Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования, для этого необходимо решить следующие задачи: Дать определение финансам организации; Проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования;
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Сущность финансов организаций 5 1.1. Понятие финансов организации 5 1.2. Значение и функции финансов организации 8 1.3. Финансы организаций как объект финансового-правового регулирования 16 Глава 2. Распределение финансов организации 21 2.1. Принципы организации финансов организаций 21 2.2. Особенности финансов организации различных организационно-правовых форм 24 Глава 3. Правовое регулирование финансов организации 28 3.1. Государственное регулирование финансов организации 28 3.2. Финансово-правовое регулирование организации 31 Заключение 38 Список использованной литературы 41
3)
воздействие на внешнеэкономическую
деятельность организаций;
4)
организация денежного обращения
и форм расчетов;
5)
организация обращения ценных
бумаг;
6)
бюджетное финансирование, предоставление
государственных гарантий;
7)
состав и компетенция органов
государственного управления в решении
финансовых вопросов и т.д.;
По
мнению И.В. Ершовой, для правильного понимания
сущности финансовых взаимоотношений
хозяйствующих субъектов с государством
необходимо детально проанализировать
юридико-экономический механизм формирования
этих отношений. В этих целях представляется
оправданным выяснить в первую очередь
причины, побуждающие государство в лице
его законодательных и исполнительных
органов императивно регулировать порядок
формирования финансовых результатов,
перечня обязательных платежей, осуществляемых
предприятием за счет себестоимости и
прибыли, очередности этих платежей, реализации
ответственности предприятий перед государством
и контрагентами, порядок ведения и представления
бухгалтерской и статистической отчетности.
Публичный
интерес государства в регулировании
финансов организаций лежит в стоящей
перед государством необходимости сформировать
доходную часть своего бюджета. Ее основная
часть формируется за счет налоговых платежей,
в том числе отчисляемых предприятиями
(порядка 80-90 % доходов бюджета государства,
50 % - доходов бюджетов муниципальных образований),
т.е. в необходимости государственного
регулирования финансово-хозяйственной
деятельности предприятий лежат, в первую
очередь, фискальные интересы самого государства.
Действительно, лишь опираясь на то, что
предприятие правильно, в точном соответствии
с нормативными актами, определит полученную
прибыль и затраты на производство продукции,
произведет соответствующие отчисления,
государство в лице компетентных органов
будет иметь возможность сформировать
доходную часть своего бюджета.
Публичный
интерес государства к правильности формирования
финансовых отношений с предприятием
предопределяется также тем, что в функции
государства входит регулирование и контролирование
цен на отдельные виды товаров и для отдельных
предприятий (например, субъектов естественных
монополий), а также установление соответствующих
соотношений между надбавками и оптовыми
или розничными ценами в случае самостоятельного
формирования предприятиями свободных
цен на свою продукцию. В процессе ценообразования
необходимо определить денежное выражение
стоимости товара. Цена товара складывается
на основании цены производства и колеблется
в зависимости от спроса и предложения.
В
правильности формирования финансов предприятия
заинтересованы также и государственные
внебюджетные фонды, аккумулирующие средства
юридических и физических лиц в целях
их дальнейшего использования в интересах
общества в целом. В этом заключается публичный
интерес к формированию финансов предприятия.
В конечном счете, законодатель устанавливает
единый механизм формирования финансовых
результатов деятельности предприятия
и с его помощью определяет величину налогов, уплачиваемых
за счет прибыли. Выражая публичные интересы
общества в правильности формирования финансовых
отношений предприятия с государством, внебюджетные специализированные
государственные фонды выступают адресатами получения
причитающихся им платежей, имеют право получать их от предприятий.
В
правильности формирования своих финансов
имеется частный интерес и самих предприятий. Предприятия
заинтересованы в том, чтобы правильно определить величину требуемых
отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды, в целом
также заинтересованы в существовании единых правил поведения
при осуществлении финансово-хозяйственной
деятельности. В случае нарушения установленных
законом
правил определения размера и порядка
произведения отчислений на государственные и общественные
нужды для предприятия могут наступить негативные
последствия, выражающиеся в наложении
взысканий на его финансы со стороны уполномоченных
на то органов. Кроме того, несоразмерные затраты непосредственно
отражаются на финансовом состоянии предприятия. Например,
при завышении затрат на оплату труда, включаемых
в себестоимость продукции, увеличиваются
и производимые предприятием отчисления на социальные
нужды, что в совокупности ведет к общему увеличению себестоимости
продукции. В условиях жесткой конкуренции производителей товаров
увеличение издержек производства и цены товара
не может не повлиять на их конкурентоспособность,
сбыт и
получение прибыли от реализации продукции
(работ, услуг). С другой стороны, необходимость формирования
себестоимости в соответствии с установленными правилами становится
очевидной в процессе ценообразования и применения предприятиями
цен и тарифов.
