Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов
создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы
мобилизации национального
Специальные налоги и
сборы устанавливаются
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1 Характеристика пенсионного фонда
2.1.1 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ).
Пенсионный фонд РФ представляет
собой централизованную систему
аккумуляции и
По мнению профессора
А.Г. Грязновой и профессора
Е.В. Маркиной Пенсионный фонд
Российской Федерации – это
фонд денежных средств,
Согласно экономическому
словарю Пенсионный фонд РФ представляет
собой самостоятельное
В соответствии с Законом
РФ «Об обязательном пенсионном страховании
в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами
обязательного пенсионного
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность с 1 января 1992г. в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
Основными задачами Пенсионного фонда являются:
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФ РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Функции осуществляемые ПФР представлены в Приложение 1
2.1.2 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ
Доходы Пенсионного фонда
РФ формируются за счет
В 2010 год был переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34% - 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования. С 2012 году по закону они составляют 22% от годового заработка работника в пределах 512 тысяч рублей по каждому месту. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%. Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями трудовой пенсии: страховой и накопительной:
Страховая часть формируется за счет страховых взносов. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2012 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 278 рубля 59 копеек.
Накопительная часть трудовой пенсии формируется:
в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (с 2012 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 512 тысячи рублей в год);
в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно.
Наиболее весомая
часть бюджета Пенсионного
Для данных категорий с 1 января 2012г. Установлены соответствующие процентные ставки:
22% для работодателей;
16% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;
от 20 до 20,8% для индивидуальных предпринимателей.
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ и направляются на:
Наряду с бюджетным
финансированием и
С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.
Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