Налоговый контроль и органы его осуществляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Оглавление

Введение …………………………………………………………...…………...3-5
Глава 1. Налоговый контроль: понятие, принципы и виды
Понятие и принципы налогового контроля…………...………………6-16
Виды налогового контроля…………………………...………………16-18
Глава 2. Методы, цель и формы налогового контроля.
2.1.Методы налогового контроля….………………………..………………19-20
2.2. Цель и формы налогового контроля……………………………………20-24
Глава 3. Объекты и субъекты налогового контроля……….………….25-28
Глава 4. Камеральные и выездные налоговые проверки.
4.1. Камеральная налоговая проверка………………………………………29-32
4.2. Выездная налоговая проверка…………………………………………32-36
Глава 5. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы и пути их решения…………………………………37-42 Заключение ………………………………………………………………….43-45
Библиография..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая Денис1.docx

— 79.26 Кб (Скачать)

Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей, отличается системным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

При осуществлении  налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.

2.2. Цель и формы налогового  контроля.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Под формами финансового  контроля понимают отдельные проявления содержания контроля в зависимости  от времени совершения контрольных  действий.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы  зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Существует достаточно обширная классификация контрольных  действий по форме, методам и видам. Кроме того, в различных источниках представлены характеристики налогового контроля с точки зрения элементов, направлений, задач и целей. Обратимся  к наиболее часто встречающейся  классификации налогового контроля в зависимости от временного характера.   

Форма налогового контроля может быть предварительной (предшествующей), текущей и последующей.  

Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.  

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности, данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

 Последующий  контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода. 

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее  положение по действенности, эффективности  и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее  время вопросы правового регулирования  налоговых проверок имеют высокую  ценность как с теоретической  точки зрения - для выявления путей  дальнейшего совершенствования  законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной  защиты прав налогоплательщиков и интересов  государства.       

 Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Российской Федерации правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности. С 2007 г. изменились не только правила истребования документов при проведении налоговой проверки. Теперь налоговые органы имеют право запросить информацию о налогоплательщике у его партнеров по бизнесу.

Поскольку налоговой проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент независимо от того, является ли он организацией, индивидуальным предпринимателем или просто физическим лицом, знание соответствующих положений части  первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.11       

 Следует отметить, что  в ранее действующей редакции  НК РФ вообще не было указания  на цель налоговой проверки, в  результате чего арбитражные  суды, сравнивая налоговые проверки, ссылались на то, что камеральная  и выездная налоговые проверки  имеют различные цели, самостоятельно  обозначая их на основе действующего  в то время законодательства. Учитывая, что в соответствии  с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговые проверки  признаются в качестве одной  из форм налогового контроля, проводимого должностными лицами  налоговых органов в пределах  своей компетенции, можно дать  следующее нормативное определение  налоговой проверки.      

 Налоговая проверка - это специфическая форма налогового  контроля, осуществляемая посредством  выездных и камеральных налоговых  проверок, которые проводятся должностными  лицами налоговых органов с  целью контроля за, соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.      

Важно помнить, что не все проверки, проводимые налоговыми органами, признаются налоговыми. Именно по этой причине следует принимать во внимание условие:  целью такой проверки должен быть контроль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах.      

 Значит, проверки, осуществляемые  налоговыми органами в силу  полномочий, предоставленных им  не законодательством о налогах  и сборах, а иными законодательными  актами, в целях контроля за, соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.      

 Именно по причине  несоответствия указанному условию  с точки зрения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах налоговой также не  является проверка вышестоящими  налоговыми органами работы территориальных  налоговых органов, проводимая  в первую очередь с целью  контроля за, соблюдением законодательства о налогах и сборах сотрудниками налоговых органов. Это так называемая контрольная проверка или ревизия, осуществляемая с соблюдением общих норм о налоговом контроле, но порядок проведения, которой регулируется в основном ведомственными документами с грифом "Для служебного пользования".      

 Территориальные налоговые  инспекции в порядке контроля  могут быть проверены соответствующим  региональным управлением, а работа  региональных управлений проверяется  межрегиональными инспекциями. Проверяющим  ведомством утверждается план  контрольной работы, в котором  перечисляются налоговые инспекции,  подлежащие перепроверке. Работу  каждого налогового органа стараются  контролировать не реже одного  раза в два-три года.

 

 

Глава 3. Объекты  и субъекты налогового контроля.

Субъекты  налогового контроля – налоговые администрации, наделенные законодательством о налогах и сборах соответствующими полномочиями для осуществления мероприятий налогового контроля (ФНС, ФТС, МФВ).

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, – контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость. 
Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнения установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект, вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

Объект  налогового контроля – действия (бездействия) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц по исполнению ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 

В качестве объекта налоговой  проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему  учету и совершению операций с  объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых  льгот и т.д.; а в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных  налогоплательщиком операциях, т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д. Такое понимание предметов налоговых проверок вполне соответствует контексту самого Налогового кодекса РФ12.

Наиболее значимыми  предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учеты  и налоговые декларации, которые  должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для  соответствующего вида документов нормативными актами.

Документы бухгалтерского учета – это носители информации в письменном виде, имеющие установленные  реквизиты, фиксирующие наличие  материальных ценностей и совершаемые  хозяйственные операции с имуществом и денежными средствами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам бухгалтерского учета  устанавливаются положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Федеральным  законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»13 и рядом других нормативных актов.

Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в  том, чтобы впервые документально  оформить совершенную хозяйственную  операцию. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки  для отражения в бухгалтерском  учете, а также достоверность  содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие  эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

На основе проверки бухгалтерских  документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются  факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность по ст. 120 НК РФ.

Кроме того, бухгалтерские  документы являются письменными  доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять  требованиям, установленным для  судебных доказательств.

 

Глава 4. Камеральные  и выездные налоговые проверки.

4.1. Камеральная налоговая  проверка.

Камеральная налоговая  проверка – это проверка, которая  проводится по месту нахождения налогового органа (таможенного органа) на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (налоговым  агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа. Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым  органам оперативно реагировать  на нарушения налогового законодательства.

К общим правилам проведения камеральной налоговой проверки относится:

1.     Провидится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

2.     Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

3.     Срок проведения: в течение 3 месяцев со дня  представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

4.     Провидится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.

5.     Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

6.     В случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган направляет сообщение налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

7.     На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.

Камеральная налоговая  проверка не предполагает специального назначения проверки путем вынесения  какого-либо решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной  налоговой проверки является день представления  налогоплательщиком налоговой декларации. Как правило, день представления  налоговой декларации устанавливается  законами, регулирующими порядок  уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной проверки составляет 3 месяца, с даты представления налоговой декларации. После истечения указанного срока в отношении налогоплательщика не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.

Информация о работе Налоговый контроль и органы его осуществляющие