Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Виды внебюджетных фондов, их  классификация, источники формирования  и задачи

 

 

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

 

 

 

 

 

 

2. Социальные внебюджетные  фонды РФ

2.1 Характеристика  пенсионного фонда

2.1.1 Пенсионный  фонд РФ: сущность, задачи, функции

 

 

 В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ).

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

 По мнению профессора  А.Г. Грязновой и профессора  Е.В. Маркиной Пенсионный фонд  Российской Федерации – это  фонд денежных средств, образуемый  вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее государственное  управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом  РФ «Об обязательном пенсионном страховании  в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования  являются федеральные органы государственной  власти, страховщики, страхователи и  застрахованные лица.

       Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность с 1 января 1992г. в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

  Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

 Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

 ПФ РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Функции осуществляемые ПФР представлены в Приложение 1

 

 

2.1.2 Формирование  и направления использования  средств Пенсионного фонда РФ

 

 

 Доходы Пенсионного фонда  РФ формируются за счет следующих  источников:

  • отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
  • страховых взносов;
  • средств Федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

 В 2010 год был переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34% - 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования. С 2012 году по закону они составляют 22% от годового заработка работника в пределах 512 тысяч рублей по каждому месту. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%. Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями трудовой пенсии: страховой и накопительной:

Страховая часть формируется за счет страховых взносов. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2012 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 278 рубля 59 копеек.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется:

в обязательном порядке  у работающих  граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем  в Пенсионный фонд Российской Федерации  страховых взносов (с 2012 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 512 тысячи рублей в год);  

в добровольном порядке  у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных  добровольных страховых взносов, средств  государственного софинансирования и  взносов работодателей, если они  являются третьей стороной Программы.

 Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно.

 Наиболее весомая  часть бюджета Пенсионного фонда  РФ – страховые взносы, уплачиваемые  субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.

 Для данных категорий  с 1 января 2012г. Установлены соответствующие процентные ставки:

22% для работодателей;

16% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;

от 20 до 20,8% для индивидуальных предпринимателей.

Расходы бюджета Пенсионного  фонда РФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ и направляются на:

  • выплату в соответствии с действующими на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
  • другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

 Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами дополнительным  источником средств, направляемых  на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные  фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах».

 С помощью НПФ  обеспечиваются дополнительные  возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