Контроль банком России за соблюдением нормативов деятельности кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выяснение механизма регулирования деятельности кредитных организаций Банком России, изучение вопросов организации надзора за деятельностью кредитных организаций, а так же рассмотрение выполнения нормативов.
Достижение поставленной цели требует рассмотрения ряда задач: изучение основных нормативных документов определяющих статус, функции и полномочия Центрального Банка России, разработанных Банком России положений и инструкций;
- определение сущности и обоснование необходимости регулирования и
контроля банковской деятельности;
- исследование методов и инструментов надзора, факторов, определяющих
их эффективность;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ
КОНТРОЛЬ…………………………………………………………………………..5
1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий……………………………………………...12
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..20
2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками………………………………………………………………….……...20
2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Конкретный состав мер воздействия может включить меры воздействия только одного типа, так и сочетать разные типы.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Инструкции, а также положений и указаний других нормативных актов Банка России. При этом, в обязательном порядке учитывается характер допущенных кредитной организацией нарушений; причины, обусловившие их возникновение; общее финансовое состояние кредитной организации.

Предупредительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, а также при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности. К ним относятся: информирование руководящего органа кредитной организации о наличии в деятельности недостатков и нарушений, а также необходимости их устранения. Такая информация может быть доведена в письменной форме или в ходе деловой встречи (совещаний). Предупредительные меры воздействия применяются главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, проблем.

Принудительные меры воздействия применяются тогда, когда предупредительные меры воздействия не приносят или не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями   для   применения   принудительных   мер   воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства,    нормативных   актов    и    предписаний   Банка   России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. К принудительным мерам относятся:

- штрафы;

-              требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий
по  ее  финансовому  оздоровлению,  в  том  числе  включая требование  о
предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

-     ограничение   проведения   кредитными   организациями   отдельных
операций на срок до 6 месяцев;

-     запрет на осуществление кредитными  организациями банковских
операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до 1 года;

-     запрет на открытие филиалов на срок до 1 года;

-     требование о замене руководителей кредитной организации;

-              введение   Временной   администрации   по   управлению   кредитной
организацией;

-              отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Решение надзорных органов о применении к кредитной организации штрафных санкций применяется с учетом их возможного отрицательного влияния на ее финансовое состояние. В случае неуплаты штрафа кредитной организацией самостоятельно, его взыскание может осуществляться в судебном порядке. Величина штрафа рассчитывается в процентах (до 1 %) к минимальному размеру уставного капитала или от оплаченного уставного капитала   кредитной   организации.   Не   налагается   штраф   на   кредитную организацию, утратившую капитал.

Отзыв лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Решению об отзыве лицензии, как правило, предшествует применение к кредитной организации предупредительных, и / или принудительных мер воздействия, но оно может быть принято и без предварительного применения иных мер воздействия, когда проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и / или кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным.

По фактам нарушений, допущенных филиалами иногородних кредитных организаций, соответствующая информация с предложениями о применении мер воздействия направлялась в адрес Территориальных учреждений Банка России по месту нахождения головных банков.

Только грамотное, обоснованное и оперативное использование территориальными учреждениями Банка России предоставленных им полномочий по применению мер воздействия, а также адекватное на них реагирование руководством кредитных организаций, их собственники могут способствовать реальному изменению ситуации в банке. В некоторых случаях одновременно может применяться несколько мер воздействия.

Опыт зарубежных стран, а сегодня уже и российский вполне определенно свидетельствует о том, что в целом ряде случаев оперативный отзыв лицензии является наилучшим решением, в то время как попытки вытащить кредитную организацию из финансовой пропасти ведут лишь в лучшем случае к потери времени, а как правило, и к дополнительным материальным потерям для кредиторов, причем тем более значительным, чем менее защищенной является группа кредиторов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная работа позволяет сделать выводы о том, что государство осуществляет регулирование банковской деятельности посредством правотворческой деятельности законодательных органов, но в остальном -делегирует полномочия по такому регулированию и надзору Банку России как единственному в Российской Федерации органу банковского регулирования и надзора.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Очевидно, что цели эти тесно взаимосвязаны, так как интересы вкладчиков и кредиторов защищаются только при условии функционирования устойчивой банковской системы. С учетом данного обстоятельства можно предположить, что цель защиты интересов вкладчиков и кредиторов может быть включена в более общую цель обеспечения стабильности банковской системы. Таким образом, полагаю, что обеспечение стабильности банковской системы может быть определено в качестве основной цели банковского регулирования.

По моему мнению, банковское регулирование представляет собой систему правовых норм, в которых закрепляются административные, экономические и собственно правовые средства банковского регулирования, основанные на прямом методе воздействия и направленные на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредитов и минимизацию банковских рисков.

При этом основными средствами регулирования относится принятие решения о государственной регистрации и лицензирование банковских операций, предъявление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации,

32

 



установление правил деятельности, установление требований к внешнему контролю и организация системы страхования вкладов.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Выдаваемые лицензии учитываются в реестре.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия, соответствующего решения.

Для   осуществления   своих   функций   банковского   регулирования   и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении   выявленных   в   их   деятельности   нарушений   и   применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы: достаточность собственных средств (капитала) банка; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации; размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц и д.р.

32

 



Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям, могут быть двух типов: предупредительные (рекомендационные или меры стабилизационного характера) и принудительные (меры административного характера).

Предупредительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, а также при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности. Предупредительные меры воздействия применяются главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, проблем.

Принудительные меры воздействия применяются тогда, когда предупредительные меры воздействия не приносят или не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно-признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.

32

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1.      Гражданский кодекс РФ (в ред. от 06.04.2011)// КонсультантПлюс;

2.      Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в ред. от  07.02.2011) // КонсультантПлюс;

3.      Федеральный закон № 395-1-ФЗ от 02.12.1990г. «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) // КонсультантПлюс;

4.      Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от  07.02.2011) // КонсультантПлюс;

5.      Инструкция Центрального банка РФ № 110-И от 16.01.2004 «Об обязательных нормативах банков»(в ред. от 08.11.2010)// КонсультантПлюс;

6.      Инструкция Центрального банка РФ № 105-И от 25.08.2003 «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ» (в ред. от 29.12.2010)// КонсультантПлюс;

7.      Бюллетень банковской статистики № 1 (45)- ЦБ РФ, Главное управление по Омской области, 2006г.;

8.      Бюллетень банковской статистики № 3 (47)- ЦБ РФ, Главное управление по Омской области, 2007г.;

9.      Годовой отчет Центрального банка за 2006г.;

10. Вестник Банка России №67 за 2005г.;

11. Письмо ЦБ РФ от 24.08.2006 № 8-19/6948;

12. Письмо ЦБ РФ от 06.09.2007 № 8-19/7737;

Литература

13.             Жуков Е.Ф. «Деньги, кредит, банки» Учебник для ВУЗов/ Жукова
Е.Ф., Максимовой Л.М. и др. под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. - 2 изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 год. - 600с.;

14. Жуков Е.Ф. «Банки и банковские операции»: Учебник для вузов-М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2006 год.;

15.             Арсланбекова А.З. «Банковское право», «Методы совершенствования
банковского надзора в РФ», №3, 2007 год.;

16.                Степанков Д.В. «Банковское право», «Реализация Федеральной службы   по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма», №6, 2006 год.;

Интернет-ресурсы

 

17.             Официальный сервер Банка России в Интернете (http:// www.cbr.ru)/

 

 

    

32

 



Информация о работе Контроль банком России за соблюдением нормативов деятельности кредитных организаций