Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.
Введение…………………………………………………………………....……3
1.Экономическое содержание государственного долга…………….............5
1.1.Дефицит бюджета и государственный долг……………………...….…...5
1.2.Понятие внутреннего государственного долга………………….....……10
1.3.Понятие внешнего государственного долга……………………......……14
1.4.Формы государственного долга………………………………….…..…...18
2.Методы обслуживания государственного долга…………..….……….…..22
2.1.Общие принципы обслуживания государственного долга………..……22
2.2.Обслуживание внутреннего государственного долга………………...…25
2.3.Обслуживание внешнего государственного долга…………………..…...28
Заключение…………………………………………………………...…….…32
Список использованных источников……………………………….....…...….35
План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам. Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.
Успешность плана Брэди
сделала практику списания части
долгов кредиторами правилом в мировых
финансах и сейчас вместе со структурными
реформами экономики страны-
Программа внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный размер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый в форме федерального закона. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно осуществлять платежи при ежегодном росте экономики на уровне 7–10%.
дефицит бюджет
1.4 Формы государственного долга
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный долг образует сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть по ним выплачены. Текущий долг образуют расходы по выплате доходов всем кредиторам государства и расходы по погашению обязательств, срок которых наступил.
Процитированный выше Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г. является актом, закрепляющим правовые основы государственного кредита и государственного долга. Небольшой по объему данный акт сконцентрировал все наиболее важные положения финансового права в этой сфере.
Согласно его второй статье долговые обязательства могут быть выражены в трех формах:
Долговые обязательства могут быть краткосрочными до 1 года, среднесрочными от 1 года до 5 лет и долгосрочными от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями займа, причем сроки эти не могут превысить 30 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов федерации, если они не были гарантированы федеральным правительством. Формы долговых обязательств субъектов и условия их выпуска определяются органами власти данных субъектов.
После принятия Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 года первая из названных форм утратила свое приоритетное практическое значение. Дело в том, что согласно данному акту Центральный Банк в обычной практике "не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита»112, а до этого именно ЦБ РФ фактически являлся основным источником кредита для государства в лице Правительства.
Равным образом ЦБ РФ не
вправе предоставлять кредиты на
финансирование дефицитов бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и
внебюджетных фондов. Впрочем, юридически
кредиты, получаемые государством в
лице Правительства, как форма долгового
обязательства, окончательно не были упразднены.
Реально основной формой государственного
внутреннего долга являются государственные
займы. Государственные займы это кредитные
отношения между государством (в лице
Правительства) и его кредиторами — юридическими
и физическими лицами, которые оформлены
выпуском и размещением среди этих кредиторов
государственных ценных бумаг. Важно отметить,
что принцип добровольности выпуска ценных
бумаг закреплен в Конституции Российской
Федерации113. Закрепление данного принципа
в акте высшей юридической силы свидетельство
отказа от советских социалистических
методов финансовой политики. Этот же
принцип нашел отражение в Гражданском
кодексе РФ.
Самый распространенный вид
ценных бумаг по государственным
займам облигации внутреннего
По виду выплат дохода они подразделяются на 3 группы:
По выигрышным облигациям доход выплачивается только в виде выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах. Существуют беспроигрышные займы, но они в настоящее время в России не практикуются. Целевые займы гарантируют держателям получение какоголибо товара. В принципе облигации могут различаться и по форме оплаты: оплачиваемые в национальной валюте и оплачиваемые в иностранной валюте. В России последняя форма оплаты не практикуется. Исключение составляет выпущенный в соответствии с Указом Президента России от 7 декабря 1992 г. "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" внутренний государственный валютный облигационный заем. Заем осуществляется размещением облигаций на предъявителя на общую сумму 7.885 млн. долларов США. Держатели облигаций юридические лица, имевшие валютные счета во Внешэкономбанке. Доход 3% годовых. Облигации должны быть погашены в течение 15 лет до 15 мая 2008 года118.
Курс облигаций, т.е. цена,
по которой они продаются и
покупаются, определяется в процентах
к их номинальной стоимости. Номинальная
стоимость удостоверяет, что облигация
представляет определенный капитал, временно
используемый правительством. Может
быть установлен также эмиссионный
курс цена, по которой облигации
продаются кредитным
Реальная курсовая цена облигаций и, соответственно, их привлекательность для заимодателей могут быть установлены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Первый свободнообращающийся заем, котируемый Банком России Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г., торговля облигациями которого была начата Банком России 10 августа 1992 г.
Круг субъектов, среди которых размещаются облигации, может быть ограничен соответствующим законодательным актом. Такие облигации, например, обращающиеся только среди юридических лиц, именуются облигациями с ограниченным кругом обращения. Прочие облигации называются свободно обращающимися. Изготовление, хранение и рассылку облигаций осуществляет Министерство финансов.
Кроме облигаций отношения займа между государством и физическими и юридическими лицами могут быть оформлены государственными казначейскими обязательствами.
2. Методы обслуживания государственного долга
2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга
Выплаты процентов по долгу
и постепенное погашение
Система обслуживания государственного
долга представляет собой мощный
инструмент перераспределения доходов
производственного сектора в
пользу финансового сектора. Данный
вывод относится как к
Экономическим итогом функционирования
рыночной системы государственного
долга выступает общее
Основные принципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуре долгового портфеля, процедурам управления.
Принцип 1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.
Инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные сроки окупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны финансироваться за счет долгосрочных заимствований. Наращивание краткосрочных долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной системы.
Принцип 2. Структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Наличие «пиков» выплат по
долговым обязательствам негативно
сказывается на текущей ликвидности
и требует заблаговременного
создания крупных резервов, что, в
свою очередь, снижает эффективность
использования финансовых ресурсов.
Равномерный график погашения и
обслуживания долговых обязательств позволяет
повысить финансовую стабильность и
эффективность использования
Принцип 3. Портфель заимствований субъектов Российской Федерации максимально диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам.
При существенной роли заемных
средств органы власти субъекта Российской
Федерации в своей финансовой
деятельности стремятся к максимальной
диверсификации структуры портфеля
заимствований с целью снижения
зависимости от одного кредитора
или одного долгового инструмента.
Доступ к различным рынкам заимствований
позволяет повышать финансовую гибкость
и подбирать оптимальные
Принцип 4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим осуществляется только в случае, если это оговорено в условиях заимствований.
Приоритетное положение
одних кредиторов по отношению к
другим может быть установлено соответствующими
документами при выпуске
Принцип 5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.
План (прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую структуру долга, потребность в заимствованиях, предполагаемые параметры новых заимствований, динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации.
Принцип 6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджета текущего года или реструктуризации в долговые обязательства.
Просроченная кредиторская
задолженность, не являясь частью государственного
долга, по своей природе очень
к нему близка — наращивание кредиторской
задолженности может