Под финансовыми объектами понимаются
финансовые активы и обязательства, а
управление ими означает систему организации
эффективного их функционирования. Структурно
она выражается в создании в стране определенной
финансовой системы государственных финансовых
органов и учреждений, финансовых институтов
и рынков, а ее функционирование осуществляется
путем применения к финансовым объектам
различных финансовых методов и инструментов.
Данное разграничение важно, так как
финансовой деятельностью частнохозяйственных
финансов является любая деятельность,
связанная с привлечением источников
финансовых ресурсов и извлечением доходов,
осуществлением текущих и инвестиционных
расходов, выполнением налоговых и других
долговых обязательств, любые другие денежные
операции данных субъектов, направленные
на достижение экономического эффекта.
Таким образом, финансы коммерческих организаций
составляют основу финансов страны, где
генерируется часть финансовых ресурсов
и от состояния финансов коммерческих
организаций зависит общее финансовое
состояние страны.
Таким
образом, совокупность частных и публичных
интересов обусловливает необходимость тщательной
и детальной регламентации финансовых отношений предприятия
с государством.
3.2. Финансово -
правовое регулирование организации
Финансово-правовое
регулирование направлено, прежде всего,
на упорядочение отношений возникающих
в сфере финансовой деятельности государства
и муниципальных образований, т.е. деятельности
направленной на формирование, распределение
и использование централизованных и децентрализованных
денежных фондов публичного назначения.
Процесс формирования, распределения
и использования денежных средств и финансовых
ресурсов необходимо регулировать, планировать,
контролировать и т.д., что невозможно
без применения определенных методов
и инструментов, которые находят свое
отражение в финансовом менеджменте, предполагающий
принятие и реализацию инвестиционных
и финансовых решений, в конечном итоге
сводится к управлению ее финансовыми
потоками.
Финансы
являются носителями распределительных
отношений, то это распределение происходит,
прежде всего, между различными хозяйствующими
субъектами.
Развитие российской экономики в 2012 году
происходило под влиянием следующих внешних
и внутренних факторов:
существенное замедление
темпов роста мировых цен на ряд основных
товаров российского экспорта (энергоресурсы)
при сохранении цен на относительно высоком
уровне;
относительно высокий
уровень консолидированного внешнего
долга Российской Федерации;
снижение в течение
года внутреннего инвестиционного спроса;
снижение притока
иностранных инвестиций в нефинансовый
сектор экономики России;
замедление темпов
роста внутреннего потребительского спроса;
усиление волатильности
курса национальной валюты в течение года;
существенный объем
вывоза капитала из страны, наблюдающийся
на
протяжении последних пяти лет.
Очевидно,
перечисленные функции по своему содержанию
имеют одну природу и роль – обеспечение
необходимыми источниками финансирования
деятельности организации. Реализовать
функции финансов коммерческой организации
можно лишь с помощью определенных методов
и инструментов.
Одним
из признаков финансов коммерческой организации
является их денежная форма выражения
и отражение финансовых отношений (имеющее
документальное подтверждение) посредством
реального движения денежных средств,
а также их правовое регулирование государством.
В
системе финансов коммерческой организации
значимое место занимают финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – это актив баланса
(включает в себя не только денежные средства).
Источники финансовых ресурсов – это
пассив баланса.
Таким
образом, финансовые ресурсы необходимо
дополнить, что это статичное понятие,
характеризующее наличие денежных фондов
у субъекта хозяйствования, а их движение
есть финансовые отношения.
Профессор
Н.И. Химичева под субъектом финансового
права понимает лицо, обладающее правосубъектностью,
т.е. потенциально способное быть участником
правоотношений, поскольку оно наделено
необходимыми правами и обязанностями16.
Всех
субъектов финансового права можно объединить
в три группы субъектов:
1)
государство и его территориальные
подразделения;
2)
коллективные субъекты;
3)
индивидуальные субъекты.
