Формы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....……3
1.Экономическое содержание государственного долга…………….............5
1.1.Дефицит бюджета и государственный долг……………………...….…...5
1.2.Понятие внутреннего государственного долга………………….....……10
1.3.Понятие внешнего государственного долга……………………......……14
1.4.Формы государственного долга………………………………….…..…...18
2.Методы обслуживания государственного долга…………..….……….…..22
2.1.Общие принципы обслуживания государственного долга………..……22
2.2.Обслуживание внутреннего государственного долга………………...…25
2.3.Обслуживание внешнего государственного долга…………………..…...28
Заключение…………………………………………………………...…….…32
Список использованных источников……………………………….....…...….35

Файлы: 1 файл

курсовая по кочемировой.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Обслуживание внутреннего  государственного долга

 

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства  РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции  эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.

Оплата услуг агентов  по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств  федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов  местного самоуправления.

Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными  органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную  долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения  обязательства.

Информация, внесенная в  муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу  соответствующего субъекта РФ, затем  данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу  РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения  обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация.

В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления  заимствований, формах обеспечения  обязательств, об исполнении указанных  обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом  исполнительной власти субъекта РФ.

Долговые обязательства  различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные  долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

  • государственные краткосрочные облигации ГКО;
  • государственные долгосрочные облигации;
  • облигации государственного сберегательного займа;
  • облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

В первом полугодии 2010 г. продолжилось восстановление рынка облигаций  федеральных займов (ОФЗ). Наблюдался рост интереса участников рынка к  ОФЗ в условиях наличия значительных объемов ликвидных рублевых ресурсов и стабилизации на большинстве сегментов  российского финансового рынка. Объем спроса на гособлигации на первичном  и вторичном рынках превышал объем  предложения (за исключением апреля-мая).

Таким образом, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось умеренное увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и незначительное сокращение его  дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемов среднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечения заимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций на вторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильности доходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда последующих лет с учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Обслуживание внешнего  государственного долга

 

Под внешним государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие  в иностранной валюте.

Обслуживание государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга  осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Управление государственным  внешним долгом осуществляется правительством РФ или уполномоченным им Министерством  финансов РФ.

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают договорные обязательства  государства как заемщика или  как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в  иностранной валюте. Право осуществления  таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных  гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения  внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Стратегия управления государственным  внешним долгом России – изменение  долговой стратегии и переход  от курса на отсрочку платежей к  курсу на сокращение долга функционировала  в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотрении данного вопроса  – предложение разумной долгосрочной политики государства в области  управления государственным долгом. В силу сложившихся обстоятельств  в наибольшей степени это относится  к внешнему долгу. И здесь целесообразно  обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней  задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию  и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной  схемы состоит в ликвидации части  внешней задолженности путем  его обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и  т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты:

  • долг в обмен на экспорт. Имеется к виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.
  • долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятии и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.
  • долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.

Разрешение на конверсию  должно предоставляться только при  осуществлении инвестиций, важных для  экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

  • выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в следующих случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).
  • долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.
  • реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются  показатели процентного соотношения  суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для  национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кредитное финансирование бюджетных  дефицитов уже не одно десятилетие  является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет  в краткосрочной перспективе  снизить политические издержки, связанные  с наращиванием государственных  расходов без повышения налоговой  нагрузки.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере  государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный  долг может быть представлен также  как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных  займов и не выплаченных по ним  процентов.

Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма – государственный  долг. Обслуживание государственного долга – это выплата процентов  по нему и выплаты основной суммы  долга. Обслуживание долга – одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно  влияет на размер текущего дефицита. Дефицит  бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга  называется первичным дефицитом.

Таким образом, бюджетный  дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой  политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – в  долгосрочном периоде.

Абсолютный размер дефицита и долга связан с масштабом  экономики той или иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой  ситуации используются относительные  величины – отношение бюджетного дефицита и государственного долга  к объему ВВП.

Как правило, из текущих бюджетных  доходов не удается полностью  выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому  развивается тенденция самовоспроизводства  внешней задолженности, когда все  больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.

Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета  в экономике рыночного типа: монетизация  дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая  практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов  решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной  частей бюджета.

Все меньшую значимость имеет  деление государственного долга  на внутренний и внешний. Взаимосвязь  и взаимозависимость внешнего и  внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.

Под управлением государственным  долгом в теории финансов понимается «совокупность мероприятий государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению займов, изменению условий  уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг».

Информация о работе Формы государственного долга