Понятие и формы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение понятия и форм безналичных расчетов.
В соответствии с данной целью мной были поставлены следующие задачи:
· изучить научную литературу по данному вопросу;
· дать понятие безналичных расчётов, выявить их значение, изучить принципы;
· исследовать каждую форму безналичного расчёта, применяемого в банках;
· выявить преимущества и недостатки каждой из форм безналичных расчётов.

Оглавление

Введение
1 Понятие безналичных расчетов, принципы их организации
1.1 Понятие безналичных расчетов
1.2 Значения и принципы организации безналичных расчетов
2 Формы безналичных расчетов
2.1 Расчёты платежными поручениями
2.2 Аккредитивная форма расчетов
2.3 Расчеты по инкассо
2.4 Расчеты чеками
2.5 Расчеты векселями
2.6 Расчеты с использованием банковских карт
3 Особенности проведения безналичных расчетов в Сберегательном банке Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому праву.docx

— 68.52 Кб (Скачать)

В зависимости от характера  ликвидных средств, следует различать  оперативную и перспективную  обеспеченность платежа. Оперативную  обеспеченность обусловливает наличие  у плательщика или его гаранта  достаточной для платежа суммы  ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также  такую форму их организации, которая  гарантирует своевременное погашение  обязательства).

Оперативное обеспечение  платежей может иметь разнообразные  формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента  или банка для последующего их перечисления получателю). Перспективная  обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных  связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет  платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно  связаны и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и  иных счетах, открываемых банками  своим клиентам после представления  последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация  могут иметь в банке только один основной счет – расчетный  или текущий. Расчетные счета  открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета  и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет  право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный  баланс, выступает самостоятельным  плательщиком всех причитающихся с  него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения  с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую  и юридическую независимость.4

Текущие счета в настоящее  время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса  юридического лица. Традиционно такие  счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском  или местном бюджете.

Самостоятельность владельца  текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета  может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в  момент открытия счета. Хозорганы, имеющие  в банке расчетные счета, могут  совершать любые операции, связанные  с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили  законодательству.

 

2 Формы безналичных расчетов  

2.1 Расчёты платежными поручениями 

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежным поручением могут производиться:

1. расчеты за  полученные товары и оказанные  услуги при условии ссылки  в поручении на номер и дату  товарно-транспортного или иного  документа, подтверждающего отпуск  товара или оказание услуг;

2. расчеты по  нетоварным операциям;

3. предварительная  оплата товаров и услуг в  случаях, предусмотренных в нормативных  актах, в договоре, а также при  применении предварительной оплаты  как меры воздействия к неисправному  плательщику;

Под предварительной  оплатой понимается оплата товаров  и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к  моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее  трех рабочих дней со дня получения  платежа, если другие сроки не оговорены  договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок  расчетов.

4. авансовые платежи  в случаях, предусмотренных законодательством  или договором; 

В этих случаях  в платежных поручениях делается ссылка на соответствующий нормативный  акт или договор.

5. целевые переводы  денежных средств.Платежные поручения на перечисление целевых денежных средств представляются в банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для плательщика, второй - как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий - со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.

В платежном поручении  указывается назначение платежа  и делается ссылка на законодательный  акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность  за целевое использование средств  несет их получатель.

Платежные поручения  принимаются к исполнению только при наличии средств на счете, достаточных для его исполнения, если иное не установлено правилами  банка.

При одногородних расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются одним учреждением банка, а также при иногородних перечислениях средств поручения представляются в трех экземплярах. Первый экземпляр служит мемориальным ордером в банке плательщика, второй при одногородних перечислениях направляется получателю при выписке из его счета, а при иногородних почтовых перечислениях прикладывается к сводному платежному поручению для выдачи получателю. Третий экземпляр выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

Если плательщик и получатель средств обслуживаются  разными одногородними банками, поручения представляются в четырех экземплярах, из которых первый используется как мемориальный ордер, второй и третий после оплаты отсылаются банку получателя средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке из счета получателя, четвертый экземпляр возвращается плательщику с распиской и штампом банка. Поручения, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, представляются в банк с дополнительным экземпляром, который прилагается к выписке из счета доходов бюджета.

Преимуществами  данной формы расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а  также простота оформления и прохождения  через банк. Этой форме расчетов присущи свои недостатки такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

 

2.2 Аккредитивная форма расчетов

 

    Под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

К этой форме расчетов, как правило, стороны прибегают  в случаях отсутствия у них  уверенности, что договор будет  выполнен, так как в прошлом  наблюдалась систематическая задержка платежей.

Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен  или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления  бенефициара, а безотзывной не может  быть изменен или аннулирован  без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

По способу обеспечения  платежа различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий  аккредитив, перечисляет собственные  средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего  банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение  этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в  исполняющем банке может открываться  непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права  списывать всю сумму аккредитива  с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.5

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

· вид аккредитива;

· наименование приказодателя;

· наименование и  место нахождения банка-эмитента;

· наименование бенефициара;

· наименование и  место нахождения банка-бенефициара;

· сумма аккредитива;

· номер, дата договора, на основании которого открывается  аккредитив;

· срок действия аккредитива;

· порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные  выплаты, с акцептом лица, уполномоченного  приказодателем, или без акцепта);

· если условиями  аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и  образец подписи лица, уполномоченного  приказодателем производить акцепт;

· полное и точное наименование документов, против которых  производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;

· срок представления  документов в банк бенефициара;

· наименование товара;

· дата отгрузки товара.

Допускается включение  в заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале  с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его  банка, срока действия аккредитива.

На всех экземплярах  принятого к исполнению заявления  об открытии аккредитива ответственный  исполнитель проставляет регистрационный  номер, дату приема, свою подпись, на третьем  и четвертом экземплярах - штамп  банка.

Первый экземпляр  заявления служит основанием для  списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

2.3 Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в  безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Расчеты по инкассо  с использованием платежных требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а так же в иных случаях, предусмотренных в основном договоре.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств (взыскателем) к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). Получатель средств представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и/или инкассовые поручения.

Первый экземпляр реестра  оформляется двумя подписями  лиц, имеющих право подписи расчетных  документов, и оттиском печати.

Информация о работе Понятие и формы безналичных расчетов