Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также правовых аспектов её регулирования.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия налоговой системы;
изучить элементы налоговой системы, и налог, в частности, как важнейший элемент;
охарактеризовать основные виды налоговых систем;
проанализировать особенности правового регулирования налоговой системы Республики Беларусь;
определить основные проблемы и направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3

1.Понятие и сущность налоговой системы...............................................................5

1.1.Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы ее формирования..............................................................................................................5

1.1.1.Понятие налога как основного элемента налоговой системы.........................................................................................................................9

1.2.Виды налоговых систем........................................................................................6

2.Особенности правового регулирование налоговой системы Республики Беларусь......................................................................................................................132.1. Правовое регулирование взимания республиканских налогов и сборов.........................................................................................................................13

2.2. Правовое регулирование взимания местных налогов и сборов............19

2.3. Правовое регулирование особых режимов налогообложения..............20

3.Проблемы налоговой системы Республики Беларусь и пути их разрешения................................................................................................................25

Заключение................................................................................................................30

Список использованных источников...........................................................33

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

    В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог),  дохода (прибыли) (налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).

    По  субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

        При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся, например, земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

    Неокладные  налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога, К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

    В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (яркий пример в историческом аспекте - продналог), а денежные  - в форме отчуждения денежных средств[10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2. Правовое регулирование  налоговой системы  Республики Беларусь.

    2.2.1. Правовое регулирование  взимания республиканских  налогов и сборов.

    Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

  • Налог на добавленную стоимость.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) является республиканским налогом, которому принадлежит ведущая роль среди косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов. НДС представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Он установлен в результате создания в Республике Беларусь самостоятельной налоговой системы. НДС - универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. В экономически развитых странах он имеет широкое распространение. НДС был установлен Законом от 19 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». 

    
  • Акцизы.

    Акцизы, как правило, устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль, во-первых, как доходный источник, во-вторых, как средство регулирования производства и потребления. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары. В Республике Беларусь акцизы были введены Законом от 19 декабря 1991 г. «Об акцизах». 

    
  • Налог на прибыль;
  • налоги на доходы.

    Налог на прибыль - важнейший элемент налоговой  системы государства, который занимает ведущее место среди прямых налогов, служа значительным источником пополнения государственной казны. Налоги на доходы и прибыль были введены Законом «О налогах на доходы и прибыль» в результате налоговой реформы 1991 —1992 гг. И регулировались эти два налога одним вышеназванным нормативным актом. Налоговый кодекс (Общая часть) разделил эти два налога, и они будут регламентированы Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь отдельно. 

    
  • Подоходный  налог с физических лиц.

    Ныне  действующая система взимания подоходного  налога с физических лиц была регламентирована Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц»  в редакции от 9 декабря 2005 г. Эта редакция Закона предопределена действующим Налоговым кодексом Республики Беларусь. 

    
  • Экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов.

    В 1991 г. был принят Закон «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», которым регулировался порядок исчисления и взимания нескольких налогов:

  • за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;
  • за объемы  выводимых  в окружающую среду выбросов (сбросов), загрязняющих веществ;
  • за объемы переработанной нефти и нефтепродуктов.

      Налоговый кодекс  Республики Беларусь  установил два  самостоятельных налога - экологический налог и налог с пользователей природных ресурсов (ст. 8), изменив наименование последнего налога как наиболее верное. Регламентация каждого из двух самостоятельных налогов будет предусмотрена Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь. 

    
  • Налоги  на имущество.

    Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. «О налоге на недвижимость» установлен налог на недвижимость. В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Республики Беларусь он назван «налогом на имущество». Этот налог сориентирован как налог на «капитал» («богатство»). Его введение предполагает активное включение накопленного имущества в повышение эффективности производства, а также предпринимательства. Взимание такого налога является неотъемлемой частью рыночных отношений. Он в какой-то мере заменил ранее существовавший налог с владельцев строений, относившийся к местным налогам. 

    
  • Земельный налог.

    Платежи за землю были установлены Законом Республики Беларусь «О платежах на землю»  в декабре 1991  г. Этот налог в какой-то мере заменил ранее действовавшие сельскохозяйственный налог и местный земельный налог. Название «платежи» за землю не является удачным. Законодатель в Налоговом кодексе Республики Беларусь (Общая часть, ст. 8) переименовал этот налог и назвал его земельный налог. Из ст. 1 Закона «О платежах на землю» предусматривается, что он носит целевой характер (единственный из всех налогов в: Республике Беларусь). 

