Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 Следует отметить, что наряду с обязательным  медицинским страхованием есть  добровольное медицинское страхование,  введенное с 1 октября 1992 года.

 Добровольное медицинское  страхование осуществляется за  счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием, может быть коллективным и индивидуальным. Размер страховых взносов устанавливается соглашением сторон.

 

 

2.3 Характеристика  фонда социального страхования

2.3.1 История возникновения и общие положения о Фонде социального страхования РФ

 

 

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный  совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет  2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших  вследствие несчастных случаев рабочих  и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для  становления в России государственного социального страхования.

 Первое послереволюционное  положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в  1918 году. Оно гарантировало обеспечение  всех наемных работников независимо  от характера труда пособиями  при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное  социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании  Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования  осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является одним  из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение  расходов по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы  на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

 Фонд осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  законами Российской Федерации,  указами Президента Российской  Федерации, постановлениями и  распоряжениями Правительства Российской  Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации.

 В Фонд социального  страхования Российской Федерации  имеет региональные отделения,  управляющие средствами государственного  социального страхования на территории  субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

 Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

 

 

2.3.2 Формирование  средств Фонда социального страхования  РФ

 

 

 Денежные средства  Фонда являются государственной  собственностью, не входят в состав  бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

 Средства Фонда  социального страхования формируются  за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право  на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств  Фонда;

добровольных взносов  граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке  за путевки, оплаченные за счет средств  Фонда; средств, возмещаемых Фонду  в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

 

 

2.3.3 Расходование  средств Фонда социального страхования  РФ

 

 

 Средства государственного  социального страхования расходуются  исключительно на цели, установленные  федеральными законами, Положением  о Фонде, в соответствии с  бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

 Распорядителями средств  Фонда являются председатель  и главный бухгалтер Фонда,  а в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда  - управляющий и главный бухгалтер  отделения Фонда.

 Средства государственного  социального страхования направляются  на:

выплату пособий:

по временной нетрудоспособности;

по беременности и  родам;

единовременного пособия  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременного пособия  при рождении ребенка;

ежемесячного пособия  на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

социального пособия  на погребение;

санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих  в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

 Выплата пособий  по социальному страхованию, оплата  путевок работникам и членам  их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

 Страхователь не  вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

 Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

 Оплата путевок  на санаторно-курортное лечение,  в учреждения отдыха, санатории  - профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

 Порядок частичного  финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных лагерей,  детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

 Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные  с деятельностью Фонда, его  исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

 

 

 

3. Анализ бюджетов внебюджетных фондов на 2013-2015 годы

 

 

В  области  межбюджетных  отношений  необходимо  продолжить  работу  по достижению  оптимального баланса между объективно  необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности  и созданием стимулов  для экономического  роста и увеличения  налогового  потенциала  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