Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Двигательный навык - сложнокоординационный двигательный акт, включающий в себя условнорефлекторные и безусловнорефлектор-ные элементы, основу которых составляют ранее выработанные двигательные умения.
- это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.
Характерные признаки навыка:
1 вопрос ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
Двигательный навык
- сложнокоординационный
- это такая степень владения действием,
при которой управление движениями происходит
автоматизированно, т.е. не требуется специально
направленного на них внимания.
Характерные признаки навыка:
- Автоматизированное управление движениями.
Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако
автоматизация процесса выполнения движений
не означает неосознанности действий.
Сознание ученика направлено в основном
на узловые компоненты действия, на применение его в различной
обстановке, на творческое решение двигательной
задачи.
- Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных
движений в единое целое.
- Отсутствие излишнего напряжения мышц,
ненужных действий, высокая быстрота,
легкость, экономичность и точность движений
при его выполнении.
- Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную
задачу под влиянием сбивающих факторов
(утомления, плохих внешних условий, активном
противодействии соперников и т.д.).
- Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно
закреплен, не исчезает даже при длительных
перерывах (научившись плавать, ездить
на велосипеде, играть в футбол, человек
может выполнять эти действия даже после
многолетнего перерыва).
Таким образом, в процессе обучения
двигательному действию изменяется характер
управления движениями. В результате повышается уровень
овладения двигательным действием. Первым
(начальным) уровнем овладения действием
является двигательное умение, вторым
- двигательный навык. Процесс совершенствования
сформированного двигательного навыка
бесконечен. Его основная задача - научить
ученика свободно владеть навыками в любых
условиях. Только в этом случае навык получит
свою практическую ценность.
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные
умения высшего порядка.
Эти умения связаны с самостоятельным
решением новых двигательных задач в меняющихся
условиях деятельности. Например, в спортивных
играх и единоборствах они теснейшим образом
связаны с интеллектуальной деятельностью
занимающихся. Чтобы целесообразно применять
знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать,
ориентироваться, разгадывать намерения
противника, быстро находить решения и
др. По существу, именно умения высшего
порядка и являются конечной целью обучения. Деление на три уровня владения двигательным
действием является условным, не имеет
стабильных границ разделения, но чрезвычайно
полезно при определении образовательных
задач.
2
вопрос Умение — освоенный субъектом способ
выполнения действия, обеспечиваемый
совокупностью приобретённых знаний и навыков
3 вопросНавык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
На формирование навыка влияют:
Различные сочетания этих факторов
создают различные картины
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Умения:
применяются;преобразуются
для обеспечения гибкости или
приспособления к изменившимся условиям;обобщаются;
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
4 вопрос характеристика навыков! Характерными признаками двигательного умения являются:- управление движениями происходит неавтоматизированно;- сознание загружено контролем каждого движения;- невысокая быстрота выполнения действия;- действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;- относительная расчленённость движений;- нестабильность действия;- непрочное запоминание действия.В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.