Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:25, доклад
Характеристика налоговых органов РФ. Права и обязанности налоговых органов.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации санкции за совершение налоговых преступлений установлены статьями 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Согласно статье 198 УК РФ (Приложение №8), крупным размером для налогоплательщиков - физических лиц признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.
Согласно статье 199 УК РФ (Приложение №8), крупным размером, при совершении налогового преступления налогоплательщиком - организацией, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Положения установленные пунктом 3 статьи 32 НК РФ распространяются и на плательщиков сборов.
В целях обеспечения эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел необходимо руководствоваться «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления», (Приложение №3 к Приказу МВД России и МНС России от 22 января 2004 года №76/АС-3-06/37)
Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать
в строгом соответствии с НК
РФ и иными федеральными
2) реализовывать
в пределах своей компетенции
права и обязанности налоговых
органов. Таким образом,
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Как видим, в данной статье законодатель определил обязанности должностных лиц налоговых органов, которые они должны соблюдать. Неисполнение указанных обязанностей означает неправомерность действий должностных лиц, что в свою очередь может послужить основанием для привлечения их к ответственности, в соответствии с пунктом 3 статьи 35 НК РФ. Однако, в том случае если в результате неправомерных действий или бездействий должностных лиц налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам будут причинены убытки, то обязанность по их возмещению согласно пункту 1 статьи 35 НК РФ возлагается на налоговые органы.
Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В комментируемой статье законодатель указывает обязанность финансовых органов давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, на данную норму необходимо ссылаться, направляя письменные запросы в финансовые органы.
Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления (Письмо Минфина Российской Федерации от 21 сентября 2004 года №03-02-07/39) (Приложение №71).
Федеральным законом 137-ФЗ (Приложение №23) в статью 34.2 введен новый пункт, в котором установлен срок, для предоставления письменных разъяснений Министерством финансов и финансовыми органами субъектов. Этот срок определили в два месяца. Тем не менее, в Приказе Минфина Российской Федерации от 23 марта 2005 года №45н «Об утверждении Регламента Министерства Финансов Российской Федерации» (далее - Регламент Минфина) (Приложение №48) срок по предоставлению письменных ответов на запросы составляет один месяц, при необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем Министра, но не более чем на один месяц с одновременным информированием заявителя. В данном случае, такое расхождение норм о сроках непонятно, скорей всего будут внесены изменения в существующий Регламент Минфина, но и в случае невнесения указанных изменений, приоритет остается за НК РФ.
Глава I. Основные
положения о налоговом контроле
§ 1. Понятие и принципы налогового контроля
Касаясь в данной работе непосредственно
темы налогового контроля, хотелось бы
обозначить понятие «контроль», как таковое,
а также подчеркнуть его принадлежность
к финансовому контролю.
Согласно общей теории права, любой контроль
(франц. «controle» – «проверка») – это процесс,
обеспечивающий достижение системой поставленных
целей и состоящий из трех основных элементов:
- установление стандартов деятельности
системы, подлежащих проверке;
- измерение достигнутых результатов с
ожидаемыми результатами;
- корректировка управленческих процессов,
если достигнутые результаты существенно
отличаются от установленных стандартов.
Финансовый контроль – это контроль за
законностью и целесообразностью действий
в области образования, распределения
и использования государственных и муниципальных
денежных фондов в целях эффективного
денежно-экономического развития страны.
С формально-юридической точки зрения
он рассматривается в качестве комплексного
института финансового права и характер
его, по сути, состоит в том, что в него
включаются нормы различных подотраслей
и институтов финансового права. По содержанию
отношений, складывающихся в тех сферах
государственного управления, которые
охватываются государственным финансовым
контролем, выделяют бюджетный (или бюджетно-финансовый),
налоговый, банковский, валютный, таможенный
контроль и надзор за страховой деятельностью.
Это положение подкрепляется еще и превалирующей
в настоящее время точкой зрения об отнесении
указанных соответствующих подотраслей
права к финансовому праву.