    
  • Дорожные налоги и сборы.

    Дорожные  налоги занимают ведущее место среди  иных налогов и сборов. Основным нормативным актом, регулирующим взимание дорожных налогов и сборов, является Закон от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах в Республике Беларусь». 

    
  • Таможенная пошлина и таможенные сборы.

    Таможенная  пошлина и таможенные сборы входят в число таможенных платежей, которые  взимаются таможенными органами, согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь. 

    
  • Гербовый  сбор.

    Гербовый  сбор, легальной дефиниции которого не существует, в юридической литературе определяется как один из видов сборов, взимаемый при выпуске и обращении ряда денежных документов. Прежде всего, это относится к сделке купли-продажи ценных бумаг, основу которых (в настоящее время) составляет вексельный (гербовый) сбор.

    Законодательство  устанавливает, что вексель должен быть обязательно составлен в  письменной форме. То есть надо полагать, что он должен быть оформлен на гербовой бумаге.

    Правила уплаты гербового сбора при выдаче векселей утверждены совместным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 56/113 При заключении договора купли-продажи ценных бумаг действуют Временные единые стандартные правила, утвержденные Комитетом по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь от 29 июля 1993 г., которые предусматривают взимание гербового сбора с каждой из сторон по сделке с ценными бумагами. 

    
  • Оффшорный сбор.

    Правовое  регулирование оффшорного сбора  регламентировано Указом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104 «Об оффшорном сборе». В соответствии с этим Указом плательщиками (субъектами) оффшорного сбора являются организации и индивидуальные предприниматели - резиденты Республики Беларусь, которые имеют счет, открытый в оффшорной зоне, или перечисляют денежные средства нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне. 

    
  • Консульский сбор.

    Консульские сборы в Республике Беларусь в  соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь организованы на основании Консульского Устава, международных договоров, участником которых является Республика Беларусь. Право установления тарифов консульских сборов принадлежит Министерству иностранных дел Республики Беларусь (ТАРИФ КОНСУЛЬСКИХ СБОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (в ред. постановлений МИД от 21.04.2000)). 

    
  • Государственная пошлина.

    Правовое  регулирование государственной  пошлины в Республике Беларусь осуществляется Законом от 10 января 1992 г. «О государственной пошлине», а ее наличие - Налоговым кодексом Республики Беларусь. Пошлину следует отличать от сбора, хотя наш законодатель определяет дефиницию пошлины вместе со сбором. Государственная пошлина, в отличие от сбора, установлена законом, действует на всей территории Республики Беларусь. Кроме того, она взимается за совершение юридически значимых действий либо за выдачу также юридически значимых документов от имени государства или по его поручению. 

    
  • Регистрационные и лицензионные сборы.

    Регистрационные и лицензионные сборы взимаются за различного рода регистрационные услуги, предоставляемые за следующую различную деятельность государством или его уполномоченными государственными органами по взиманию этих платежей. Они предусмотрены за регистрацию: домовладения, автотранспортных средств, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений и за многие другие услуги подобного характера. Различного рода нормативные акты предусматривают уменьшение и (или) освобождение от регистрационных сборов отдельных, прежде всего, физических лиц, а иногда и организаций. 

    
  • Патентные пошлины.

    Патентные пошлины и сборы установлены  Законом от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», в соответствии с которым Совет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о патентных пошлинах и сборах. 
 

    2.2.2. Правовое регулирование  взимания местных  налогов и сборов. 

    Наличие системы местного налогообложения - неотъемлемый атрибут финансовой системы государства вне зависимости от избранной модели его устройства. Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время существует обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

    В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия в соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В ст. 8 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» приводится перечень видов местных налогов и сборов, которые могут быть введены местными Советами на своей территории; определяются в общих чертах плательщики этих налогов и сборов, а также регулируются другие общие правила местного налогообложения. 

    В перечень местных налогов и сборов вошли: 

    
  • налог с  продаж товаров в розничной торговле;
  • налог на услуги;
  • целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
  • сборы с пользователей;
  • сбор с заготовителей;
  • курортный сбор.
 

            Данный перечень является исчерпывающим. Местные Советы депутатов могут вводить только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды, либо вообще не вводить. При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с настоящей статьей определяют плательщиков, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь