Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.
Одним из основных приоритетов
бюджетной политики в 2013 – 2015 годах
остается обеспечение в полном объеме
действующих и вновь
Доля межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, в расходах федерального бюджета в 2013 - 2015 годах составит в среднем 23 %.
В общих расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов основная доля приходится на межбюджетные трансферты бюджету ПФР (более 95 %).
Межбюджетные трансферты в общих доходах бюджета ПФР в 2013 году составят 46,7 %, в 2014 году – 44,7 % и в 2015 году – 45,1 %, что свидетельствует о сохранении на достаточно высоком уровне зависимости бюджета ПФР от бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
В связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков законопроектом предусматривается в 2013 - 2015 годах компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Данные об общих расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов на 2013 год и на плановый период 2014 – 2015 годов приведены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Анализ приведенных данных показывает, что законопроектом предусматривается увеличение расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2013 году по сравнению с расходами, предусмотренными Федеральным законом № 371-ФЗ (с изменениями), на 2 %, а в 2014 - 2015 годах – на 3,1 % и 12,6 % к предыдущему году соответственно.
Доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, в ВВП и в общих расходах федерального бюджета снижается и составит в 2015 году 4,4 % и 23,3 % соответственно.
В сфере бюджетной политики обеспечение сбалансированности бюджета ПФР как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе (с учетом растущих демографических рисков) является одной из ключевых государственных задач. Сбалансированность бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, будет обеспечиваться в 2013 - 2015 годах за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых в виде компенсаций выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджета в связи с недостаточностью страховых взносов, зачисляемых в бюджет ПФР, на выплату страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, выплата страховой части трудовой пенсии более чем на четверть будет зависеть от бюджетных ассигнований из федерального бюджета. При определении объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2014 – 2015 годах учитывались условия сохранения на эти годы пониженного тарифа страховых взносов в размере 22 % и тарифа 10 % от сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов.
Показатели (млрд руб.) |
2011 год |
2012 год |
Плановый период | |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы |
5 137,38 |
5 696,86 |
6 280,07 |
6 938,64 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
2 341,73 |
2 893,15 |
3 145,67 |
3 121,74 |
Расходы |
4 822,39 |
5 407,31 |
5 948,08 |
5 843,21 |
Профицит |
314,99 |
289,55 |
331,99 |
371,03 |
Справочно: прожиточный минимум пенсионера (руб.) |
5564 |
6297 |
6782 |
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, в общих доходах бюджета ПФР составят в 2013 году 46,7 % (в 2012 году – 49,4 %), в 2014 году – 44,7 % и в 2015 году – 45,1 %, что свидетельствует о сохранении на достаточно высоком уровне зависимости бюджета ПФР от бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Планируется следующая индексация пенсий:
- в 2013 г.: с 1 февраля трудовая пенсия - на 6%; с 1 апреля трудовая пенсия - 2,5% и социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 7,9%, ЕДВ - на 5,5% отдельным категориям граждан;
- в 2014 г.: с 1 февраля трудовая пенсия - на 5,5%, с 1 апреля трудовая пенсия - на 3,3% и социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 13,2%, ЕДВ - 5% отдельным категориям граждан.
Среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2013 г. - 10 115 руб. (160,6% к ПМП), в 2014 г. - 11 061 руб. (163,1% к ПМП).
Средний размер социальной пенсии в 2012-2014 годах составит в среднем 102,5% к ПМП.
Законопроектом предусматривается предоставление бюджетных ассигнований бюджету ФСС на обеспечение сбалансированности его бюджета, на компенсацию выпадающих доходов бюджета в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, а также на отдельные выплаты по социальному обеспечению населения.
Показатели
(млрд руб.) |
2011 год |
2012 год |
Плановый период | |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, в т.ч. |
458,8 |
579,5 |
618,8 |
667,5 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
69,88 |
177,7 |
173,2 |
162,0 |
Расходы, в т.ч. |
456,9 |
577,2 |
613,3 |
658,6 |
на обязательное соц. страхование |
311,05 |
417,7 |
444,9 |
481,6 |
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и проф. заболеваний |
63,30 |
69,8 |
74,9 |
80,1 |
Профицит |
1,94 |
2,34 |
5,50 |
8,88 |
На компенсацию выпадающих доходов бюджета из-за пониженных тарифов страховых взносов, установленных для отдельных категорий плательщиков, и на обеспечение сбалансированности бюджета законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования бюджету ФСС в 2013 году на общую сумму 56 153,0 млн.
рублей, а в 2014 году – 62 910,4 млн. рублей и в 2015 году – 59 610,4 млн. рублей.
