Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:33, контрольная работа
Одной из задач, которые стоят перед исследователем при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов, составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью (ГС). Наиболее простым, на первый взгляд, способом сбора данных является сплошное обследование ГС. Однако применение сплошного обследования не всегда представляется возможным. В этом случае применяется выборочное обследование. Суть выборочного метода заключена в том, что обследованию подвергается только часть элементов ГС, которая называется выборочной совокупностью (ВС). Изобретателем выборочного метода была сама жизнь. Действительно, еще до теоретического обоснования возможностей применения выборочного метода, статистики были вынуждены проводить выборочные обследования. Основными причинами для этого были, отсутствие времени и средств.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы выборочного метода……………………………….….5
Заключение……………………………………………………………….……...19
Список используемой литературы……………………………………………..21
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СТРАТИФИЦИРОВАННОЙ ВЫБОРКИ
Стратифицированная выборка в любом случае оказывается точнее собственно-случайной. Этот метод особенно хорош, когда генеральная совокупность неоднородна. В этом случае собственно-случайный отбор крайне неэффективен (требует большого объема выборки).
Однако стратифицированная выборка может быть применена лишь при наличии дополнительной информации о генеральной совокупности (например, нам необходимо процентное соотношение мужчин и женщин, в случае, если мы хотим стратифицировать выборку по полу). Отсутствие такой информации делает применение стратифицированной выборки невозможным. Еще один недостаток стратифицированного отбора - это возможность систематической ошибки, например, из-за неточной информации о параметрах генеральной совокупности. До переписи 2002 года базовой информацией о населении России были данные Всесоюзной переписи 1989 г. После подведения итогов Всероссийской переписи 2002 г. выяснилось, что часть характеристик генеральной совокупности «Население России» требует очень существенных корректировок.
ГНЕЗДОВАЯ ВЫБОРКА (КЛАСТЕРНАЯ, СЕРИЙНАЯ)
Здесь отбираются не объекты исследования (например, люди), а группы. Группы отбираются случайным образом, а внутри них проводится сплошной опрос. Например, в ВУЗе с большим количеством студенческих групп отбор можно проводить путем случайного отбора этих групп и дальнейшего сплошного опроса в этих группах.
Ясно, что доверительный интервал при гнездовой выборке будет меньше (выборка точней) при той же надежности чем при случайной, т.к. межгрупповая дисперсия меньше общей дисперсии.
Внутригрупповая дисперсия нам не нужна, т.к. мы опрашиваем все гнездо целиком и поэтому отклонения выборочного показателя от генерального внутри этой группы не имеем. Следовательно, нас должно волновать то, правильно ли мы выбрали сами группы. Поэтому мы и учитываем лишь межгрупповую дисперсию.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГНЕЗДОВОЙ ВЫБОРКИ
Главный "козырь" этого типа отбора в том, что он гораздо проще в организационном плане. действительно, гораздо проще выбрать несколько групп и опросить их целиком, чем бегать за каждым респондентом. Это дает выигрыш в средствах и во времени.
Но при этом необходимо следить, чтобы количество групп в генеральной совокупности было достаточно большим, иначе ни о каком принципе случайности не может быть и речи. Более того, возможны перекосы из-за того, что на момент опроса не удается застать всех членов группы. К тому же объем выборки при гнездовом отборе обычно больше, чем при случайном отборе, то есть это выборка менее эффективная со статистической точки зрения.
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ВЫБОРКИ
доступная
стихийная
целевая
метод типических единиц
квотный отбор
Почему применяют неслучайный отбор?
Причиной является невозможность проведения случайного отбора вследствие:
-ограниченности ресурсов (в широком смысле: ограниченность денежных средств, ограниченность времени, отведенного на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и т.д.);
-этических проблем (мы не можем заставить респондента отвечать, если он отказывается).
-отсутствие необходимости проведения случайного отбора.
ПРИМЕРЫ ДОСТУПНЫХ ВЫБОРОК
Как следует из названия, в этом случае проводится отбор доступных единиц. Одним из плюсов этого метода являются сравнительно низкие издержки на поиск респондентов. Варианты отбора доступных единиц зависят от наличия или отсутствия предварительной информации о них:
-доступные респонденты выделены заранее;
-респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется апостериори.
Некоторые сферы применения доступной выборки:
-тестирование анкет
-отработка процедур опроса
-изучение интимных сторон жизни людей
-изучение покупательского поведения посетителей данного магазина
-изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения
ПРИМЕРЫ СТИХИЙНЫХ ВЫБОРОК
Стихийный выборка - это отбор по принципу добровольности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он нередко используется в почтовых и опросах и опросах через средства СМИ и Интернет. Нередко стихийной выборкой пользуются производители бытовой техники, вкладывая в руководство пользователей анкеты для покупателей. Основной недостаток подобного отбора, как и любого неслучайного - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется, чаще всего с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно. Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент.
выборочный наблюдение стратифицированный отбор
ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕВЫХ ВЫБОРОК
Сферы применения целевой выборки:
-Формирование состава участников эксперимента (например, формирование контрольных групп точечным методом, когда для каждого участника основной группы подбирается участник контрольной группы, обладающий сходными признаками). Это один из тех редких случаев, когда нет необходимости в проведении случайного отбора.
