Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:25, доклад

Краткое описание

Характеристика налоговых органов РФ. Права и обязанности налоговых органов.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации санкции за совершение налоговых преступлений установлены статьями 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Согласно статье 198 УК РФ (Приложение №8), крупным размером для налогоплательщиков - физических лиц признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.

Согласно статье 199 УК РФ (Приложение №8), крупным размером, при совершении налогового преступления налогоплательщиком - организацией, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Положения установленные  пунктом 3 статьи 32 НК РФ распространяются и на плательщиков сборов.

В целях обеспечения  эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел необходимо руководствоваться «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления», (Приложение №3 к Приказу МВД России и МНС России от 22 января 2004 года №76/АС-3-06/37)

Статья 33. Обязанности должностных  лиц налоговых  органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать  в строгом соответствии с НК  РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать  в пределах своей компетенции  права и обязанности налоговых  органов. Таким образом, полномочия  налоговых органов непосредственно  реализуют их должностные лица;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Как видим, в  данной статье законодатель определил  обязанности должностных лиц налоговых органов, которые они должны соблюдать. Неисполнение указанных обязанностей означает неправомерность действий должностных лиц, что в свою очередь может послужить основанием для привлечения их к ответственности, в соответствии с пунктом 3 статьи 35 НК РФ. Однако, в том случае если в результате неправомерных действий или бездействий должностных лиц налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам будут причинены убытки, то обязанность по их возмещению согласно пункту 1 статьи 35 НК РФ возлагается на налоговые органы.

Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области  налогов и сборов

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения  налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В комментируемой статье законодатель указывает обязанность  финансовых органов давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах, на данную норму необходимо ссылаться, направляя письменные запросы в финансовые органы.

Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями  соответственно в Минфин России и  другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления (Письмо Минфина Российской Федерации от 21 сентября 2004 года №03-02-07/39) (Приложение №71).

Федеральным законом 137-ФЗ (Приложение №23) в статью 34.2 введен новый пункт, в котором установлен срок, для предоставления письменных разъяснений Министерством финансов и финансовыми органами субъектов. Этот срок определили в два месяца. Тем не менее, в Приказе Минфина Российской Федерации от 23 марта 2005 года №45н «Об утверждении Регламента Министерства Финансов Российской Федерации» (далее - Регламент Минфина) (Приложение №48) срок по предоставлению письменных ответов на запросы составляет один месяц, при необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем Министра, но не более чем на один месяц с одновременным информированием заявителя. В данном случае, такое расхождение норм о сроках непонятно, скорей всего будут внесены изменения в существующий Регламент Минфина, но и в случае невнесения указанных изменений, приоритет остается за НК РФ.

Глава I. Основные положения о налоговом контроле  
 
§ 1. Понятие и принципы налогового контроля  
 
Касаясь в данной работе непосредственно темы налогового контроля, хотелось бы обозначить понятие «контроль», как таковое, а также подчеркнуть его принадлежность к финансовому контролю.  
Согласно общей теории права, любой контроль (франц. «controle» – «проверка») – это процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:  
- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;  
- измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;  
- корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.  
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного денежно-экономического развития страны. С формально-юридической точки зрения он рассматривается в качестве комплексного института финансового права и характер его, по сути, состоит в том, что в него включаются нормы различных подотраслей и институтов финансового права. По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах государственного управления, которые охватываются государственным финансовым контролем, выделяют бюджетный (или бюджетно-финансовый), налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.  
Это положение подкрепляется еще и превалирующей в настоящее время точкой зрения об отнесении указанных соответствующих подотраслей права к финансовому праву.  
В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.  
В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой по¬литики экономическую безопасность России и соблюдение го¬сударственных и муниципальных фискальных интересов.  
В узком аспекте налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесо¬образностью действий в процессе введения, уплаты или взима¬ния налогов и сборов.  
Налого¬вый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права госу¬дарства и муниципальных образований.  
Учитывая общие оценки, данные контролю в целом, отмечу наиболее часто встречающиеся определения налогового контроля.  
Е. В. Поролло считает, что «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. … Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статический элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие совершенствование».  
А. В. Брызгалин считает, что «налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…».  
Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и боров в бюджет или внебюджетный фонд».  
Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.  
Под принципами принято понимать основные идеи, исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования какого-либо явления  
Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.  
Общеправовыми принципами, характерными для налогового контроля, являются:  
1. принцип законности - подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ).  
2. принцип юридического равенства - отражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).  
3. принцип соблюдения прав человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями.  
4. принцип гласности.

Информация о работе Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля