.3 Полупроводники А2В6………………………………………………..16
1.2.4 Органические материалы…………………………………………….17
1.3 Технология получения полупроводниковых структур…………………19
1.3.1 Молекулярно-лучевая эпитаксия……………………………………19
1.3.2 МОС ГФЭ……………………………………………………………..21
1.3.3 Жидкофазная эпитаксия......................................................................23
1.3.4 Ионно-лучевая эпитаксия……………………………………………25
1.4 Классификация ФЭП……………………………………………………...27
1.4.1 Кремниевые ФЭП…………………………………………………….27
1.4.2 ФЭП А3В5……………………………………………………………..32
1.4.3 ФЭП А2В6……………………………………………………………..35
1.4.4 ФЭП на органических материалах…………………………………..37
1.4.5 ФЭП с квантовыми точками…………………………………………39
1.5 Постановка цели и задач дипломной работы…………………………...41
2 ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ………………………………42
2.1 Спектр солнечного излучения…………………………………………..42
2.2 Краткая теория полупроводников………………………………………..43
2.3 Процессы поглощения и рекомбинации………………………………...48
2.4 Фотовольтаический эффект в p-n-переходе……………………………..54
2.5 Модель классического солнечного элемента…………………………...57
2.6 Основные характеристики солнечных элементов (ток короткого замыкания, напряжение холостого хода, фактор заполнения, кпд)………….61
2.7 Кремниевые фотоэлектрические преобразователя……………………..63
2.7.1 Структура кремниевого фотоэлектрического преобразователя….63
2.7.2 Вольтамперные и спектральные характеристики кремниевых фотоэлектрических преобразователей…………………………………………66
2.8 Фотоэлектрические преобразователи на основе
гетероструктур A3B5…………………………………………………………….68
2.8.1Структура фотоэлектрических преобразователей на основе гетероструктур A3B5…………………………………………………………….68
2.8.2 Вольтамперные и спектральные характеристики фотоэлектрических преобразователей на основе гетероструктур A3B5……..70
3. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
С ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОДЗОНОЙ
НА ОСНОВЕ ГЕТЕРОСТРУКТУР С КВАНТОВЫМИ ТОЧКАМИ………….73
3.1 Физическая модель функционирования
фотоэлектрических преобразователей с промежуточной подзоной…………73
3.2 Эквивалентная электрическая схема
фотоэлектрического преобразователя с промежуточной подзоной………….75
3.3 Расчет токов на элементах эквивалентной схемы
фотоэлектрического преобразователя с промежуточной подзоной………….81
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ……………………………....89
4.1 Анализ производственной среды………………………………………...89
4.2 Выявление и анализ опасных и вредных производственных факторов в лаборатории………………………………………………………………………90
4.3 Производственная санитария…………………………………………….91
4.3.1 Расчет вентиляции помещений……………………………………...91
4.3.2 Расчет освещения помещений……………………………………….94
4.3.3 Организационные мероприятия по снижению уровней шума и вибрации………………………………………………………………………….96
4.3.4 Производственная эстетика……………………………………….....98
4.3.5 Санитарно-бытовые устройства……………………………………..99
4.3.6 Средства индивидуальной защиты персонала……………………...99
4.3.7 Мероприятия, компенсирующие негативное воздействие ОВПФ на работающих……………………………………………………………………....99
4.4 Техника безопасности……………………………………………….........99
4.4.1 Электробезопасность………………………………………………...99
4.4.2 Меры по обеспечению безопасности оборудования, работающего под давлением…………………………………………………………………..101
4.5 Взрывопожарная безопасность…………………………………………101
4.5.1 Мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов………….101
4.5.2 Проектируемые средства и системы пожаротушения и локализация взрывов и пожаров……………………………………………………………...104
4.5.3 Проектируемые системы сигнализации
и оповещения о пожаре………………………………………………………..106
4.6 Безопасность в чрезвычайных ситуациях……………………………...108
4.6.1 Обеспечение безопасности проектируемого производства в условиях техногенных ЧС……………………………………………………..108
4.6.2 Обеспечение безопасности проектируемого производства в условиях ЧС природного происхождения……………………………………112
4.6.3 Обеспечение безопасности проектируемого производства в условиях ЧС военного характера……………………………………………...113
4.6.4 Экономический аспект безопасности при проведении НИР…….114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..116
Эквивалентная схема для «излучательного»
случая (включая ветви Оже-
В
данной дипломной работе мною была
смоделирована электрическая
В настоящем разделе будут
Лаборатория расположена в подвале главного корпуса ЮРГТУ (НПИ) города Новочеркасска. Она характеризуется следующими параметрами:
– длина помещения, 8 м;
– ширина помещения, 4 м;
– высота помещения, 3,5 м;
– число рабочих мест, 3 ч.
