Контроль банком России за соблюдением нормативов деятельности кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выяснение механизма регулирования деятельности кредитных организаций Банком России, изучение вопросов организации надзора за деятельностью кредитных организаций, а так же рассмотрение выполнения нормативов.
Достижение поставленной цели требует рассмотрения ряда задач: изучение основных нормативных документов определяющих статус, функции и полномочия Центрального Банка России, разработанных Банком России положений и инструкций;
- определение сущности и обоснование необходимости регулирования и
контроля банковской деятельности;
- исследование методов и инструментов надзора, факторов, определяющих
их эффективность;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ
КОНТРОЛЬ…………………………………………………………………………..5
1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий……………………………………………...12
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..20
2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками………………………………………………………………….……...20
2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ

КОНТРОЛЬ…………………………………………………………………………..5

1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля………………………………………………………………………….5

1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий……………………………………………...12

ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..20

2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками………………………………………………………………….……...20

2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов…………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы с точки зрения, рассмотрения вопросов организации эффективного надзора в современных условиях не вызывает сомнений. Это вызвано двумя основными факторами.

Первый обусловлен самой природой банковского дела при рассмотрении его как бизнеса, подверженного рискам. Развитие банковского дела в условиях рисковой и постоянно развивающейся, меняющейся внешней среды заставляет органы надзора совершенствовать методику и практику выявления и оценки рисков, равно как и способы профилактики и выхода из «нештатных» ситуаций. Указанные обстоятельства не позволят органу надзора «расслабится» и стоять на месте. Последние десятилетия все больше влияние на процессы в банковской сфере оказывают тенденции интернационализации (так называемой глобализации) бизнеса, особенно финансового, выдвигающие перед надзорными органами новые по масштабам задачи.

Второй фактор совершенствования системы банковского надзора лежит непосредственно в рамках организации надзорной деятельности. Движущими силами совершенствования данной системы выступают, с одной стороны, развитие содержательных представлений о задачах надзора и методах их эффективного решения, а с другой стороны, ограничения, накладываемые на систему надзора возможностями государства. Причем существование ограничений характерно для всех стран, хотя уровень этих ограничений разный. Указанные обстоятельства вкупе предопределяют активные поиски наиболее оптимальных форм организации надзора. При этом оптимизация предполагает как повышение функциональной «продуктивности» надзора с точки зрения качества решения поставленных задач, так и повышения экономичности надзорных систем. Все более важную роль в развитии методики и практики надзора играет восприятие лучшего опыта организации надзора в других странах. Это в решающей степени достигается благодаря развитию методических и организационных усилий международных органов, особенно Базельского комитета по банковскому надзору. Россия традиционно относится к группе стран, в которых контрольная деятельность осуществляется только Центральным банком. В современных условиях регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями кредитных организаций в интересах стабильности экономики всей страны, в возврате доверия населения, в расширении предоставляемых услуг, реструктуризации банковской системы. Банки должны, прежде всего, приносить прибыль, быть устойчивыми и действовать так, чтобы их клиенты не понесли потерь, и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам производства, занятости населения, экономике в целом.

Целью   моей   курсовой работы   является   выяснение механизма регулирования деятельности кредитных организаций Банком России, изучение вопросов организации надзора за деятельностью кредитных организаций, а так же рассмотрение выполнения нормативов.

Достижение поставленной цели требует рассмотрения ряда задач: изучение   основных  нормативных  документов   определяющих  статус, функции и полномочия Центрального Банка России, разработанных Банком России положений и инструкций;

-  определение сущности и обоснование необходимости регулирования и
контроля банковской деятельности;

-  исследование методов и инструментов надзора, факторов, определяющих
их эффективность;

-  недостатки сложившейся модели банковского надзора в России;

Объектом моих исследований является Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Омской области, а субъектом - коммерческие банки на примере банков Омской области.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ

КОНТРОЛЬ

 

1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля

 

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора,    объединяющий    структурные    подразделения    Банка    России,

обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

Руководитель Комитета надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России устанавливает для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России запрашивает необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц.

Поступившая информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций.

Основной формой банковского надзора является проверка, рассмотрим методы проведения и выявляемые ходе нарушения.

Для   осуществления   своих   функций   банковского   регулирования   и

банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций

(их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об

устранении   выявленных   в   их   деятельности   нарушений   и   применяет

предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Служащие Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии   с   соответствующих   документов   для   приобщения   к   материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за исключением некоторых случаев. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки.

Проведение повторной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

-     если  такая  проверка  проводится  в  связи  с  реорганизацией  или
ликвидацией кредитной организации;

-     по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение
Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью
территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо
на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения
Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и
пассивов   кредитной    организации.    Для   указанных   целей   ходатайство
структурного подразделения Банка России должно содержать указания на
выявленные  признаки  неустойчивого  финансового  положения  кредитной
организации,   если   эти   признаки   создали   реальную   угрозу   интересам
кредиторов   (вкладчиков)   кредитной   организации.   Указанные   признаки
должны    выявляться    и    оцениваться    в    соответствии    с    методиками,
установленными нормативными актами Банка России. Повторная проверка,
проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной

организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1.     взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера
оплаченного  уставного  капитала,  но  не  более   1   %  минимального
размера уставного капитала;

2.     потребовать от кредитной организации:

- осуществления    мероприятий    по    финансовому    оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

-              замены руководителей кредитной организации;

-              осуществления реорганизации кредитной организации;

3.     изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной
организации обязательные нормативы;

4.     ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на
срок до одного года;

5.     назначить   временную   администрацию   по   управлению   кредитной
организацией   на   срок   до   шести   месяцев.   Порядок  назначения   и
деятельности         временной         администрации         устанавливается
федеральными законами и нормативными актами Банка России;

6.     ввести     запрет     на     осуществление     реорганизации     кредитной
организации, если в результате ее проведения возникнут основания для
применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций»;

7.     предложить    учредителям    (участникам)    кредитной    организации,
предпринять   действия,   направленные   на   увеличение   собственных
средств      (капитала)      кредитной      организации      до      размера,
обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушений.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, перечисленные выше, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В 1 полугодии 2006 года Главным управлением Банка России по Омской области проведена 201 проверка деятельности кредитных организаций, в том числе 2 плановые комплексные (проверено 2 региональных банка) и 199 тематических, из них:

Информация о работе Контроль банком России за соблюдением нормативов деятельности кредитных организаций