-Отбор экспертов, который может проводиться на основе следующих критериев:
*o объективные характеристики
*o тестирование кандидатов в эксперты
*o взаимный отбор
*o самооценка кандидатов в
ПРИМЕРЫ ВЫБОРОК ТИПИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п. Штат Нью-Джерси - типическая единица, там голосуют в среднем так, как голосуют США в целом. В России попытка выбрать в качестве типической единицы Красноярский край не нашла подтверждения на дальнейших выборах, когда наиболее близкие к общефедеральным оказались результаты во Владимирской области.
КВОТНАЯ ВЫБОРКА
Квотный отбор бывает двух типов:
Априорный отбор (осуществляется интервьюером в соответствии с квотным планом на стадии сбора первичной информации)
Апостериорный отбор (проводится для корректировки выборки: например, при уличном опросе среди ответивших часто имеется перекос по некоторым параметрам (возраст, пол и т.п.). В таком случае можно взвесить полученные результаты, а можно провести выборку из выборки квотным методом)
Почему используют квотный отбор?
-отсутствие необходимости в повторных посещениях
-возможно достижение заданной точности результатов при меньшем объеме выборки (хотя это спорный момент, не все исследователи с этим утверждением согласны).
ОБЪЕМ КВОТНЫХ ВЫБОРОК
Требования к выборке могут быть жесткими и пониженными. Жесткие требования означают полное совпадение пропорций генеральной и выборочной совокупностей по сочетаниям признаков. В этом случае структура выборочной и генеральной совокупностей по заданным параметрам точно совпадают. При использовании пониженных (частичных) требований контролируют лишь совпадение пропорций по каждому параметру отдельно. Объем выборки при квотном отборе. Часто считают, что при использовании метода квот можно делать выборку меньшего объема, чем при случайном отборе, так как квотный отбор дает почти полное совпадение выборочной и генеральной совокупностей по заданным параметрам. До настоящего времени нет четких теоретических предпосылок для такого мнения. Один из способов способ проверить его справедливость - проведение численных экспериментов с использованием статистических процедур, например метода Монте-Карло.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КВОТНОЙ ВЫБОРКИ
Плюсы:
- Контроль за важнейшими параметрами выборки
- Квотная выборка точнее собственно случайной при равном объеме (мнение ряда исследователей, не подтвержденное теорией или математическим экспериментом).
Минусы:
- Необходимо предварительное изучение объекта для выявления в нем пропорций единиц с различными характеристиками и связей между характеристиками.
- Необходима свежая информация о генеральной совокупности. Например, если активно происходят какие-то демографические процессы (миграция), то применение данных переписи населения, проведенной несколько лет назад, может дать большую систематическую ошибку.
Некоторые проблемы могут возникнуть на полевом этапе проведения исследования:
-Интервьюер, скорее всего, будет проводить отбор среди наиболее доступных ему лиц, поэтому выборка имеет тенденцию превращаться в доступную. При этом проблема «крепких орешков» не решается, а обходится, так как даже в группе труднодоступных, «дефицитных» респондентов будет происходить смещение в сторону тех, кто наиболее охотно идет на контакт с интервьюером.
-Ближе к концу полевого этапа часто возникает группа «дефицитных» признаков, поэтому повышается соблазн для интервьюера сфальсифицировать результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выборочный метод применяется в тех случаях, когда проведение сплошного наблюдения невозможно или экономически нецелесообразно. В частности, проверка качества отдельных видов продукции может быть связана с ее уничтожением (оценка крепости нити на разрыв, дегустация продуктов питания и т. п.); другие совокупности настолько велики, что было бы физически невозможно собрать данные в отношении каждого из их членов (например, при изучении пассажиропотоков или цен на рынках, исследованиях бюджетов семей). Выборочное наблюдение используют также для проверки результатов сплошного наблюдения. Часть единиц, отобранных для наблюдения, принято называть выборочной совокупностью, а всю совокупность единиц, из которых производится отбор, -- генеральной. Качество результатов выборочного наблюдения зависит оттого, насколько состав выборки представляет генеральную совокупность, иначе говоря, от того, насколько выборка репрезентативна (представительна). Чтобы обеспечить репрезентативность выборки, необходимо соблюдать принцип случайности отбора единиц, который предполагает, что на включение или исключение объекта из выборки не может повлиять какой-либо иной фактор, кроме случая. Существуют различные способы формирования выборочной совокупности. Это и индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный, механический, стратифицированный, и серийный, или гнездовой, отбор. Собственно случайный отбор (или случайная выборка) осуществляется с помощью жеребьевки либо по таблице случайных чисел. В первом случае всем элементам генеральной совокупности присваивается порядковый номер и на каждый элемент заводится жребий -- пронумерованные шары или карточки-фишки, которые перемешиваются и помещаются в ящик, из которого затем отбираются наудачу. Во втором случае производится выбор случайных чисел (из специальных таблиц), которые образуют порядковые номера для отбора. Числа в таблицах обычно печатаются в виде блоков цифр (чтобы сделать таблицы более удобными для чтения по сравнению с не разбитой на блоки массой цифр), причем эти объединения в блоки не имеют статистического значения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги.— М., Политиздат, 1990.
2. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. — М.: АВА-ЭСТРА, 1993.
3. Панина Н.В. технология социологического исследования. — К.: Ин-т социологии НАН Украины, 1998.
4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. — М.: NOTA BENE, 1999.
6. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. — К.: Наукова думка, 1986.
7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с., ил.
8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004. – 176 с.
9. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. – 640с.: ил. – (Современное образование).
10. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. – 184с.