Понятие и признаки финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие и признаки финансовых правоотношений
3. Виды финансовых правоотношений:
бюджетные правоотношения
налоговые правоотношения
отношения по страхованию
валютные правоотношения
правоотношения в области банковской деятельности
4. Заключение
5. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Фин пр.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Вторая  форма страхования – собственно страхование, с вязанное с непредвиденными  чрезвычайными ситуациями. Т.е. правоотношения на этой почве возникают, как правило, если человек попал в какую-то непредвиденную негативную ситуацию в случае, если он надлежащим образом застрахован.

В современном  русском языке основной смысл  понятия «страхование» сохраняется. Страховать – значит предотвращать  материальные потери путём выплаты взносов учреждению, которое берёт на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесённый в специально оговариваемых случаях.

В экономическом  аспекте страхование представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования  создаются денежные фонды специализированных учреждений – страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определённых событий.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов  в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

Характерными  чертами страховых правоотношений являются:

1)                Не постоянный, а вероятностный характер отношений. Т.е. понятно, что при страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая, ни размер убытков.

2)                Возвратность средств. Страховые платежи после объединения в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов на услуги страховой компании) выплате самим же страхователем.

3)                Строго очерченный характер перераспределительных отношений. Такие отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.

4)                Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определённых случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия закреплены и регулируются нормами ГК.

Предупредительная функция страхования в правоотношениях  заключается в том, что страховые  компании вправе использовать временно свободные средства страхователей  на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесённых юридическими или физическими лицами. Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определённые цели, используются в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов.

Сложный характер взаимоотношении при страховании, участие в этих отношениях государственных  органов предопределили изменения  в этой области, регулируемой несколькими  отраслями права, в частности  гражданским и финансовым. ГП регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК), финансовые – отношения, основанные на государственно-властных велениях.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в  зависимости от их участников принято  классифицировать на следующие виды:

1)                отношения между государством в лице правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департамент Минфина РФ) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.

2)                отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещений страховых резервов, показателей и форм отчётности страховых организаций и пр.

3)                отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

4)                отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей.

В отличие  от правоотношений по обязательному  страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется бесплатно – за счёт средств бюджета. Т.е. правоотношения по обязательному государственному страхованию в связи с этим в большей своей части относятся к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом.

Наличие специфических черт, присущих страховым  правоотношениям, свидетельствует  о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений. Страхование и вытекающие из него правоотношения играют важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей.

Валютные  правоотношения

Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного режима.

Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный ФЗ от 10 дек. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»; режим свободно конвертируемой валюты.

Тип валютного  режима определяет принципы осуществлений  валютных операций, полномочия и функции  органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима РФ в современных условиях.

ФЗ о  валютном регулировании делит субъектов  валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относят:

- физические  лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

- постоянно  проживающие в РФ на основании  вида на жительство иностранные  граждане и лица без гражданства

- юридические  лица, созданные в соответствии с законодательством РФ

- находящиеся  за пределами территории РФ  филиалы, представительства и  иные подразделения резидентов.

- дипломатические  представительства и консульские  учреждения РФ

- РФ, её  субъекты, муниципальные образования.

К нерезидентам относят:

- физические  лица, не являющиеся резидентами

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств, с местонахождением  за пределами РФ

- организации,  не являющиеся юр. лицами, созданные  в соответствии с законодательством иностранных государств

- межгосударственные  и межправительственные организации,  их филиалы и постоянные представительства  в РФ.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено  разным объёмом предоставленных  им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

Под объектами  валютных правоотношений понимаются:

- валюта  РФ

- внутренние  ценные бумаги

- иностранная  валюта

- валютные  ценности.

Понятием  «Валюта РФ» охватывается:

- денежные  знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные средства.

- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах (п. 1 ст. 1 Закона)

Понятие «внутренние ценные бумаги» охватывает:

- эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте РФ  и выпуск которых зарегистрирован  в РФ

- иные  ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение валюты, выпущенные на территории РФ ( п. 3 ст. 1 Закона)

Под иностранной  валютой понимают денежные знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении соответствующего иностранного государства

Т.е. содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

Осуществление валютного регулирования возлагается  на Правительство РФ, которое и  является органом валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1)                приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

2)                исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3)                Единство внешней и внутренней валютной политики государства

4)                Единство системы валютного регулирования и контроля. 

Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Так, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.

Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как  в России, так и за границей, а также рублёвые счета с разным правовым режимом.

Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного  контроля. Вывоз из страны сверх  установленного лимита допускается  только при наличии соответствующей справки из уполномоченного банка. Открытие российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России.

Валютный  контроль – один из видов финансового  контроля, осуществляемый при проведении валютных операций. Орган, осуществляющий валютный контроль – Центральный Банк РФ. Особую роль в осуществлении валютного контроля играет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций; осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям и т.д. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями. Непосредственные функции осуществления подобного контроля выполняют агенты валютного контроля. 

Информация о работе Понятие и признаки финансовых правоотношений