Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования, для этого необходимо решить следующие задачи: Дать определение финансам организации; Проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования;
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Сущность финансов организаций 5 1.1. Понятие финансов организации 5 1.2. Значение и функции финансов организации 8 1.3. Финансы организаций как объект финансового-правового регулирования 16 Глава 2. Распределение финансов организации 21 2.1. Принципы организации финансов организаций 21 2.2. Особенности финансов организации различных организационно-правовых форм 24 Глава 3. Правовое регулирование финансов организации 28 3.1. Государственное регулирование финансов организации 28 3.2. Финансово-правовое регулирование организации 31 Заключение 38 Список использованной литературы 41
Одним
из признаков финансов коммерческой организации
является их денежная форма выражения
и отражение финансовых отношений (имеющее
документальное подтверждение) посредством
реального движения денежных средств,
а также их правовое регулирование государством.
В
системе финансов коммерческой организации
значимое место занимают финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – это актив баланса
(включает в себя не только денежные средства).
Источники финансовых ресурсов – это
пассив баланса.
Таким
образом, финансовые ресурсы необходимо
дополнить, что это статичное понятие,
характеризующее наличие денежных фондов
у субъекта хозяйствования, а их движение
есть финансовые отношения.
Процесс
формирования, распределения и использования
денежных средств и финансовых ресурсов
необходимо регулировать, планировать,
контролировать и т.д., что невозможно
без применения определенных методов
и инструментов, которые находят свое
отражение в финансовом менеджменте, предполагающий
принятие и реализацию инвестиционных
и финансовых решений, в конечном итоге
сводится к управлению ее финансовыми
потоками.
Автор
считает, что денежный поток – целевое
движение денежных ресурсов во времени,
отражающее финансовый поток в стоимостном
эквиваленте, являющееся средством обращения
и т.д.
Отсюда
следует, что совмещение понятий финансовых
и денежных отношений не правильно (как
в понятии Колчиной Н.В.), т.к. денежные
отношения – это форма направленного
движения фондов денежных средств между
субъектами хозяйствования.
Финансовые
отношения – это отношения между субъектами,
которые влекут изменение в составе активов
и обязательств с учетом изменения финансового
положения организации.
Основные
функции деятельности коммерческой организации,
определяемые рынком: на уровне реального
процесса – это закупка снабжение, производство
и сбыт, на уровне денежного процесса –
их финансирование. Таким образом, два
рынка - финансовый, купли и продажи (сбыта)
– составляют главные экономические уровни
деятельности организации и которые подразумевают
под собой экономические отношения, которые
используют в своих понятиях «финансов
коммерческих организаций», такие авторы
как Вахрин П.И. и Нешитой А.С.
Для
реализации функций финансов коммерческой
организации необходимо иметь финансовую
информацию, которая должна базироваться
на следующих свойствах: систематизированность,
своевременность, удобность.
С
точки зрения информационного подхода,
автор уточняет понятие финансы коммерческой
организации, следующим, что это финансовые
отношения, отражающие движение финансовых
ресурсов и денежных средств, основанное
на едином движении финансового и информационного
потоков в процессе их формирования, распределения
и использования.
Таким
образом, очевидно, что любое финансовое
управленческое решение может реализоваться
в процессе деятельности, когда обеспечено
соответствующими средствами.
Именно
поэтому информационный аспект играет
решающую роль, где финансы коммерческой
организации являются объектом процесса
управления организацией. На практике
финансовый менеджмент сводится к управлению
финансами коммерческой организации на
основе методов и инструментов в информационном
пространстве организации с целью максимизации
материального благосостояния собственников
организации. Следовательно, налаживание
информационного обеспечения процесса
управления финансами предприятия является
одной из первоочередных задач руководства
организации. Определение информации
как экономического информационного ресурса
предполагает наличие экономических объектов,
в которых этот ресурс используется.
Информация
является видом причинной связи, которая
возникает в процессе управления. Благодаря
ей в системе управления осуществляется
воздействие управляющей системы на управляемую
(прямая связь) и обратное воздействие
управляемой системы на управляющую (обратная
связь).
По
признаку отражаемых отношений экономическая
информация представляет собой информацию
об отношениях между людьми по поводу
производства, распределения, обмена и
потребления общественного продукта,
информацию о производственных (экономических)
отношениях. Поэтому финансовая информация
– все сведения в сфере финансов коммерческой
организации, которые необходимо формировать,
передавать, хранить и обрабатывать для
использования в управлении10.