При этом предполагается,
что в дальнейшем должен
происходить постепенный выход
отдельных категорий
В общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету ФСС, указанные бюджетные ассигнования составят в 2013 - 2015 годах 43 %, 45,7 % и 43,2 %
соответственно.
За счет указанных средств федерального бюджета будет обеспечены выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 13,8 %, 13,2 % и 11,4 % общей суммы, прогнозируемой
ФСС на 2013 - 2015 годы соответственно.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребёнка в начальный период его жизни предусмотрены на 2012-14 гг. по 19 млрд руб. ежегодно. Стоимость «Родового сертификата» сохраняется на уровне 2011 г. в размере 11 тыс. руб.
Устанавливаются следующие размеры пособий:
- единовременное при рождении ребёнка: в 2013 г. - 13 087 руб. и в 2014 г. - 13 741 руб.;
- ежемесячное по уходу за первым ребёнком/вторым и последующими детьми (соответственно) до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам: в 2013 г. - 2 455/4 908 руб.; в 2014 г. - 2578/5 153 руб.;
- ежемесячного пособия
по беременности и родам (
Сумма, из которой исчисляется
размер единовременной страховой выплаты
по обязательному социальному
На исполнение ФСС отдельных государственных полномочий законопроектом предусматривается предоставление бюджету ФСС межбюджетных трансфертов на 2013 год в сумме 74 401,3 млн. рублей, на 2014 год – в сумме 74 674,5 млн. рублей и на 2015 год – в сумме 78 268,0 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты в основном предоставляются бюджету ФСС на выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2013 году на указанные выплаты предусматривается направить 55 174,4 млн. рублей, что на 2 876,4 млн. рублей, или на 5,5 %, больше, чем в 2012 году, а их доля составит 30,6 % общего объема межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ФСС.
В 2014 - 2015 годах на эти цели будет направлено 55 172,7 млн. рублей и 58 023,6 млн. рублей соответственно.
За счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета
предусматривается также
Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования только на компенсацию бюджету ФОМС выпадающих доходов в связи с сохранением на 2013 - 2015 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Показатели (млрд руб.) |
2011 год |
2012 год |
Плановый период | |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы – всего, в том числе: |
336,0 |
891,7 |
1 034,4 |
1188,5 |
из них страховые взносы по тарифу 5,1% |
516,9 |
575,9 |
671,8 | |
из них страховые взносы по пониженному тарифу |
20,3 |
31,1 |
35,4 | |
межбюджетные трансферты из фед. бюджета |
21,1 |
51,81 |
50,43 |
18,81 |
Расходы – всего, в том числе: |
336,0 |
891,7 |
1034,4 |
1188,5 |
на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения и программ модернизации федеральных государственных. учреждений*. |
215,9 |
244,1 |
- |
- |
трансферты, представляемые Фонду социального страхования |
18,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
трансферты, представляемые территориальным фондам ОМС |
89,9 |
603,3 |
1003,3 |
1154,3 |
На указанные цели в 2013 году из федерального бюджета выделяется 50 430,0 млн. рублей, что на 3 520,0 млн. рублей, или на 7,5 %, больше, чем в 2012 году, с последующим существенным снижением бюджетных ассигнований до 18 810,0 млн. рублей в 2014 году и до 1 000,0 млн. рублей в 2015 году. В соответствии с действующим законодательством большинство плательщиков страховых взносов, ранее имевших льготы по их уплате, с 2015 года должны перейти на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу 5,1 %.
Предоставляемые бюджету ФОМС межбюджетные трансферты на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и дополнительной диспансеризации работающих граждан (в 2012 году на общую сумму 4 900,0 млн. рублей) законопроектом не предусмотрены, учитывая, что их финансовое обеспечение будет осуществляться с 2013 года за счет средств обязательного медицинского страхования.
Фонд вправе в 2012 г. в пределах бюджетных ассигнований, осуществлять направление средств в сумме до 11 млрд руб. на осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Также устанавливается величина коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2012 г. в размере, равном 1,0.
Заключение
В данной работе сделана попытка раскрыть теоретическую основу вопроса. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. В ходе работы были рассмотрены сущность внебюджетных фондов РФ, их роль в финансовой системе, виды фондов, источники формирования и направления использования средств фондов. Были подведены итоги о проблемах функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ рассмотренного вопроса.
Внебюджетные фонды — это обособленная часть финансовых ресурсов органов государства и местного самоуправления, формируемая за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. Для организации финансирования целевых общегосударственных задач используются соответствующие внебюджетные фонды.
В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Таким образом, мы выяснили, что внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