Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Характеристика фонда обязательного медицинского страхования

2.2.1 Характеристика  фондов обязательного медицинского  страхования, их правовой статус

 

 

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных  прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

 Медицинское страхование  является формой социальной защиты  интересов населения в охране  здоровья.

Медицинское страхование  ставит целью гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Обязательное медицинское  страхование является всеобщим для  населения Российской Федерации.

 Объектом медицинского  страхования служит страховой  риск, связанный с затратами на  оказание медицинской помощи  при возникновении страхового  случая.

 Условием осуществления  медицинского обслуживания населения,  предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.

 Важнейшим нормативным  правовым актом, регулирующим  обязательное медицинское страхование  является Закон Российской Федерации  «Об обязательном  медицинском  страховании  в Российской  Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (далее - Закон).

 Закон установливает  правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования  населения в Российской Федерации,  определяет средства обязательного  медицинского страхования в качестве  одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы  системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

 Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем  гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

 Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 В качестве субъектов  медицинского страхования Законом  определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

 В настоящее время  в Российской Федерации созданы  как самостоятельные некоммерческие  финансово-кредитные учреждения  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

 Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

Во исполнение установленных  функций, ФОМС осуществляет аккумулирование  финансовых средств для обеспечения  финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС,  национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Расходование средств  ФОМС осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

 Руководство деятельностью  Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).

 Контроль за деятельностью  Фонда осуществляет ревизионная  комиссия.

 Отчеты о доходах  и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в целях выполнения основных задач осуществляет следующие функций:

  1. осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  2. разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  3. осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  4. выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  5. осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  6. осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  7. осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  8. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  9. участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  10. осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  11. организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  12. изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  13. обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  14. участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  15. ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

 

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.

 Территориальный фонд  создается для финансирования  территориальных программ обязательного  медицинского страхования.

 Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

 Территориальный фонд  обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

осуществляет финансирование территориальной программы обязательного  медицинского страхования;

осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;

организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых  взносов в территориальный фонд;

осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими  территориальными фондами.

 Для выполнения  своих функций территориальный  фонд может создавать в городах  и районах свои филиалы.

 Финансовые средства  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования формируются  за счет:

части единого социального  налога по ставкам, установленным законодательством РФ;

страховых взносов предприятий  и организаций;

бюджетных ассигнований;

кредитов банков и  иных кредиторов;

страховых взносов на обязательное медицинское страхование  неработающего населения, уплачиваемых органа ми исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).

 Размер страховых  взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.

 Страховые взносы  на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  уплачивает в Фонд правительства  субъектов РФ и местная администрация  за счет средств, предусмотренных в бюджетах.

 От уплаты на  обязательное медицинское страхование  освобождаются общественные организации  инвалидов и находящихся в  собственности этих организаций  предприятия, созданные для осуществления  их уставных целей.

 Страховые взносы  в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.

 Расходование средств  Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации.

 Контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу РФ.

 В структуре поступлений  преобладающую долю составляют  страховые взносы (более 9/10).

 В состав расходной  части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

 Законом «Об обязательном  медицинском страховании» предусмотрено  образование страховых медицинских  компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений, быть посредником между территориальным фондом и медицинским учреждением.

 Средства территориального  фонда направляются страховым  компаниям, учредителями которых  выступает местная администрация.

 Всем гражданам  России по месту жительства  или по месту работы компания  выдает страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет, как минимум, «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

 Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