Предприятия,
организации и учреждения относятся в
группу коллективных субъектов финансового
права наряду с органами государственной
власти и местного самоуправления.
По
мнению М.В. Карасевой российские организации
как субъекты финансового права реализуют
себя в следующих финансовых правоотношениях:
а) по поводу составления проекта бюджета
(сметный процесс); б) по поводу получения
бюджетных кредитов; в) по поводу получения
средств из государственных внебюджетных
фондов; г) по поводу уплаты налогов и неналоговых
платежей; д) по поводу формирования внутрихозяйственных
фондов казенных предприятий и перечисления
в бюджет свободного остатка прибыли;
е) по поводу перечисления в бюджет унитарным
(на праве хозяйственного ведения) предприятием
части прибыли в доход бюджета; ж) по поводу
выполнения обязанностей налоговых агентов
и т. д.
Так,
субъектами финансового права в отношениях
по поводу составления проекта бюджета
(сметного процесса) и получения бюджетных
ассигнований являются, главным образом,
организации, выступающие в качестве бюджетных
учреждений. Такой вывод следует из анализа
ежегодно принимаемых бюджетных законов
на предстоящий финансовый год, где конечными
получателями бюджетных ассигнований
выступают лечебные, образовательные,
социально-культурные и другие государственные
учреждения. На наш взгляд, их финансовая
правосубъектность в отношениях сметного
процесса и получения бюджетных ассигнований
определяется и качеством юридического
лица, и самим статусом бюджетного учреждения.
Субъектами
финансового права относительно налоговых
правоотношений, исходя из смысла ст. 19
и 11 НК РФ являются организации, под которыми
понимаются юридические лица, образованные
в соответствии с законодательством РФ,
а также иностранные юридические лица,
компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные
организации, филиалы и представительства
указанных иностранных лиц и международных
организаций, созданные на территории
РФ.
Помимо
вышеотмеченного, предприятия вступают
в налоговые правоотношения в качестве
налоговых агентов, на которых возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению налогов
в бюджетную систему РФ. В данном качестве
предприятия имеют те же права, что и налогоплательщики.
Участниками
бюджетных правоотношений предприятия
становятся в случае получения из бюджетов
бюджетной системы РФ различного рода
бюджетные ассигнования, которые являются
одним из источников их финансовых ресурсов.
Более того, финансово-хозяйственная деятельность
некоторых организаций, в частности бюджетных
учреждений полностью финансируется государством
или муниципальным образованием. Правоотношения,
возникающие в последнем случае, регулируются
институтом «государственных и муниципалах
расходов».
Предприятия
также являются субъектами финансового
права, в случае вступления в банковские
правоотношения, отношения в сфере организации
основ денежного обращения и расчетов.
Финансово-правовое
регулирование как способы воздействия
на финансовые правоотношения с участием
предприятий означает совокупность правил
поведения, установленных в различных
финансово-правовых актах, которые в совокупности
образуют систему источников финансового
права.
Финансовый
контроль, с одной стороны, являясь составной
частью государственного управления,
выступает как средство, инструмент реализации
политики государства. С другой стороны,
сам финансовый контроль можно рассматривать
как управленческую деятельность, имеющую
свои методы, способы, формы реализации.
Более того, сложно провести аналогию
между общегосударственным финансовым
контролем и региональным в части форм
его осуществления.
Данное
обстоятельство не позволяет унифицировать
законодательство в области регулирования
деятельности регионал Контроль (в том
числе финансовый) – это разновидность
правовой формы деятельности как важного
звена юридического процесса, имеющей
свое содержание и цели. Соответственно,
финансовый контроль выступает разновидностью
контрольной формы деятельности государства.
В
механизме финансово-правового регулирования
основная роль отводится различным источникам
права, содержащим определенные правила
поведения в финансовых правоотношениях.
Источники
финансового права РФ - это нормативно-правовые
акты представительных и исполнительных
органов государственной власти и местного
самоуправления, в которых содержатся
нормы финансового права.
Главный
источник финансового права — Конституция
РФ, на основе которой приняты конституции
и основные законы субъектов Федерации,
а также уставы муниципальных образований.
Конституции
РФ закрепляются основы правовой организации
финансовой деятельности государства
в целом и по отдельным ее направлениям.
Если коснуться вопроса о непосредственном
регулировании финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, то в Конституции
РФ содержится общая норма, согласно которой
каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы (ст. 57).