Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выяснение механизма регулирования деятельности кредитных организаций Банком России, изучение вопросов организации надзора за деятельностью кредитных организаций, а так же рассмотрение выполнения нормативов.
Достижение поставленной цели требует рассмотрения ряда задач: изучение основных нормативных документов определяющих статус, функции и полномочия Центрального Банка России, разработанных Банком России положений и инструкций;
- определение сущности и обоснование необходимости регулирования и
контроля банковской деятельности;
- исследование методов и инструментов надзора, факторов, определяющих
их эффективность;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ
КОНТРОЛЬ…………………………………………………………………………..5
1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий……………………………………………...12
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..20
2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками………………………………………………………………….……...20
2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
- 4 инспекционные по отдельным направлениям деятельности кредитных организаций;
- 8 проверок уполномоченных банков (филиалов) по выполнению ими
функций агентов валютного контроля и противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов;
- 165 проверок по организации работы обменных пунктов и
операционных касс кредитных организаций;
- 22 проверки правильности составления расчетов регулирования
размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.
К основным нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных документов Банка России, допускаемым кредитными организациями и их филиалами и выявленным в ходе проверок, следует отнести следующие:
• нарушения порядка составления и представления отчетности в Банк
России; нарушения порядка работы с денежной наличностью в кассах
кредитных организаций;
• занижение уровня риска по кредитным операциям и, соответственно,
величины формируемого резерва на возможные потери по ним,
недостаточный контроль за уровнем кредитного риска при выдаче и
обслуживании ссуды;
• превышение предельно допустимых значений обязательных нормативов,
установленных Банком России, несоблюдение порядка их расчета;
• невыявление операций, подлежащих обязательному контролю, и
необычных сделок в рамках исполнения Федерального закона от
07.08.2001 №115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма», несвоевременная отправка данной информации в
уполномоченный орган;
• недостатки в работе служб внутреннего контроля в банках.
По данным дистанционного надзора (на основании представляемых кредитными организациями ежемесячных и ежеквартальных отчетных форм) в январе-июне 2006 также выявлялись факты несоблюдения банками и филиалами законодательных и нормативных актов. Большая часть допущенных нарушений касается установленных Банком России порядка составления и сроков представления отчетности.
Чаще всего причиной допущенных нарушений является недостаточная компетентность, ошибочные действия исполнителей, в некоторых ситуациях руководства банков и филиалов.
В основном выявленные в ходе инспекционных проверок и дистанционного надзора нарушения не оказали существенного влияния на финансовое состояние, движение активов и пассивов кредитных организаций. В ряде случаев переоценка принятых рисков и досоздание резервов на возможные потери по активным операциям приводили к достаточно значительным изменениям в оценке финансового состояния банков, однако непосредственной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков не возникало.
По фактам нарушения требований законодательных и нормативных актов Главным управлением в отношении кредитных организаций применяются меры воздействия в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В течение 1 полугодия 2006 года было предъявлены 2 требования об устранении нарушений в деятельности банков, взыскан 1 штраф, проведено 5 совещаний с руководителями кредитных организаций и направлено 3 информационных письма о недостатках в их деятельности. По фактам нарушений, допущенных филиалами иногородних кредитных организаций, информация с предложением о применении мер воздействия направляется в Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения головных банков.
1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий
Лицензирование выполняет функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.
Причиной такого рода угроз являются:
• потенциальная недобросовестность;
• недостаточная квалификация менеджмента;
• непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации
требований рыночной дисциплины и осуществления эффективного надзора;
• заведомая неэффективность управления;
• исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы;
• повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и так далее.
Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», а также нормативными указаниями Банка России.
Решение о государственной регистрации принимает Банк России, осуществляет взаимодействие по вопросам регистрации с Министерством РФ по налогам и сборам, его соответствующими подразделениями, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций. В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций.
Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро, установлен нормативным актом Банка России (часть вторая в ред. Федерального закона №60-ФЗ от 03.05.06).
Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России. Формирование уставного капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенногостроительства). Размер не денежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Выдаваемые лицензии учитываются в реестре.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестник Банка России») не реже 1 раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются конкретные операции на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти операции могут осуществляться.
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензии:
- лицензия на осуществление банковских операций (за исключением
привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях
либо в рублях и иностранной валюте;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);
- генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;
- лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.
Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами (либо разрешения на совершение операций с драгоценными металлами (золотом, серебром)).
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензий на осуществление банковских операций должны быть представлены следующие документы:
• Заявление о государственной регистрации кредитной организации,
составленное по установленной Постановлением Правительства РФ от
19.06.2002 №439 форме, в котором указывается также сведения о
местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного
органа кредитной организации, по которому осуществляется связь, а
также ходатайство о государственной регистрации кредитной
организации и выдаче лицензии на осуществление банковских
операций на имя руководителя Банка России;
• Учредительный договор;
• Устав;
• Бизнес-план, утвержденный собранием учредителей;
• Документы об уплате государственной пошлины за регистрацию
кредитной организации и предоставление лицензии на деятельность;
• Копии документов о государственной регистрации учредителей -
юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их
финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами
выполнения учредителями обязательств перед всеми уровнями
бюджета, за последние три года;
• Документы, подтверждающие источники происхождения средств,
вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал
кредитных организаций;
• Анкеты кандидатов на должность руководителя, заместителя
руководителя, главного бухгалтера кредитной организации. Наличие у
этих лиц высшего юридического или экономического образования и
опыта руководства;
• Иные сведения, предусмотренные федеральным законом.
Порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности.
При предоставлении всех перечисленных выше документов Банк России выдает учредителям письменное подтверждение о получении от них документов.
Принятие решения о государственной регистрации или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи документов.
Если решение положительное, то Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган необходимые сведения и документы, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. Вся эта процедура занимает не более чем пять рабочих дней.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа информации о внесении в реестр уведомляет об этом учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 %
уставного капитала кредитной организации и выдает документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает корреспондентский счет.
При предъявлении документов, подтверждающих плату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает лицензию на осуществление банковской деятельности.
Основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации изложены в статье 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1. установления недостоверности сведений, на основании которых
выдана указанная лицензия;