Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выяснение механизма регулирования деятельности кредитных организаций Банком России, изучение вопросов организации надзора за деятельностью кредитных организаций, а так же рассмотрение выполнения нормативов.
Достижение поставленной цели требует рассмотрения ряда задач: изучение основных нормативных документов определяющих статус, функции и полномочия Центрального Банка России, разработанных Банком России положений и инструкций;
- определение сущности и обоснование необходимости регулирования и
контроля банковской деятельности;
- исследование методов и инструментов надзора, факторов, определяющих
их эффективность;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ
КОНТРОЛЬ…………………………………………………………………………..5
1.1. Принципы и сущность банковского регулирования и банковского контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков Банком России. Отзыв лицензий……………………………………………...12
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..20
2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками………………………………………………………………….……...20
2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
3. установления фактов существенной недостоверности отчетных
данных;
4. задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной
отчетности (отчетной документации);
5. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не
предусмотренных указанной лицензией;
6. неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую
деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение
одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры,
предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение
одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением
пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
7. неоднократного в течении одного года виновного неисполнения
содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов
требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов
кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во
вкладах) указанных лиц;
8. наличия ходатайства временной администрации, если к моменту
окончания срока деятельности указанной администрации, установленного
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные
указанным Федеральным законом;
9. неоднократного непредставления в установленный срок кредитной
организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для
внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за
исключением сведений о полученных лицензиях.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1. если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
2. если размер собственных средств кредитной организации ниже
минимального значения уставного капитала, установленного Банком России
на дату государственной регистрации кредитной организации;
3. если кредитная организация не исполняет в срок, установленный
Федеральным законом, требования Банка России о приведение соответствие
величины уставного капитала и размера собственных средств;
4. если кредитная организация не способна удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их
удовлетворения и исполнения. При этом указанные требования в
совокупности должны составлять не менее 1000 - кратного минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия, соответствующего решения.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ БАНКОМ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Нормативы банка России и их выполнение коммерческими банками
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
• Достаточность собственных средств (капитала) банка;
• Максимальный размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков;
• Максимальный размер крупных кредитных рисков;
• Нормативы ликвидности кредитной организации;
• Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
• Минимальный размер резервов, создаваемый под риски;
• Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной
организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
• Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и
поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской
группой) своим участникам (акционерам);
Обязательные нормативы рассчитываются в соответствии с определенными в Инструкции от 16.01.04 №110-И «Об обязательных нормативах банков» методиками их расчета на основании принципов достоверности и объективности, осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой и других международно-признанных принципов, позволяющих качественно оценить операции и отразить их в отчетности.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н 6), являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 % размера собственных средств кредитной организации.
При определении максимального размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику.
Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н 7) устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств кредитной организации.
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации.
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности кредитной организации, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н 2) регулирует риск потери банком ликвидности в течении одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования. Минимальное значение норматива (Н2) устанавливается в размере 15 %.
Норматив текущей ликвидности (Н 3) регулирует риск потери банком ликвидности в течении ближайших 30 дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней. Минимально допустимое значение норматива (Н 3) устанавливается в размере 50 %.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н 4) регулирует риск потери ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком погашения свыше 1 года. Максимально допустимое числовое значение норматива (Н 4) устанавливается в размере 120 %.
Норматив достаточности собственных средств банка (HI) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств банка определяется как отношение размера собственных средств банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Минимально допустимое численное значение норматива Н 1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка: для банков с размером собственных средств не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро- 10%; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро- 11%.
Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков.
Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в %-ах от собственных средств кредитной организации. Указанный норматив не может превышать 50 %.
Банки обязаны соблюдать установленные Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.
Банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца
предоставляют в территориальные учреждения Банка России,
осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по фиксированной форме.
2.2. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при невыполнении нормативов
Исходя из основных целей ЦБ РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необходимыми полномочиями, которые закреплены в ФЗ «О Центральном Банке РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также .обязательных экономических нормативов. Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и анализе ее и т.д.
Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии.
При принятии решения о применении соответствующих мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения законодательства, используется следующая информация:
- о нарушениях кредитными организациями требований по регистрации,
лицензированию и расширению деятельности кредитных организаций - по
мере возникновения предоставляется отделом лицензирования банковской
деятельности;
- о нарушениях сроков, представления и случаях непредставления
кредитными организациями отчетности - предоставляется отделом обработки
информации кредитных организаций до 15 числа месяца, следующего за
отчетным;
- о нарушении кредитными организациями сроков и порядка
опубликования отчетности - отслеживается курирующими экономистами
ежегодно до 10 июля;
- сведения о нарушении кредитными организациями лимитов открытых
валютных позиций - анализируются курирующими экономистами на основе
ежедневно поступающей отчетности;
- о нарушениях, выявленных структурными подразделениями Главного
управления (Свободно-экономическим управлением, Управлением
бухгалтерского учета и отчетности, Управлением валютного регулирования и
валютного контроля, расчетно-кассовыми центрами), и принятых в связи с
этим мерах воздействия либо о необходимости их принятия Управлением
банковского регулирования и контроля сообщается в УБРК в срок до 15
числа ежемесячно;
- материалы тематических проверок кредитных организаций и
аудиторских заключений;
- материалы анализа бухгалтерской и финансовой отчетности.
Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям, могут быть двух типов: предупредительные (рекомендационные или меры стабилизационного характера) и принудительные (меры административного характера).