Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также правовых аспектов её регулирования.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия налоговой системы;
изучить элементы налоговой системы, и налог, в частности, как важнейший элемент;
охарактеризовать основные виды налоговых систем;
проанализировать особенности правового регулирования налоговой системы Республики Беларусь;
определить основные проблемы и направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3

1.Понятие и сущность налоговой системы...............................................................5

1.1.Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы ее формирования..............................................................................................................5

1.1.1.Понятие налога как основного элемента налоговой системы.........................................................................................................................9

1.2.Виды налоговых систем........................................................................................6

2.Особенности правового регулирование налоговой системы Республики Беларусь......................................................................................................................132.1. Правовое регулирование взимания республиканских налогов и сборов.........................................................................................................................13

2.2. Правовое регулирование взимания местных налогов и сборов............19

2.3. Правовое регулирование особых режимов налогообложения..............20

3.Проблемы налоговой системы Республики Беларусь и пути их разрешения................................................................................................................25

Заключение................................................................................................................30

Список использованных источников...........................................................33

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

    Налоговые льготы по местным налогам и сборам предоставляются местными Советами депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. 

    2.2.3. Правовое регулирование  особых режимов  налогообложения.

    В соответствии с Налоговым  кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены особые режимы налогообложения. Ими признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, который будет установлен Особенной частью Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

    Согласно Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь к особым режимам относятся:

  • Упрощенная система налогообложения.

    В соответствии с Законом от 31 декабря 1997 г.  «Об упрощенной системе  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства»  плательщик имеет  право выбирать эту или общепринятую систему налогообложения. Суть упрощенной системы налогообложения состоит в замене на добровольной основе совокупности установленных законодательством налогов и иных отчислений уплатой единого налога. При этом действующая система уплаты некоторых налогов и отчислений сохраняется. Законодатель устанавливает определенные условия, при выполнении которых ему представляется право выбора. Перечень условий содержится в вышеуказанном законе. 

    
  • Налогообложение  в  свободных  экономических   зонах (СЭЗ).

    К особым режимам налогообложения  относится порядок взимания налогов и сборов в свободных экономических зонах (СЭЗ). В соответствии с Законом от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» налогообложение субъектов производится в соответствии с налоговым законодательством. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения экономической политики СЭЗ рассматривается законодательством как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. Такое же правило действует и в отношении товаров при вывозе их с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную таможенную территорию Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. 

    
  • Налог на игорный бизнес.

    Налогообложение игорного бизнеса регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9. В соответствии с этим Указом плательщиками налога на игорный  бизнес является юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым разрешено заниматься игорным бизнесом на основании специального разрешения (лицензии). Плательщики в части доходов, полученных от указанной деятельности, не уплачивают налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь), целевые сборы на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов, целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды, сбор за услуги казино, подоходный налог с индивидуальных предпринимателей. 

    
  • Налог на лотерейную деятельность.

    В соответствии с Законом от 10 января 2000 г. «О налоге на доходы от осуществления  лотерейной деятельности»  плательщиком налога на доходы от осуществления лотерейной являются организации, которые осуществляют на основании лицензии лотерейную деятельность. 

    
  • Единый  налог для производителей сельскохозяйственной  продукции.

    Декретом  Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 был введен единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.  Единый налог заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей за исключением акцизов, НДС, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимаемые в соответствии с действующим законодательством. 

    
  • Единый  налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг).

    Единый  налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц регламентирован  Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Этим же Указом утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Плательщики единого налога освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц, НДС, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, экологического налога, местных налогов и сборов. 

    
  • налогообложение отдельных категорий плательщиков.

    В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности»  субъектами (плательщиками) налога на доходы являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, а также иные организации от операций с ценными бумагами. Плательщиками данного налога могут быть по решению банков и страховых организаций их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, отвечающие требованиям, характеризующим субъектов налогообложения.

    При установлении особых режимов учитываются  все элементы этих налогов, в том числе и налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь. 

    Подводя итог данной главе, можно указать  на разветвленную структуру налоговой  системы Республики Беларусь, большое  количество налогов и нормативных правовых актов, их регулирующих, что создает определенные препятствия для эффективного функционирования налоговой системы. Очевидно, что нормативная база нуждается в усовершенствовании. 
 
 
 

    3. Совершенствование налоговой системы  Республики Беларусь. 

    Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Налоговое законодательство также отличалось несовершенством, и не могло обеспечивать эффективное функционирование налоговой системы республики.

      На протяжении последних пятнадцати  лет законодателями постоянно  вносились изменения в налоговое законодательство. Оно прошло длинный путь развития и значительно было значительно усовершенствовано. Однако и по сей день остаются некоторые сложности. Так, например, до сих пор не  принята Особенная часть Налогового кодекса. Но работа по совершенствованию нормативной базы ведется, эффективность регулирования налоговых правоотношений повышается.

    В законах Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 и признании утратившими силу некоторых декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь» и Указе Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 750 «О внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь» были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства.

    Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

    Изменен порядок налогообложения доходов  в виде дивидендов и доходов страховых  организаций путем включения  данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

    В целях реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» Президентом Республики Беларусь принят Указ от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых  вопросах обложения налогом на добавленную стоимость». Указом утверждены перечни работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

    В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 Министерством финансов приняты постановления:

    от 26 января 2007 г. № 12 «О внесении изменений  в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89»;

    от 26 января 2007 г. № 13 «О признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 19 августа 2002 г. № 113».

    Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 12 обеспечивает приведение редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89 «Об утверждении Положения о порядке определения затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций)» в соответствие с редакцией Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» с учетом корректировок, внесенных в него Декретом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21, и распространение положений указанного постановления на страховые организации.

    Подготовка  нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.

    3 апреля 2007 г. принят Указ Президента  Республики Беларусь № 162 «О  некоторых вопросах применения  льгот и вычетов по подоходному  налогу с физических лиц», который  направлен на оказание дополнительной  государственной поддержки и  улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

    Указом  также утверждены перечень международных  организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению  в соответствии с законодательством и международными договорами и правила предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с:

    приобретением возмездно отчуждаемого имущества  и (или) его отчуждением;

    осуществлением  индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;

    получением  доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых  помещений;

    получением  вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.

    Указ  Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование  природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его  взимания» установил ставки платежей экологического налога, а также обеспечил совершенствование экономического механизма природопользования.

    Также в данный момент осуществляется урегулирование на двусторонней основе отдельных вопросов взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в торговле с Российской Федерацией.

    Учитывая  принятый в Беларуси курс на постепенное  реформирование и становление рыночных отношений с социальным уклоном, реформу налоговой системы также  следует осуществлять поэтапно. Но направления и ориентацию такой  реформы должны определять именно механизмы  преодоления системных и методологических искажений в налоговой системе страны.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь