Правовое регулирование финансов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования, для этого необходимо решить следующие задачи:
Дать определение финансам организации;
Проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность финансов организаций 5
1.1. Понятие финансов организации 5
1.2. Значение и функции финансов организации 8
1.3. Финансы организаций как объект финансового-правового регулирования
16
Глава 2. Распределение финансов организации 21
2.1. Принципы организации финансов организаций 21
2.2. Особенности финансов организации различных организационно-правовых форм 24
Глава 3. Правовое регулирование финансов организации 28
3.1. Государственное регулирование финансов организации 28
3.2. Финансово-правовое регулирование организации 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая ФП Хаджабиева К..docx

— 112.61 Кб (Скачать)

Основными направлениями государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются:

1) установление основ функционирования  налоговой системы;

2) регулирование ценообразования;

3) воздействие на внешнеэкономическую  деятельность организаций;

4) организация денежного обращения  и форм расчетов;

5) организация обращения ценных  бумаг;

6) бюджетное финансирование, предоставление  государственных гарантий;

7) состав и компетенция органов  государственного управления в решении финансовых вопросов и т.д.;

По мнению И.В. Ершовой, для правильного понимания сущности финансовых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством необходимо детально проанализировать юридико-экономический механизм формирования этих отношений. В этих целях представляется оправданным выяснить в первую очередь причины, побуждающие государство в лице его законодательных и исполнительных органов императивно регулировать порядок формирования финансовых результатов, перечня обязательных платежей, осуществляемых предприятием за счет себестоимости и прибыли, очередности этих платежей, реализации ответственности предприятий перед государством и контрагентами, порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Публичный интерес государства в регулировании финансов организаций лежит в стоящей перед государством необходимости сформировать доходную часть своего бюджета. Ее основная часть формируется за счет налоговых платежей, в том числе отчисляемых предприятиями (порядка 80-90 % доходов бюджета государства, 50 % - доходов бюджетов муниципальных образований), т.е. в необходимости государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий лежат, в первую очередь, фискальные интересы самого государства. Действительно, лишь опираясь на то, что предприятие правильно, в точном соответствии с нормативными актами, определит полученную прибыль и затраты на производство продукции, произведет соответствующие отчисления, государство в лице компетентных органов будет иметь возможность сформировать доходную часть своего бюджета.

Публичный интерес государства к правильности формирования финансовых отношений с предприятием предопределяется также тем, что в функции государства входит регулирование и контролирование цен на отдельные виды товаров и для отдельных предприятий (например, субъектов естественных монополий), а также установление соответствующих соотношений между надбавками и оптовыми или розничными ценами в случае самостоятельного формирования предприятиями свободных цен на свою продукцию. В процессе ценообразования необходимо определить денежное выражение стоимости товара. Цена товара складывается на основании цены производства и колеблется в зависимости от спроса и предложения.

В правильности формирования финансов предприятия заинтересованы также и государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц в целях их дальнейшего использования в интересах общества в целом. В этом заключается публичный интерес к формированию финансов предприятия. В конечном счете, законодатель устанавливает единый механизм формирования финансовых результатов деятельности предприятия и с его помощью определяет величину налогов, уплачиваемых за счет прибыли. Выражая публичные интересы общества в правильности формирования финансовых отношений предприятия с государством, внебюджетные специализированные государственные фонды выступают адресатами получения причитающихся им платежей, имеют право получать их от предприятий.

В правильности формирования своих финансов имеется частный интерес и самих предприятий. Предприятия заинтересованы в том, чтобы правильно определить величину требуемых отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды, в целом также заинтересованы в существовании единых правил поведения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. В случае нарушения установленных законом правил определения размера и порядка произведения отчислений на государственные и общественные нужды для предприятия могут наступить негативные последствия, выражающиеся в наложении взысканий на его финансы со стороны уполномоченных на то органов. Кроме того, несоразмерные затраты непосредственно отражаются на финансовом состоянии предприятия. Например, при завышении затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, увеличиваются и производимые предприятием отчисления на социальные нужды, что в совокупности ведет к общему увеличению себестоимости продукции. В условиях жесткой конкуренции производителей товаров увеличение издержек производства и цены товара не может не повлиять на их конкурентоспособность, сбыт и получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг). С другой стороны, необходимость формирования себестоимости в соответствии с установленными правилами становится очевидной в процессе ценообразования и применения предприятиями цен и тарифов.

Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.

Данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частнохозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта. Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

Таким образом, совокупность частных и публичных интересов обусловливает необходимость тщательной и детальной регламентации финансовых отношений предприятия с государством.

3.2.     Финансово - правовое регулирование организации

Финансово-правовое регулирование направлено, прежде всего, на упорядочение отношений возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. деятельности направленной на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного назначения.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Развитие российской экономики в 2012 году происходило под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:

  • существенное замедление темпов роста мировых цен на ряд основных товаров российского экспорта (энергоресурсы) при сохранении цен на относительно высоком уровне;
  • относительно высокий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации;
  • снижение в течение года внутреннего инвестиционного спроса;
  • снижение притока иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России;
  • замедление темпов роста внутреннего потребительского спроса;
  • усиление волатильности курса национальной валюты в течение года;
  • существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на

протяжении последних пяти лет.

Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и роль – обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации. Реализовать функции финансов коммерческой организации можно лишь с помощью определенных методов и инструментов.

Одним из признаков финансов коммерческой организации является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений (имеющее документальное подтверждение) посредством реального движения денежных средств, а также их правовое регулирование государством.

В системе финансов коммерческой организации значимое место занимают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это актив баланса (включает в себя не только денежные средства). Источники финансовых ресурсов – это пассив баланса.

Таким образом, финансовые ресурсы необходимо дополнить, что это статичное понятие, характеризующее наличие денежных фондов у субъекта хозяйствования, а их движение есть финансовые отношения.

Профессор Н.И. Химичева под субъектом финансового права понимает лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями16.

Всех субъектов финансового права можно объединить в три группы субъектов:

1) государство и его территориальные  подразделения;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

Предприятия, организации и учреждения относятся в группу коллективных субъектов финансового права наряду с органами государственной власти и местного самоуправления.

По мнению М.В. Карасевой российские организации как субъекты финансового права реализуют себя в следующих финансовых правоотношениях: а) по поводу составления проекта бюджета (сметный процесс); б) по поводу получения бюджетных кредитов; в) по поводу получения средств из государственных внебюджетных фондов; г) по поводу уплаты налогов и неналоговых платежей; д) по поводу формирования внутрихозяйственных фондов казенных предприятий и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли; е) по поводу перечисления в бюджет унитарным (на праве хозяйственного ведения) предприятием части прибыли в доход бюджета; ж) по поводу выполнения обязанностей налоговых агентов и т. д.

Так, субъектами финансового права в отношениях по поводу составления проекта бюджета (сметного процесса) и получения бюджетных ассигнований являются, главным образом, организации, выступающие в качестве бюджетных учреждений. Такой вывод следует из анализа ежегодно принимаемых бюджетных законов на предстоящий финансовый год, где конечными получателями бюджетных ассигнований выступают лечебные, образовательные, социально-культурные и другие государственные учреждения. На наш взгляд, их финансовая правосубъектность в отношениях сметного процесса и получения бюджетных ассигнований определяется и качеством юридического лица, и самим статусом бюджетного учреждения.

Субъектами финансового права относительно налоговых правоотношений, исходя из смысла ст. 19 и 11 НК РФ являются организации, под которыми понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Помимо вышеотмеченного, предприятия вступают в налоговые правоотношения в качестве налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В данном качестве предприятия имеют те же права, что и налогоплательщики.

Участниками бюджетных правоотношений предприятия становятся в случае получения из бюджетов бюджетной системы РФ различного рода бюджетные ассигнования, которые являются одним из источников их финансовых ресурсов. Более того, финансово-хозяйственная деятельность некоторых организаций, в частности бюджетных учреждений полностью финансируется государством или муниципальным образованием. Правоотношения, возникающие в последнем случае, регулируются институтом «государственных и муниципалах расходов».

Предприятия также являются субъектами финансового права, в случае вступления в банковские правоотношения, отношения в сфере организации основ денежного обращения и расчетов.

Финансово-правовое регулирование как способы воздействия на финансовые правоотношения с участием предприятий означает совокупность правил поведения, установленных в различных финансово-правовых актах, которые в совокупности образуют систему источников финансового права.

Финансовый контроль, с одной стороны, являясь составной частью государственного управления, выступает как средство, инструмент реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Более того, сложно провести аналогию между общегосударственным финансовым контролем и региональным в части форм его осуществления.

Данное обстоятельство не позволяет унифицировать законодательство в области регулирования деятельности регионал Контроль (в том числе финансовый) – это разновидность правовой формы деятельности как важного звена юридического процесса, имеющей свое содержание и цели. Соответственно, финансовый контроль выступает разновидностью контрольной формы деятельности государства.

В механизме финансово-правового регулирования основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях.

Источники финансового права РФ - это нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований.

Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Информация о работе Правовое регулирование финансов организации