Коммерческие
организации в процессе своей хозяйственной
деятельности вступают в различные финансовые
отношения с контрагентами производственной
и финансово-кредитной сфер, в том числе
с финансовыми институтами государства.
Следствием таких взаимоотношений являются
изменения в составе активов и пассивов
коммерческой организации, влияющие на
ее финансовое состояние. Данная взаимосвязь
предполагает, что в процессе финансовых
отношений, в которые вступает коммерческая
организация с различными субъектами,
происходит движение финансовых потоков,
отражаемое в изменении финансового состояния
на определенные моменты времени, информация
о котором генерируется из внешних и внутренних
источников в финансово-информационной
сфере коммерческой организации.
В
толковом словаре Т.Ф. Ефремова интерпретирует
слово сфера как пределы распространения
чего-либо. В. Даль приводит следующее
толкование данного слова: «...атмосфера,
расстоянье околицы какого-либо тела,
простор, на который сягают силы, влиянье,
или связь этого тела, круг действия»11.
Применив вышеуказанное к тематике нашего
исследования, можно утверждать, что финансы
(в глобальном масштабе) - это вся область
финансовых процессов, которая делится
на финансы различных субъектов (государственные
и частнохозяйственные финансы), т. е. можно
установить существование определенных
пределов их распространения. Значит,
в организации область распространения,
использования информации финансового
характера ограничивается финансово-информационной
сферой, которая взаимодействует с другими
сферами финансов.
Основные показатели социально-экономического
развития Российской Федерации за 2011 -
2012 годы (темпы прироста, снижения (-) физических
объемов, в % к предыдущему году) 2011, 2012-15
годах, когда расширение внутреннего спроса
удовлетворялось в большей мере за счет
импорта товаров и услуг. Если в 2011 году
прирост внутреннего спроса более чем
наполовину (на 51,9 %) покрывался за счет
импорта товаров и услуг и на 48,1 % – за
счет прироста внутреннего производства,
то в 2012 году прирост внутреннего спроса
покрывался за счет импорта товаров и
услуг на 44,6 %, а за счет прироста внутреннего
производства – на 55,4 %. При этом зависимость
национальной экономики от импорта продолжает
оставаться значительной.
В структуре использованного
ВВП доля валового накопления
увеличилась и составила 25,7 % (в 2011
году – 25,1 %). При этом доля валового
накопления основного капитала
по сравнению с 2011 годом увеличилась
до 21,8 %, или на 0,4 процентного пункта,
а удельный вес показателя
«изменение запасов материальных
оборотных средств» вырос до 3,9
% по сравнению с 3,7 % в 2011 году.
Планирование
– это процесс разработки информации
и принятия целевых установок. Анализ
представляет собой разложение информации,
полученной на стадии учета, на компоненты,
изучение, исследование и оценку этих
компонентов для принятия последующих
управленческих решений. На стадии принятия
решения осуществляется выбор альтернативной
информации. В процессе контроля на основе
финансовой информации проводится анализ
выполнения принятых решений.
1.3.Финансы организаций
как объект финансового - правового
регулирования
Используя
логику рассуждения представителей англо-американской
школы, финансы можно определить как совокупность
финансовых объектов и способов управления
ими.
Под
финансовыми объектами понимаются финансовые
активы и обязательства, а управление
ими означает систему организации эффективного
их функционирования. Структурно она выражается
в создании в стране определенной финансовой
системы государственных финансовых органов
и учреждений, финансовых институтов и
рынков, а ее функционирование осуществляется
путем применения к финансовым объектам
различных финансовых методов и инструментов.
Финансовые
отношения охватывают две сферы, первая
сфера, это та в которой экономические
денежные отношения связаны с формированием
и использованием централизованных денежных
фондов государства, аккумулируемых в
государственной бюджетной системе и
правительственных внебюджетных фондах.
Сфера децентрализованных финансов, где
экономические денежные отношения опосредуют
кругооборот денежных фондов предприятий12.
Под финансовыми объектами понимаются
финансовые активы и обязательства, а
управление ими означает систему организации
эффективного их функционирования. Структурно
она выражается в создании в стране определенной
финансовой системы государственных финансовых
органов и учреждений, финансовых институтов
и рынков, а ее функционирование осуществляется
путем применения к финансовым объектам
различных финансовых методов и инструментов.
Данное разграничение важно, так как
финансовой деятельностью частнохозяйственных
финансов является любая деятельность,
связанная с привлечением источников
финансовых ресурсов и извлечением доходов,
осуществлением текущих и инвестиционных
расходов, выполнением налоговых и других
долговых обязательств, любые другие денежные
операции данных субъектов, направленные
на достижение экономического эффекта.
Таким образом, финансы коммерческих организаций
составляют основу финансов страны, где
генерируется часть финансовых ресурсов
и от состояния финансов коммерческих
организаций зависит общее финансовое
состояние страны.
С.М.
Барулин и Т.М. Ковалева разделяют сферы
финансовой системы на централизованные
и децентрализованные обусловлено особенностями
функционирования каждого из них, различиями
в методах распределения и использования
фондов денежных средств и, следовательно,
особой ролью в финансовой системе.
Финансовая
система характеризуется движением финансовых
ресурсов, потоками денежных средств,
связывающих субъекты финансовых отношений
и реализующими денежные расчеты между
ними. Финансовая система страны обладает
развитыми внешними и внутренними связями
в виде прямых и обратных финансовых потоков,
устанавливающими отношения между страной,
банками, организациями стран, фондами
и т.д.
Система финансов
Частнохозяйственные финансы (децентрализованные)
Государственные хозяйственные финансы
(централизованные)
Финансы коммерческих организаций
Бюджет
Финансы некоммерческих организаций
Системы государственных внебюджетных
фондов
Финансы предприятий организаций смешанного
типа (бюджетно-коммерческие)
Государственный кредит
Финансы домашних хозяйств
Финансы иных государственных муниципальных институтов и структур
Рис.
1. Состав системы финансов России.
Финансы
являются носителями распределительных
отношений, то это распределение происходит,
прежде всего, между различными хозяйствующими
субъектами.
По
нашему мнению, данное разграничение важно,
так как финансовой деятельностью частнохозяйственных
финансов является любая деятельность,
связанная с привлечением источников
финансовых ресурсов и извлечением доходов,
осуществлением текущих и инвестиционных
расходов, выполнением налоговых и других
долговых обязательств, любые другие денежные
операции данных субъектов, направленные
на достижение экономического эффекта.
Нормы
финансового права в Российской Федерации
многочисленны, они содержатся в большом
числе разнообразных правовых нормативных
актов, или источников финансового права.
К ним относятся акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления разных
масштабов и уровней. Источниками финансового
права являются: Конституция РФ, Кодексы
РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс,
Бюджетный кодекс), законы, указы Президента,
постановления Правительства, акты органов
государственного управления, ведомственные
положения, приказы, инструкции и др.
Необходимость
финансового контроля обусловлена самой
жизнью. В своей работе «Конституционные
основы формирования государственного
финансового контроля в Российской Федерации
(федеральной системы ГФК)» кандидат юридических
наук Е.П. Кириков делает интересный вывод
о том, что в эпоху господства товарно-денежных
отношений использование материалов,
сырья, энергии и иных видов общественных
ресурсов опосредовано денежными отношениями.
По смыслу приведенных
положений Конституции РФ и Федерального
закона «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
в их взаимосвязи законом субъекта РФ
может быть установлен порядок управления
и распоряжения собственностью данного
субъекта РФ, в том числе предусмотрено
участие в этом процессе законодательного
органа субъекта РФ.
Проблема определения
правовой сути государственной собственности
не разрешена в постановлении Пленума
ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых
вопросах практики разрешения споров,
связанных с защитой права собственности
и других вещных прав».
Пункт 3 постановления
предусматривает, что субъектами права
федеральной, государственной и муниципальной
собственности являются Российская Федерация,
соответствующие субъекты РФ, муниципальные
образования на переданное в их собственность
имущество в порядке, установленном постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 3020-I.
Таким образом,
арбитражные суды получили официальные
рекомендации ВАС РФ при решении вопросов
об уровне собственности применять напрямую
постановление Верховного Совета РФ от
27 декабря 1991 г. № 3020-I. Указанные рекомендации
являются обязательными для применения
арбитражными судами всех инстанций.