– рабочая поверхность стола длина 1,5м высота стола 1м и ширина 0,75 м на котором располагается ЭВМ;
– рабочий стул является подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также – расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра является независимой, легко осуществляемой и имеет надежную фиксацию, что обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе ЭВМ, позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления;
– категория выполняемой работы оператора ЭВМ относится к категории 1в легкие физические работы;
– лаборатория по пожарной безопасности относится к категории В.
Опасные и вредные производственные факторы по природе возникновения делятся на следующие группы [45]:
В помещении лаборатории на научного сотрудника-программиста, занимающегося моделированием на персональном компьютере, могут негативно действовать следующие физические факторы:
К химически опасным факторам, постоянно действующим на программиста относится возникновение, в результате ионизации воздуха при работе компьютера, активных частиц.
Биологические вредные производственные факторы в данном помещении отсутствуют.
К психологически вредным факторам, воздействующим на оператора в течение его рабочей смены можно отнести следующие:
Это вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, приводящих в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышением частоты заболеваемости, проявлением начальных признаков профессиональной патологии.
При достаточно сложной работе требующей
повышенного внимания и точности,
какой является производимые за компьютером
исследования, требуется обеспечить
в рабочем помещении
Вследствие
поступления в воздух вредных
газов, паров, тепла, влаги и пыли
происходит изменение его химического
состава и физического
По способу перемещения воздуха различают системы естественной и механической вентиляции. Система вентиляции, перемещение воздушных масс в которой осуществляется благодаря возникающей разности давлений снаружи и внутри здания, называется естественной вентиляцией. Вентиляция, с помощью которой воздух подаётся в производственные помещения или удаляется из них по системам вентиляционных каналов с использованием для этого специальных механических побудителей, называется механической вентиляцией. Механическая вентиляция по сравнению с естественной имеет определённые преимущества. По способу подачи и удаления воздуха различают четыре схемы вентиляции:
Цель вентиляции, при работе компьютерного оборудования в лаборатории, заключается в как можно лучшем удалении пыли из помещения. Связано это с тем, что на работу компьютера значительное влияние оказывает запыленность воздуха. Наилучшим в данном случае будет применение приточно-вытяжной вентиляции по схеме организации воздухообмена сверху - вниз (рис. 4.1).
Рисунок 4.1. Схема организации воздухообмена
При нормальном микроклимате и отсутствии вредных выделений количество воздуха при общеобменной вентиляции принимают в зависимости от объёма помещения, приходящегося на одного работающего.
Определим необходимый воздухообмен для всего помещения по формуле:
L = nLi
Где n – число работающих в данном помещении.
Примем объём воздуха на каждого работающего Vni< 20 м3 и таким образом расход воздуха на одного работающего будет Li = 30 м3/ ч. Таким образом, получаем, что L = 5*30 = 150 м3/ч.
Для создания оптимальных метеорологических условий в производственных помещениях применяют наиболее совершенный вид промышленной вентиляции – кондиционирование воздуха.
Кондиционированием воздуха
Кондиционеры могут быть местными
(для обслуживания отдельных помещений)
и центральными (для обслуживания
нескольких отдельных помещений). Кондиционирование
воздуха играет существенную роль не
только с точки зрения безопасности
жизнедеятельности, но и во многих технологических
процессах, при которых не допускаются
колебания температуры и
Поскольку лаборатория состоит из нескольких помещений, в которых необходимо обеспечить заданный микроклимат то следует применить выше упомянутую центральную систему кондиционирования.
Работа, выполняемая с использованием вычислительной техники, имеют следующие недостатки:
- вероятность появления прямой блесткости;
- ухудшенная контрастность
- отражение экрана.
В связи с тем, что естественное
освещение слабое, на рабочем месте
должно применяться также
Размещение светильников определяется следующими размерами:
Н = 3 м. - высота помещения
hc = 0,25 м. - расстояние светильников от перекрытия
hп = H - hc = 3 - 0,25 = 2,75 м. - высота светильников над полом
hp = высота расчетной поверхности = 0,7 м (для помещений, связанных с работой ПЭВМ)
h = hп - hp = 2,75 - 0,7 = 2,05 м - расчетная высота.
Светильника типа ЛДР (2х40 Вт). Длина 1,24 м, ширина 0,27 м, высота 0,10 м.
L - расстояние между соседними светильниками (рядами люминесцентных светильников), Lа (по длине помещения) = 1,76 м, Lв (по ширине помещения) = 3 м.
l - расстояние от крайних светильников или рядов светильников до стены, l = 0,3 - 0,5L.
lа = 0,5La, lв = 0,3Lв
la = 0,88 м., lв = 0,73 м.
Светильники с люминесцентными лампами в помещениях для работы рекомендуют устанавливать рядами [46].
Метод коэффициента использования светового потока предназначен для расчета общего равномерного освещения горизонтальных поверхностей при отсутствии крупных затемняющих предметов. Потребная мощность светового потока ламп в каждом светильнике
Рисунок 4.2. Схема расположения светильников.
Ф = Е * r * S * z / N * h,
где Е - заданная минимальная освещенность = 300 лк., так как разряд зрительных работ = 3
r - коэффициент запаса = 1,3 (для помещений, с ПЭВМ)
S - освещаемая площадь = 30 м2.
z - характеризует неравномерное освещение, z = Еср / Еmin - зависит от отношения l = L/h , la = La/h = 0,6, lв = Lв/h = 1,5. Так как. l превышают допустимых значений, то z=1,1 (для люминесцентных ламп).
N - число светильников, намечаемое до расчета. Первоначально намечается число рядов n, которое подставляется вместо N (N=4). Тогда Ф - мощность светового потока ламп одного ряда.
N = Ф/Ф1, где Ф1 - поток ламп в каждом светильнике.
h - коэффициент использования. Для его нахождения выбирают индекс помещения i и предположительно оцениваются коэффициенты отражения поверхностей помещения rпот. (потолка) = 70%, rст. (стены) = 50%, rр. (пола) = 30%. Согласно /66/ принимаем h=0,3
Ф = 300 * 1,3 * 30 * 1,1 / 4 * 0,3 = 10725 лм.
Я предлагаю установить светильники так, как указанно на рисунке 4.2. По полученному значению светового потока выбираем ближайшую стандартную люминесцентную лампу с мощностью светового пока 2850 лм /66/.
Шум ухудшает условия труда, оказывая вредное действие на организм человека. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе ряда органов и систем организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональном состоянии человека вплоть до стрессовых. Под воздействием шума снижается концентрация внимания, нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, ухудшается речевая коммутация. Все это снижает работоспособность человека и его производительность, качество и безопасность труда. Длительное воздействие интенсивного шума [выше 80 дБ(А)] на слух человека приводит к его частичной или полной потере.
Нормативы шума в производственных помещениях устанавливает ГОСТ 12.1.003-83, а уровни звукового давления на рабочих местах нормируются согласно СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 и не должны превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 4.1. Нормативы шума в производственных помещениях
В процессе работы с компьютером на исследователя воздействует издаваемый им шум. В основном источниками шума являются вентиляторы установленные в системном блоке компьютера, а также принтер. Исходя из “Гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно–вычислительным машинам и организации работы” устанавливается: “в помещениях, где работают инженерно – технические работники, осуществляющие лабораторный, аналитический или измерительный контроль, уровень шума не должен превышать 65 дБА”.
Информация о работе Фотоэлектрические преобразователи на квантовых точках