Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:33, контрольная работа
От достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит, насколько спешно будет развиваться экономика любого государства.
Введение
1. Сущность казначейского исполнения бюджетов
2. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
На развитие рынка финансовых услуг, к которым относятся и страховые операции, влияет множество факторов, в том числе и факторы, обусловленные, во-первых, специфическими свойствами услуги в общем и, во-вторых, особенностями финансовой услуги в частности. В сфере страховых отношений такими факторами являются количество видов обязательного страхования и их соотношение между собой в отраслевом и социальном аспектах.
Наличие определенных видов обязательного страхования обусловливает их классификацию по различным критериям. Так, исходя из форм собственности страховщика, обязательное страхование подразделяется на государственное и коммерческое.
Государственное страхование — комплексное покрытие различных общественно значимых страховых рисков за счет средств государственного бюджета. В качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на то организаций. Средства, выделяемые на страхование, носят государственный характер, т. е. выделяются из бюджетов Федерации или ее субъекта. В круг интересов государства входит его монополия на проведение всех или отдельных видов страхования, определенных законом о статусе страховой деятельности, и приоритет в осуществлении социальной защиты граждан.
Государственное страхование, проводимое во всех странах, ориентировано на решение социальных, общественных задач по защите интересов всех слоев населения и экономических субъектов различных сфер деятельности (на основе затратного механизма).
Коммерческое обязательное страхование — негосударственная
организационная форма страховых отношений, где в качестве страхов-
щика выступает частный капитал в лице страховых компаний различ-
ных организационно-правовых форм (акционерные общества, товари-
щества и т. п.). Оно проводится на основе механизма самоокупаемости
и прибыльности в соответствии с целями любой предпринимательской
деятельности.
Коммерческое страхование, как известно, отклоняет риски, за которые уплачиваются незначительные (на взгляд страховщика) суммы страховых премий. Государственное же страхование не имеет целью получение дохода и поэтому принимает на страхование все риски. С учетом специфики обязательного государственного страхования в России допуск в этот сектор осуществляется на разрешительной основе. Частные страховщики допускаются к деятельности только в системе ОМС. Для этого они должны иметь лицензию Федеральной службы страхового надзора Минфина России (ФССН) и после этого пройти определенный отбор в субъекте РФ. Все другие виды государственного страхования осуществляют исключительно государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения — внебюджетные целевые фонды (пенсионного страхования, социального, медицинского страхования).
В зависимости от участия в решении проблем общества выделяются следующие подсистемы обязательного страхования:
социальное страхование, основанное на идее попечения об общественном благе и входящее в государственную социальную политику; включает страховую защиту жизненных интересов всех слоев населения (личное страхование);
общественно значимое страхование, основанное на идее снижения крупномасштабных страховых рисков в жизнедеятельности экономических субъектов и частных лиц; включает определенные виды личного страхования, страхования имущества и страхования гражданской ответственности.
Законодательство РФ в сфере социального страхования предусматривает образование особых (внебюджетных) фондов денежных средств, прямо не связанных с бюджетами различных уровней, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и имеющих сугубо целевой характер расходования.
Государственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также очень близкий к ним по своей правовой природе Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках' — имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и созданы для реализации основных конституционных прав граждан.
Государственные внебюджетные социальные фонды и Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках формируются и функционируют на принципах, резко отличающихся от основ создания коммерческой (негосударственной) страховой системы. Эти различия заключаются в следующем:
соответствующие структуры, занятые формированием и распределением денежных средств вышеприведенных фондов, — государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения (государственная корпорация — при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов) формирование вышеприведенных страховых фондов — на обязательной основе пу;ем сбора федерального социального налога и страховых взносов;
прямое участие государственных органов в управлении системой обязательного социального страхования.
Организационно-правовая модель системы социального страхования в Российской Федерации отвечает ее государственному режиму и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. При этом независимость их функционирования весьма специфична и существенно отличается от финансовой деятельности страховых организаций, осуществляющих коммерческое страхование. Это прежде всего проявляется в невозможности существенно влиять на величину доходов и корректировать расходную часть своего бюджета.
