Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:25, доклад

Краткое описание

Характеристика налоговых органов РФ. Права и обязанности налоговых органов.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

о досрочном  расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

В новой редакции статьи 31 НК РФ изменен перечень вопросов, по которым налоговые органы могут  обращаться в суды. В частности, из данного перечня исключено право  налоговых органов подавать иск  о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ. Хотя законодатель исключил данные нормы из НК РФ, это не означает, что налоговые органы не смогут обращаться в суды по этим основаниям. Федеральным законом 137-ФЗ (Приложение №23) были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации», в соответствии с которыми пункт 11 статьи 7 был изложен в новой редакции, там и прописаны данные права для обращения налоговых органов с иском в суд.

Кроме того, в  подпункте 14 пункта 1 комментируемой статьи законодатель отразил право налоговых органов предъявлять иски в суды не только по налоговым санкциям (штрафам), но и по недоимкам и пеням. Также в указанном подпункте теперь четко прописано, что налоговики вправе предъявлять иски к банку о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию вследствие его неправомерных действий по списанию денежных средств со счета налогоплательщика. Такой иск может быть подан в суд после получения банком решения налогового органа о приостановлении операций в результате которых стало невозможным взыскание с налогоплательщика недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В связи с  тем, что Федеральным законом  №137-ФЗ из НК РФ было исключено понятие  «налогового кредита» (с 1 января 2007 года отменена статья 65 НК РФ, которая регламентировала понятие, а также порядок и условия предоставления налогового кредита), то соответственно, отменено право налоговых органов предъявлять иски в суд о досрочном расторжении договора о налоговом кредите.

Помимо изменения  перечня оснований, дающих право  для обращения налоговых органов  в суд, Федеральный закон 137-ФЗ исключил из статьи 31 НК РФ норму, регламентирующую создание налоговых постов.

Федеральным законом 137-ФЗ (Приложение №23) в статью 31 НК РФ внесены и иные изменения. Так, законодатель исключил из данной статьи норму, касающуюся вопроса контролирования соответствия крупных расходов физических лиц их доходам. Это связано с тем, что в 2003 году из текста НК РФ были исключены статьи 86.1, 86.2 и 86.3, определяющие порядок проведения налогового контроля за расходами физических лиц. Однако норма, позволяющая налоговым органам контролировать их доходы оставалась в НК РФ вплоть до 1 января 2007 года (подпункт 10 пункта 1 статьи 31 предыдущей редакции НК РФ). В соответствии с указанной нормой налоговики могли на основе информации, полученной от регистрирующих органов запрашивать сведения у физических лиц об источниках и размере доходов для совершения сделок.

О правах налоговых  органов, также, смотрите «Положение о федеральной налоговой службе», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе», согласно которому, Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать  проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов  и оценок, а также научных исследований  по вопросам осуществления контроля  и надзора в установленной  сфере деятельности;

- запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере  деятельности;

- давать юридическим  и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к установленной  сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать  в установленном порядке для  проработки вопросов, отнесенных  к установленной сфере деятельности, научные и иные организации,  ученых и специалистов;

- применять предусмотренные  законодательством Российской Федерации  меры ограничительного, предупредительного  и профилактического характера,  а также санкции, направленные  на недопущение и (или) ликвидацию  последствий, вызванных нарушением  юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные  и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной  сфере деятельности;

- разрабатывать  и утверждать в установленном  порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия,  удостоверений, а также порядок  ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая  служба не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Перечень прав налоговых органов, закрепленный в  пункте 1 статьи 31 не является исчерпывающим. Об этом говорит пункт 2 комментируемой статьи, согласно которой налоговые  органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Пункт 3 наделяет правом вышестоящие налоговые органы правом отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Формы предусмотренных  НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС РФ), если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.

Статья 32. Обязанности налоговых  органов

В комментируемой статье законодатель указывает часть  обязанностей налоговых органов, из которых для налогоплательщиков наиболее полезной является обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения, на обязательность исполнения подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи надо ссылаться при направлении письменных запросов (в том числе повторных) налоговым органам.

Итак, налоговые  органы обязаны:

1) соблюдать  законодательство о налогах и  сборах;

2) осуществлять  контроль за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в  установленном порядке учет организаций  и физических лиц;

4) бесплатно  информировать (в том числе  в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. Интересна позиция налоговых органов по данному вопросу. В соответствии с Приказом МНС России от 21 мая 2002 года №БГ-3-18/263 «О запрещении осуществления налогового консультирования организациями, находящимися в ведении налоговых органов Российской Федерации» организациям, находящимся в ведении налоговых органов Российской Федерации, запрещено осуществление налогового консультирования юридических и физических лиц.

Учитывая изложенное, Центральная консультационная служба Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, ее филиалы, иные подразделения не правомочны с  даты принятия вышеназванного Приказа  осуществлять налоговое консультирование юридических и физических лиц.

Таким образом, данные Центральной консультационной службой Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, ее филиалами, иными подразделениями экспертные заключения по вопросам налогообложения не являются официальной позицией налоговых органов Российской Федерации и не имеют юридической силы (Письмо ФНС Российской Федерации от 15 апреля 2005 года №ШС-6-14/316) (Приложение №105);

5) руководствоваться  письменными разъяснениями Министерства  финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Как видно, теперь законодательно закреплена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина. Данное положение должно положить конец практике, когда у двух ведомств Минфина и МНС (сейчас ФНС) порой высказывали различные точки зрения по спорным вопросам, что приводило к неразберихе в законодательстве, затрудняло жизнь налогоплательщикам и, как следствие, судебным процессам. Связано такое требование с переподчинением ФНС Минфину Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506);

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке  на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Приказом ФНС Российской Федерации от 9 ноября 2006 года №САЭ-3-10/776@ (Приложение №64) утвержден Порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать  решения о возврате налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту сумм излишне уплаченных  или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном главой 12 НК РФ;

8) соблюдать  налоговую тайну и обеспечивать  ее сохранение;

9) направлять  налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту  копии акта налоговой проверки  и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять  налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту  по его запросу справки о  состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение  пяти дней со дня поступления в  налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Ранее такие обязанности для налоговых органов на уровне Федерального закона не были установлены. Это нововведение очень положительно скажется на налогоплательщиках, так как прежде было достаточно проблематично получить акт сверки по налогам в налоговых инспекциях.;

11) осуществлять  по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента совместную сверку сумм  уплаченных налогов, сборов, пеней  и штрафов;

12) по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Пунктом 2 установлено, что налоговые органы несут также  другие обязанности, предусмотренные  НК РФ и иными федеральными законами.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным  законом 137-ФЗ (Приложение №23) пункт 3 статьи 32 НК РФ был изложен в новой  редакции. В том случае, если в  течение двух месяцев со дня истечения  срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о  неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Информация о работе Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля