Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью является изучение гражданско-правового института ответственности за нарушение договорных обязательств.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
Изучение понятия, значения и функций гражданско-правовой ответственности за нарушение договора;
Проанализировать основания ответственности за нарушение договора;
Исследовать вину как условие ответственности: критерии и формы;
Исследовать понятие, значение имущественной ответственности за нарушение договора;
Исследование размера убытков при правонарушении договорных обязательств, виды ответственности.
Проанализировать опыт разрешения споров договорных отношений.
О неустойке говорят и как о способе обеспечения исполнения обязательств, и как о форме гражданско-правовой ответственности. В чем же заключаются различия в применении неустойки в качестве указанных двух различных правовых категорий?
Представляется, что при ответе на этот вопрос необходим дифференцированный подход к многообразным ситуациям, возникающим на практике. К примеру, если речь идет о договорной неустойке, то, включая в договор условие о неустойке за нарушение обязательства, а затем, применяя соответствующую неустойку при просрочке исполнения, либо ином ненадлежащем исполнении обязательства в целях стимулирования должника к исполнению обязательства в полном объеме и надлежащим образом. Стороны имеют в виду применение неустойки, прежде всего в качестве способа обеспечения исполнения договорного обязательства.
Совершенно иначе выглядит характер применяемой неустойки в ситуации, когда неустойка взыскивается наряду с убытками в связи с неисполнением должником обязательства по договору, что служит основанием прекращения обязательства и освобождает должника от исполнения каких-либо обязанностей по договору. Думается, в подобных случаях правильным будет вывод о том, что неустойка при данных условиях применяется исключительно в качестве меры гражданско-правовой ответственности. В то же время наличие в договоре условия об уплате неустойки за его нарушение свидетельствует о желании сторон использовать неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательства.
Таким образом, применительно к договорной неустойке можно говорить лишь о преимущественном ее применении либо в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, либо в качестве меры имущественной ответственности, имея в виду, что договорной неустойке всегда присущи оба этих качества.
Что же касается законной неустойки, то, на наш взгляд, она не может признаваться способом обеспечения исполнения обязательства, ибо никоим образом не «привязана» к какому-либо конкретному обязательству или к конкретным сторонам, вступающим в такое обязательство, а потому и не может служить целям обеспечения его исполнения. [4, с. 354]
Следовательно, законная неустойка в договорных отношениях применяется исключительно в качестве меры имущественной ответственности.
Применение неустойки, наряду с убытками, в качестве меры имущественной ответственности неизбежно ставит проблему соотношения неустойки и убытков, ибо их применение независимо друг от друга обязательно привело бы к нарушению принципов гражданско-правовой ответственности, преследующей цели восстановления нарушенных прав кредитора, но никак не неосновательного обогащения последнего.
В настоящее время в случаях, когда законом или договором установлена неустойка, при нарушении соответствующего обязательства и применении в связи с этим ответственности соотношение подлежащих уплате неустойки и возмещения убытков должно определяться по правилам.
Возможность использовать возмещение убытков как средство защиты нарушенных прав возникает у граждан и юридических лиц из самого факта неисполнения обязанности, нарушения гражданских прав, т.е. независимо от того, содержится ли в той или иной норме ГК упоминание о таком праве. Тем самым возмещению убытков придан характер универсального способа защиты гражданских прав. Возмещение убытков может сочетаться с другими способами защиты.
В ГК названы два вида убытков: реальный ущерб и упущенная выгода. В состав реального ущерба включены расходы, которые лицо уже реально произвело к моменту предъявления иска о возмещении убытков либо которые еще будут им произведены для восстановления нарушенного права, т.е. будущие расходы. К реальному ущербу отнесены и убытки, вызванные утратой или повреждением имущества, т.к. в этом случае также производятся расходы.
Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые получило бы лицо при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены (например, договор был бы исполнен надлежащим образом).
Норма о возможности взыскания будущих расходов является новой по сравнению с ГК 1964 года. Основная проблема заключается в обосновании необходимости и размера будущих расходов. [5, с. 107]
Определяя направленность разрешения споров, связанных с взысканием убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам, предложили судам требовать подтверждения необходимости будущих расходов и их предполагаемого размера обоснованным расчетом и доказательствами. В качестве которых могут быть представлены смета, калькуляция затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Можно полагать,
что целесообразно
При определении размера будущих расходов необходимо учитывать, что подлежат возмещению не любые, а необходимые (разумные) расходы, которые понесет потерпевшее лицо в нормальные (разумные) сроки после нарушения его прав и им будет применена разумная цена. [5, с. 111]
Во всяком случае,
при предъявлении требования о возмещении
как конкретных, так и будущих
(абстрактных) расходов должна быть доказана
причинная связь между
Соблюдение этих условий необходимо и при предъявлении требований о возмещении упущенной выгоды (неполученных доходов). Потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые оно не получило из-за нарушения обязанности, а также причинную связь между неисполнением и неполученными доходами.
При исчислении
размера неполученных доходов первостепенное
значение имеет определение
Подчеркивается, что размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые должен был понести кредитор, если бы обязательство было исполнено. В частности, при определении размера неполученного дохода из-за недопоставки сырья и комплектующих изделий учитывается цена реализации готовых товаров за вычетом затрат, связанных с их производством.
В ГК включено правило определения размера упущенной выгоды в случае, когда вследствие нарушения получены доходы. Согласно этому правилу лицо, права которого нарушены, вправе требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем доход, полученный нарушителем. [12, с. 124]
В ГК закреплен один из основных принципов гражданского права - полное возмещение убытков. Однако эта норма допускает (в исключение из общего правила) возмещение убытков и в меньшем размере, если это предусмотрено законом или договором. Основания ограничения размера ответственности по обязательствам, в том числе и ограничение права на полное возмещение убытков, признает ничтожным соглашение об ограничении размера ответственности по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, если размер ответственности определен законом. [12, с. 125]
Во второй части
ГК предусмотрено ограничение
Ограничением ответственности и тем самым принципа полного возмещения убытков является и установление ответственности предпринимателя только за виновное неисполнение обязательств.
2 Ответственность за нарушение договорных обязательств
2.1 Фирменное досье предприятия
ООО «РОСГОССТРАХ - Сибирь» - крупнейшая в России страховая компания, которая оказывает существенное влияние на формирование страхового рынка.
Данная компания имеет богатую историю и многолетний успешный опыт. Образованная в феврале 1992 года, она стала правоприемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году.
РОСГОССТРАХ – единственная страховая компания, которая располагает филиальной сетью, сравнимой по обхвату с Почтой РФ и Сбербанком России. В компанию группы входит порядка 3000 агентств, страховых отделов, центров урегулирования убытков. Общая численность работников системы РГС превышает 97 тысяч человек, в том числе 60 тысяч агентов. Управление группой, разработку стратегий и методологий осуществляет Холдинговая компания РОСГОССТРАХ.
Система урегулирования убытков РГС представляет собой более 400 специализированных центров и пунктов урегулирования убытков, расположившихся на территории всей страны. Это успешная для России сеть построена РГС так, что клиент, находящийся в любой точке страны может легко добраться до центра урегулирования убытков.
Основная задача центров, урегулирования убытков – сделать оперативной для клиентов процедуру страховых выплат. Центры оснащены современной техникой и передовыми технологиями. Высококвалифицированные специалисты предоставляют клиентам весь комплекс услуг по урегулированию убытков, могут обращаться не только жителем области, но и клиентам любого российского региона, если случай произошел на территории области.
При наступлении страхового случая любой потерпевший или клиент имеет возможность обратиться в Единый диспетчерский центр, где ему, вне зависимости от вида страхования, подскажут общий порядок урегулирования убытков, адреса и часы работы центров урегулирования убытков. Смогут проконсультировать по спорным вопросам.
Отдел ООО «РОСГОССТРАХ
- Сибирь» Управление по Алтайскому
краю страховой отдел «
Занимается страхованием жизни и негосударственным пенсионным обеспечением, а так же осуществляет операции по обязательному медицинскому страхованию.
Является обществом с ограниченной ответственностью, имеет зарегистрированный знак. (Приложение А)
В данном отделе работает 7 человек, (Приложение Б) и каждый сотрудник отвечает за определенные задачи. Квалифицированные сотрудники так же предлагают услуги по консультированию, отвечая на все необходимые вопросы. Обучение производится в самом отделе инструктаж на месте менеджером агентских продаж (МАГ). А дальнейшее обучение самого менеджера агентских продаж (МАГ), происходит в основном отделе управления. Так же эти может заниматься менеджер офисных продаж (МОП). Квалификация сотрудников проводится по трем ступеням бизнес – квалификации.
Первая ступень – неделя обучения, тренинг-обучение.
Вторая ступень обучения – бизнес-школа, где подготавливаются сотрудники для руководящих должностей.
Третья ступень обучение руководителей отделов.
Основными фондами организации является третий этаж в здании находящемся по адресу улица Советской армии 171а.
Так же у организации имеются основные партнеры, которые сотрудничает РОСГОССТРАХ:
Основными конкурентами являются:
Спектр выполняемых
страховых услуг компанией «
- Медицинское страхование;
- Страхование имущества;
- Страхование жизни;
- Социальное страхование;
- Страхование от несчастных случаев;
- Автострахование;
- Ипотечное страхование;
- Страхование в туризме;
- Титульное страхование;
- Специальные предложения для держателей карт;
- Полный список программ для физических лиц;
- Социальная защита персонала предприятий;
Информация о работе Ответственность за нарушение договорных обязательств