Наделив государственные внебюджетные социально значимые фонды и Агентство по страхованию вкладов как юридических лиц самостоятельностью, государство оставило за собой право решать многие вопросы, касающиеся их деятельности: определять размер обязатель внебюджетных фондов и Агентства затрагивает в основном организационный аспект движения денежных средств, разработку методической документации и частично перераспределительные операции. Их назначение, в конечном счете, сводится к обеспечению финансовой ресурсной базы для реализации государственных социальных программ (пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования и др.), т. е. к сбору установленных государством обязательных платежей и передаче их органам социальной защиты для последующих выплат или непосредственно населению. Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды (в лице своих исполнительных органов) и Агентство ответственны только за организацию и управление процессами мобилизации и использования денежных средств в размерах и на нужды, строго определенные государством.
В зависимости от принципиальных отличий объектов страхования обязательное страхование классифицируется на отрасли, виды и подвиды страхования.
Особенностью данной классификации является отсутствие четкого разграничения иерархических уровней и объединение отдельных видов, подвидов в комплексные виды страхования. Так, в личном страховании единичные виды присущи только 2-й подотрасли — страхованию от несчастных случаев. Страхование жизни объединяет различные социальные риски и риски, связанные с медицинским страхованием, страхованием от несчастных случаев и на случай смертиВ отрасли имущества к обязательной форме относятся несколько видов без выделения подотраслей. Например, имущество особой важности может принадлежать в равной степени и физическим и юридическим лицам. Страхование имущества особой важности подразделяется на следующие подвиды:
обязательное коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками и иными государственными хранилищами культурных ценностей (в соответствии с Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.);
обязательное коммерческое страхование заложенного имущества от рисков утраты (в соответствии со ст. ПО ч. 2 ГК РФ);
государственное обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г.);
Выделение трех самостоятельных направлений обязательного личного страхования в РФ обусловлено различными источниками финансирования страховых отношений и разными статусами страховых организаций (см. подробно Приложение 4). Страховые выплаты пострадавшим лицам осуществляются за счет:
бюджетных средств государства (1-е направление, ОГС);
внебюджетных средств государства, т. е. из специальных внебюджетных фондов финансирования (2-е направление, ОСС);
— средств коммерческих страховых компаний (3-е направление, ОИС).
Виды страхования, проводимые в обязательной форме, характеризуются в соответствующих подотраслях личного страхования следующим образом:
долгосрочное страхование жизни — страхование на случай гибели сотрудников, работников; страхование по инвалидности и на случай потери кормильца, страхование пенсий военнослужащих и военнообязанных, страхование пенсии работников предприятий с особо опасными условиями труда;
страхование от несчастных случаев — страхование на производстве и профзаболеваний, государственное страхование жизни определенных категорий граждан, обязательное личное страхование пассажиров на транспорте;
медицинское страхование — страхование общих медицинских расходов (на амбулаторное лечение, на случай определенного заболевания, лечения в стационаре и др., затрат по хирургической операции и послеоперационному уходу, стоматологических расходов и т. д.), а также затрат, не связанных со стоимостью лечения (страхование на случай установления диагноза заболевания, болезни до 4-х месяцев; страхование потерь дохода в связи с заболеванием; страхование суточных расходов при нахождении в стационаре, больнице, госпитале и др.).
Основным направлением обязательного личного страхования является государственное личное страхование определенных категорий лиц. Его сущность заключается в комплексном покрытии различных общественно значимых страховых рисков и финансировании страховой защиты из средств государственного бюджета. В связи с этим в качестве страховщика выступает только государственная организация. Обязательное государственное страхование проводится с целью удовлетворения социальных интересов определенной группы граждан и представляет собой отношения по защите страховых интересов, связанных с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованных лиц, а также в отдельных случаях их имущества. Вопросы компенсации понесенного ущерба представляют общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную значимость.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
К обязательному государственному личному страхованию определенных категорий физических лиц относятся следующие виды страхования:
страхование жизни, здоровья и имущества военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
страхование государственных служащих определенных категорий (лиц, занимающих государственные должности категорий «Б» и «В», страхование от риска радиационного воздействия;
страхование должностных лиц таможенных органов;
страхование пациентов, участвующих в клинических испытаниях лекарственных средств;
государственное медицинское страхование лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие чернобыльской катастрофы (Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Фонд социального страхования выполняет в данном случае только функцию кассы, средства же обеспечивает государственный бюджет;
государственное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (ст. 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан);
другие виды.