В целях объективной оценки роли и сущности
налогового контроля его понятие следует
рассматривать в двух аспектах: узком
и широком.
В широком аспекте налоговый контроль
- это совокупность мер государственного
регулирования, обеспечивающих в целях
осуществления эффективной государственной
финансовой по¬литики экономическую безопасность
России и соблюдение го¬сударственных
и муниципальных фискальных интересов.
В узком аспекте налоговый контроль —
это контроль государства в лице компетентных
органов за законностью и целесо¬образностью
действий в процессе введения, уплаты
или взима¬ния налогов и сборов.
Налого¬вый контроль служит формой реализации
контрольной функции налогов и с позиций
налогового права призван, в первую очередь,
охранять и обеспечивать имущественные
права госу¬дарства и муниципальных образований.
Учитывая общие оценки, данные контролю
в целом, отмечу наиболее часто встречающиеся
определения налогового контроля.
Е. В. Поролло считает, что «Сущность налогового
контроля можно рассматривать с двух позиций:
во-первых, как функцию или элемент государственного
управления экономикой, во-вторых, как
особую деятельность по исполнению налогового
законодательства. … Эти стороны налогового
контроля находятся в неразрывном единстве,
что позволяет представить налоговый
контроль в виде классической кибернетической
системы, сочетающей в себе разнообразие
статический элементов и их динамическое
взаимодействие, непрерывное развитие
совершенствование».
А. В. Брызгалин считает, что «налоговый
контроль – это специализированный (только
в отношении налогов и сборов) надведомственный
(вне рамок ведомств) государственный
контроль…».
Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент
на деятельности уполномоченных органов:
«налоговый контроль относится к общегосударственному
финансовому контролю и может быть определен
как регламентированная нормами налогового
права деятельность компетентных органов,
обеспечивающих соблюдение налогового
законодательства и правильность исчисления,
полноту и своевременность внесения налогов
и боров в бюджет или внебюджетный фонд».
Таким образом, налоговый контроль можно
определить как составную часть формируемого
государством организационно-правового
механизма управления, представляющую
собой особый вид деятельности специально
уполномоченных государственных органов,
в результате которой обеспечивается
установленное нормами налогового права
исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения,
исследование и выявление оснований для
осуществления принудительных налоговых
изъятий в бюджетную систему, а также установление
оснований для применения мер ответственности
за совершение налоговых правонарушений.
Под принципами принято понимать основные
идеи, исходные положения и ведущие начала
процесса формирования, развития и функционирования
какого-либо явления
Принципы налогового контроля можно определить
как базовые правовые положения, определяющие
организацию и эффективное осуществление
налогового контроля, которыми должны
руководствоваться субъекты налогового
контроля при осуществлении ими контрольных
мероприятий в сфере налогообложения.
Общеправовыми принципами, характерными
для налогового контроля, являются:
1. принцип законности - подразумевает
строгое соблюдение предписаний законодательных
актов и основанных на них предписаний
иных правовых актов. В рамках налогового
контроля принцип законности проявляется,
в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК
РФ, полномочия налоговых и таможенных
органов, а также формы и методы налогового
контроля устанавливаются исключительно
Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на
налоговые органы возлагается обязанность
осуществлять контроль за соблюдением
налогового законодательства и принятых
в соответствии с ним нормативных актов
(ст. 32 НК РФ).
2. принцип юридического равенства - отражается
в том, что налоги и сборы не могут иметь
дискриминационного характера и различно
применяться исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается
установление дифференцированных ставок
налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости
от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала
(за исключением таможенных пошлин), а
также в зависимости от того, кто является
налогоплательщиком или покупателем товаров,
работ или услуг (ст. 353 НК РФ).
3. принцип соблюдения прав человека и
гражданина. Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью и должны соблюдаться
всеми государственными органами и организациями.
4. принцип гласности.
Информация о работе Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля