Налоговый контроль и органы его осуществляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Оглавление

Введение …………………………………………………………...…………...3-5
Глава 1. Налоговый контроль: понятие, принципы и виды
Понятие и принципы налогового контроля…………...………………6-16
Виды налогового контроля…………………………...………………16-18
Глава 2. Методы, цель и формы налогового контроля.
2.1.Методы налогового контроля….………………………..………………19-20
2.2. Цель и формы налогового контроля……………………………………20-24
Глава 3. Объекты и субъекты налогового контроля……….………….25-28
Глава 4. Камеральные и выездные налоговые проверки.
4.1. Камеральная налоговая проверка………………………………………29-32
4.2. Выездная налоговая проверка…………………………………………32-36
Глава 5. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы и пути их решения…………………………………37-42 Заключение ………………………………………………………………….43-45
Библиография..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая Денис1.docx

— 79.26 Кб (Скачать)

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).

Данный принцип хорошо проявляется через «призму» права  на судебную защиту, так как «право на правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для  реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных  прав, законных интересов и др.)»7,в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно  к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых  органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и  гражданин можно говорить о таком  принципе налогового контроля, как  принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

4. Принцип гласности.

Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также  возможность получения информации.

В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном  опубликовании сведений о действующих  на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях  налоговых органов, по даче разъяснений  о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

Противоположным принципу гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.

5. Принцип соблюдения  налоговой тайны

Данный принцип соответствует  требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о  налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных  органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом  сведения о налогоплательщике, за исключением  сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению  должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

Устанавливается запрет разглашения  следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования»8.

6. Принцип ответственности.

Заключается в том, что  «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей  за нарушение правил поведения в  сфере налоговых отношений»9. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса  РФ, также в КоАП РФ.

Наряду с данным принципом  необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика

7. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

«Принцип презумпции невиновности налогоплательщика – новелла  российского налогового законодательства.

Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Во-вторых, обязанность  по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы.

В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика  толкуются в его пользу»10.

8. Принцип независимости.

В настоящее время налоговые  органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное  министерство, призванную реализовывать  интересы государства в сфере  налогообложения и независимую  от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый  контроль, приведены в ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации, это:

·  налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

·  таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

·  органы государственных внебюджетных фондов;

·  финансовые органы;

·  федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·  иные контролирующие и правоохранительные органы.

Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них  задачи во взаимодействии между собой  и с другими государственными органами.

9. Принцип планомерности.

Под принципом планомерности  подразумевает, что любая контрольная  деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

Данный принцип призван  обеспечивать более эффективное  выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать  целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

10. Принцип объективности и достоверности.

Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность  аналитических оценок для целенаправленного  контроля, а также снижения степени  субъективности при принятии решений  налоговым инспектором.

Определение понятия налоговый контроль – как специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    1. Виды налогового контроля.

 

Что касается видов налогового контроля, то в рамках Налогового кодекса  Российской Федерации о них не сказано ни слова, поэтому классификация  многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

1)  В зависимости от времени проведения налогового контроля выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств;

Текущий (оперативный) контроль является частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками;

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

2) По характеру контрольных  мероприятий налоговый контроль  можно разделить на: плановый и внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в  случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

3) Исходя из метода  проверки документов налоговый  контроль подразделяется на: сплошной и выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

4) По месту проведения  налоговая проверка делится на: камеральную и выездную.

Отличие этих форм заключается  в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Однако камеральная  и выездная проверка относятся к  формам налогового контроля, чему в  данной работе будет посвящена отдельная  глава, где они и будут разобраны  более подробно.

5) Налоговый контроль  можно классификация в зависимости  от субъектов налогового контроля  на:

·  контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

·   контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

·   контроль органов государственных внебюджетных фондов;

·  контроль финансовых органов;

·  контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·   контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

6) По периодичности  проведения налогового контроля  различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

 

Глава 2. Методы, цель и формы налогового контроля.

2.1. Методы налогового  контроля.

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции  или на месте  для выявления  фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование  проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором - соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.

Информация о работе Налоговый контроль и органы его осуществляющие