Условия страхования и конкретный порядок уплаты страховых выплат при наступлении страховых случаев для определенных категорий граждан, указанных в табл. 16.2, представлены подробно в Приложении 4. Так, комплексный характер обязательного государственного страхования проявляется в покрытии не только личностного ущерба, но и ущерба, нанесенного имуществу военнослужащих, сотрудников милиции, государственных служащих. Кроме того, обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность персонала объектов космической инфраструктуры за нанесение вреда третьим лицам при исполнении служебных обязанностей.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, целью которой является предоставление компенсаций и гарантий гражданам при ухудшении материального и (или) социального их положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Основываясь на общепризнанных стандартах и нормах международного права, российская модель обязательного социального страхования (ОСС) построена в соответствии со следующими принципами, определяющими ее эффективность:
устойчивость финансовой системы ОСС на основе эквивалентности страховых выплат и страховых взносов;депутатов, судей и др.) госгарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов ОСС;
ответственность за целевое использование средств ОСС;
автономность финансовой системы ОСС.
Социальное страхование представляет собой страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов, трудоспособности и наступлением старости. Оно имеет следующие характерные черты.
Страховые риски, от последствий которых производится социальное страхование, имеют особый, социальный характер: крупномасштабность, массовость, высокую значимость последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков относятся получение необходимой медицинской помощи, болезни, в том числе вследствие профессиональных, производственных травм, несчастных случаев и смерти.
Размер страховых выплат имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотношении (например, в пенсионном обеспечении).
Финансирование происходит из специальных внебюджетных фондов.
Страховые организации имеют статус некоммерческих организаций.
Фонды социального страхования, являясь составной частью финансового рынка, довольно жестко регулируются государством, что проявляется:
в определении видов страховых фондов;
в порядке и источниках формирования средств фондов;
предназначением фондов;
областью их применения.
Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (временному или постоянному) человека из трудового процесса. При этом доля средств работодателя выше доли средств, вносимых физическим лицом, т. е. для социального страхования характерен общественный принцип финансирования.
Обязательное социальное страхование в РФ включает 4 вида обязательного личного страхования, финансируемых за счет средств трех внебюджетных фондовК социальным страховым рискам относятся: 1)заболевания и болезни;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потеря кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его
семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию являются:
оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца;
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
пособие по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособие по безработице;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
пособие на санаторно-курортное лечение;
социальное пособие на погребение;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление
работников и членов их семей.
Таким образом, обязательное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется государством посредством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию негативных последствий изменения материального и социального положения субъектов страхования. Оно представляет собой элемент системы социальной защиты населения, входящий структурно в отрасль личного страхования и в институт обязательной формы страховых отношений.
Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве покрывает риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний и действует на основе принятого в июле 1998 года Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который обеспечил более высокую степень социальной защиты, так как возложил ответственность перед работниками на Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные подразделения
Обязательное страхование от несчастных случаев предусматривает:
обеспечение социальной защиты и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение последствий несчастных случаев, произошедших в рабочее время, включая время нахождения в пути к месту работы или возвращения с места работы на транспорте страхователя;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы рассчитываются исходя из размера начисленной по всем основаниям оплаты труда работников и установленных страховых тарифов, которые дифференцированы по 22 классам профессионального риска. Максимальный страховой тариф составляет 8,5% и применяется при страховании работников таких отраслей, как угольная промышленность, добыча и обогащение свинцово-цинковой руды и др.
Страховое обеспечение осуществляется в виде:
пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
единовременной и ежемесячных страховых выплат работнику или лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти. Единовременные страховые выплаты назначаются за факт утраты работником профессиональной трудоспособности или его смерти от несчастного случая. Размер единовременной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности исходя из суммы 180 тыс. руб.
Размер ежемесячной выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. В случае смерти работника размер ежемесячной выплаты лицам, имеющим право на ее получение, исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении. Общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на их получение в случае смерти застрахованного. Размер выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год; — оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья работника, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Обязательное страхование пассажиров в соответствии с Указом Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.92 г. № 750 (с изм. и доп. от 06.04.1994 г.) распространяется на пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, за исключением международных сообщений всех видов транспорта, пригородного и внутригородского сообщения, прогулочных и экскурсионных линий морского и речного транспорта, а также автомобильных междугородных маршрутов в пределах одной области, краяКаждый пассажир автоматически считается застрахованным с момента объявления посадки в транспортное средство и до момента оставления вокзала, аэропорта, пристани в пункте конечного назначения.
Пассажиры, находящиеся в пути, являются одновременно и страхователями, уплатившими взносы, и застрахованными лицами. Транзитные пассажиры считаются застрахованными в том числе и в период пересадки, если они находятся на станции. При временном оставлении территории вокзала, аэропорта и т. д. страхование прекращается и возобновляется лишь при возвращении на вокзал, аэропорт, станцию.
Страховые взносы, включенные в цену билета, уплачиваются пассажирами при покупке билета. Размер платежа зависит от вида транспорта и дальности поездки. Отдельные категории пассажиров являются застрахованными бесплатно, если они пользуются правом бесплатного проезда. Не подлежит страхованию обслуживающий персонал транспортного средства.
Страховые платежи, поступающие в кассы транспортных организаций при продаже ими проездных билетов, перечисляются на счет страховых органов.
Своевременность и полнота перечисления причитающихся сумм контролируются. Не уплаченные в срок страховые взносы подлежат взысканию в бесспорном порядке.
Законом установлена стандартная страховая сумма — одинаковая для всех пассажиров. Ее получателем при потере здоровья является застрахованный, а в случае смерти пассажира — его наследники
Теоретический вопрос №21 Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов
Внутренний государственный займ – форма получения кредитов государством. Внутренний государственный займ размещается среди банков, предприятий, граждан.
Различают несколько видов государственных займов.
По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. первоначально на 3, затем на 6 и 12 месяцев выпускались Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
Сроком до 1 года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.
По субъекту эмиссии займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
В зависимости от субъектов - держателей ценных бумаг различают государственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.
По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешенные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.
В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х годов, в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.
По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.
Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.
Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки - вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.
К безоблигационным займам относятся помимо государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они содержали два или четыре купона. ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах «Депо».
Для активизации привлечения средств населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ» началось размещение облигаций. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее - на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.
Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке к 1998 году привело к росту расходов на обслуживание государственного внутреннего долга, увеличению нестабильности рынка государственных ценных бумаг. Сложность ситуации усугублялась тем, .что на фондовом рынке значительно преобладали государственные краткосрочные ценные бумаги, а также высокая доля иностранных инвесторов. Экономический кризис 1997 года привел к резкому ухудшению положения на рынке ГКО-ОФЗ. В июле 1998 года было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их владельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком действия 7 и 20 лет. В августе 1998 года Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. «О новации по государственным ценным бумагам» определены условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других государственных ценных бумаг.
В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. * был выпущен Государственный внутренний заем РФ 1991 года сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тысяч рублей. Облигации размещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода - 15% от минимальной стоимости облигации - выплачивается только в безналичном порядке. * ВВС РФ. 1991. № 42. Ст. 1344.
В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г. был выпущен государственный заем в виде государственных бескупонных облигаций номинальной стоимостью в 1 млн рублей. Размещается он только среди юридических лиц сроком на три месяца. Доход определяется как разница в цене покупки и погашения. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.
Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно Постановлению Правительства РФ Российским выигрышным займом 1992 года и все облигации Государственного займа 1982 года подлежали обмену на облигации Российского займа 1992 года по номиналу. Владельцам облигаций 1982 года было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации Российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).
В целях урегулирования внутреннего валютного долга и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» был выпущен внутренний государственный валютный облигационный заем путем выпуска облигаций на общую сумму 7 885 000 000 долл. США. Облигации выпущены номиналом в 1 тысячу, 10 тысяч и 100 тысяч долл. США на предъявителя, доход установлен в размере 3% годовых. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов выдаются облигации займов, которые погашаются в течение 15 лет до 2008 года.
К государственным займам относятся и казначейские обязательства (КО), которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.