Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также правовых аспектов её регулирования.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия налоговой системы;
изучить элементы налоговой системы, и налог, в частности, как важнейший элемент;
охарактеризовать основные виды налоговых систем;
проанализировать особенности правового регулирования налоговой системы Республики Беларусь;
определить основные проблемы и направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3

1.Понятие и сущность налоговой системы...............................................................5

1.1.Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы ее формирования..............................................................................................................5

1.1.1.Понятие налога как основного элемента налоговой системы.........................................................................................................................9

1.2.Виды налоговых систем........................................................................................6

2.Особенности правового регулирование налоговой системы Республики Беларусь......................................................................................................................132.1. Правовое регулирование взимания республиканских налогов и сборов.........................................................................................................................13

2.2. Правовое регулирование взимания местных налогов и сборов............19

2.3. Правовое регулирование особых режимов налогообложения..............20

3.Проблемы налоговой системы Республики Беларусь и пути их разрешения................................................................................................................25

Заключение................................................................................................................30

Список использованных источников...........................................................33

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
 

    1.2. Виды налоговых  систем. 

    Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам.

    Существуют  два вида налоговой системы —  шедyлярная и глобальная.

    В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

      В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах[5]. 

    Таким образом, налоговая система –  это сложная структура, строение которой зависит от многих факторов. А налоговые системы различных  стран значительно отличаются друг от друга. 
 
 
 
 

    1. Понятие и  виды налогов Республики Беларусь.
 

    В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой является тот или иной автор, и т.д.

    В Республике Беларусь в течение долгого  времени не предпринимались попытки формулирования эффективного с точки зрения ограничения государственных притязаний определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: «Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». Приведенная правовая норма не раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от других обязательных платежей[8].

    В настоящее время понимание налога основывается на апробированных экономических  и правовых теориях, получив свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (НК).

    Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лип в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[8].

    Исходя  из данного определения признаками налога являются:

    1. Обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Современная действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах. На высокий уровень обязывания налогоплательщиков дополнительно указывает то, что соответствующие нормы преимущественно предусмотрены в разделах и главах, определяющих правовой статус человека и гражданина, например в разделе II «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь.

    Обязательность  налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного налогоплательщика, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога). Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания, т.е. налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания.

    В то же время данный признак не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых другими отраслями права: гражданским, трудовым и т.д.). Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность.

    2.Индивидуальная  безвозмездность,  т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит однонаправленное движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие. Налоги передаются в собственность государства, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривается никаких личных компенсаций налогоплательщику. Налогоплательщикам налоги возвращаются в виде различного рода социальных выплат из бюджета, поддержания правопорядка, обороноспособности и т.д., т.е. речь идет о возмездности налога в социально-политическом плане (возможность получения от государства различного рода гарантированных услуг). Ни в экономическом, ни в юридическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выступают денежным эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налоговых платежей.

    Отличительной особенностью индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав ища в отношении уплаченных денежных средств. В то же время некоторые авторы предлагают рассматривать налог как социальный «кредит», предоставляемый налогоплательщиками публичному субъекту (государству) на социально значимые цели. При этом данный публичный субъект должен отчитываться или отвечать перед «кредиторами» - частными субъектами.

  1. Денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом. История содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, так как исторически потребности государства в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в процессе ведения натурального хозяйства. В Республике Беларусь существуют примеры неденежной формы исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей. Так, организации могут заменить уплату налога с пользователей автомобильных дорог непосредственным выполнением работ (включая автомобильные перевозки), связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог, а также изготовлением и поставкой строительных материалов, конструкций, деталей, машин, механизмов и оборудования.
 
    
  1. Внесение  за счет средств, принадлежащих  плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства (исключение составляют государственные предприятия). Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную[8].
 
 

    В  учебной и монографической литературе приводится достаточно большое количество  системообразующих  критериев,  позволяющих сгруппировать налоги по определенным видам.

    По  степени компетенции органов  власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

    Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский (налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), так и в местные бюджеты (подоходный налог с физических лиц).

    Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом [Закон о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год] и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (налог с продаж товаров в розничной сети, сборы с пользователей, курортный сбор). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

    По  способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые  налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

    В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

    Реальные  налоги - налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание.

    Личные  налоги - налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций).

    Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

    При косвенном налогообложении юридическим  плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, является реальным плательщиком - носителем налога.

    По  субъекту уплаты выделяют следующие  виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

         В зависимости от характера  использования налоги могут быть  общего назначения и целевые.

    Налоги  общего назначения (абстрактные налоги)  используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими  являются,  как правило, основные налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог  на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость.

         Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, государственный фонд содействия занятости и др.).

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь