Формы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....……3
1.Экономическое содержание государственного долга…………….............5
1.1.Дефицит бюджета и государственный долг……………………...….…...5
1.2.Понятие внутреннего государственного долга………………….....……10
1.3.Понятие внешнего государственного долга……………………......……14
1.4.Формы государственного долга………………………………….…..…...18
2.Методы обслуживания государственного долга…………..….……….…..22
2.1.Общие принципы обслуживания государственного долга………..……22
2.2.Обслуживание внутреннего государственного долга………………...…25
2.3.Обслуживание внешнего государственного долга…………………..…...28
Заключение…………………………………………………………...…….…32
Список использованных источников……………………………….....…...….35

Файлы: 1 файл

курсовая по кочемировой.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал  прощение части долга странам  должникам. Кредиторам предлагалось списать  часть долга, перевести его в  более длинные бумаги с меньшей  доходностью. МВФ должен активно  участвовать в помощи станам, остро  нуждающимся во внешних займах, а  не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.

Успешность плана Брэди  сделала практику списания части  долгов кредиторами правилом в мировых  финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономики страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. Мировой банк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененными  внешним долгом.

Программа внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает  предельный размер государственных  внешних займов РФ, а также максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый в форме федерального закона. Как правило, он не должен превышать  годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно  осуществлять платежи при ежегодном  росте экономики на уровне 7–10%.

 

дефицит бюджет 
1.4 Формы государственного долга

 

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный  долг образует сумма выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть по ним выплачены. Текущий долг образуют расходы по выплате доходов  всем кредиторам государства и расходы  по погашению обязательств, срок которых  наступил.

Процитированный выше Закон  РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г. является актом, закрепляющим правовые основы государственного кредита и государственного долга. Небольшой по объему данный акт сконцентрировал все наиболее важные положения финансового права в этой сфере.

Согласно его второй статье долговые обязательства могут быть выражены в трех формах:

  1. Кредиты, получаемые государством в лице Правительства Российской Федерации.
  2. Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации.
  3. Иные долговые обязательства, гарантированные правительством.

Долговые обязательства  могут быть краткосрочными до 1 года, среднесрочными от 1 года до 5 лет и  долгосрочными от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями  займа, причем сроки эти не могут  превысить 30 лет. Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов федерации, если они не были гарантированы федеральным  правительством. Формы долговых обязательств субъектов и условия их выпуска  определяются органами власти данных субъектов.

После принятия Закона РФ "О  внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 года первая из названных форм утратила свое приоритетное практическое значение. Дело в том, что согласно данному акту Центральный Банк в обычной практике "не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита»112, а до этого именно ЦБ РФ фактически являлся основным источником кредита для государства в лице Правительства.

Равным образом ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  внебюджетных фондов. Впрочем, юридически кредиты, получаемые государством в  лице Правительства, как форма долгового  обязательства, окончательно не были упразднены. 
Реально основной формой государственного внутреннего долга являются государственные займы. Государственные займы это кредитные отношения между государством (в лице Правительства) и его кредиторами — юридическими и физическими лицами, которые оформлены выпуском и размещением среди этих кредиторов государственных ценных бумаг. Важно отметить, что принцип добровольности выпуска ценных бумаг закреплен в Конституции Российской Федерации113. Закрепление данного принципа в акте высшей юридической силы свидетельство отказа от советских социалистических методов финансовой политики. Этот же принцип нашел отражение в Гражданском кодексе РФ.

Самый распространенный вид  ценных бумаг по государственным  займам облигации внутреннего государственного займа. Облигация115 есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа  между ее владельцем (кредитором) и  лицом, выпустившим документ116. Полное и совершенное определение данного  понятия дает Гражданский Кодекс: "Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя  на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации  или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю  также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной  стоимости облигации либо иные имущественные  права"117. Право выпуска облигаций (их эмиссии) принадлежит Правительству  Российской Федерации, федеральному Министерству финансов, органам государственной  власти субъектов федерации и  органам местного самоуправления. В соответствии с эмитентом облигации получают наименование. Облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Как правило, облигации внутреннего займа на предъявителя.

По виду выплат дохода они  подразделяются на 3 группы:

  1. Процентные облигации.
  2. Беспроцентные.
  3. Выигрышные облигации.

По выигрышным облигациям доход выплачивается только в  виде выигрышей, разыгрываемых в  специальных тиражах. Существуют беспроигрышные займы, но они в настоящее время  в России не практикуются. Целевые  займы гарантируют держателям получение  какоголибо товара. В принципе облигации  могут различаться и по форме  оплаты: оплачиваемые в национальной валюте и оплачиваемые в иностранной  валюте. В России последняя форма  оплаты не практикуется. Исключение составляет выпущенный в соответствии с Указом Президента России от 7 декабря 1992 г. "О  мерах по урегулированию внутреннего  валютного долга бывшего Союза  ССР" внутренний государственный  валютный облигационный заем. Заем осуществляется размещением облигаций  на предъявителя на общую сумму 7.885 млн. долларов США. Держатели облигаций  юридические лица, имевшие валютные счета во Внешэкономбанке. Доход 3% годовых. Облигации должны быть погашены в  течение 15 лет до 15 мая 2008 года118.

Курс облигаций, т.е. цена, по которой они продаются и  покупаются, определяется в процентах  к их номинальной стоимости. Номинальная  стоимость удостоверяет, что облигация  представляет определенный капитал, временно используемый правительством. Может  быть установлен также эмиссионный  курс цена, по которой облигации  продаются кредитным организациям (банкам, их объединениям). Эмиссионный  курс, как правило, меньше номинального это должно способствовать интенсивному размещению облигаций, т.к. при выплате  государство должно следовать номинальному курсу.

Реальная курсовая цена облигаций  и, соответственно, их привлекательность  для заимодателей могут быть установлены  только при свободном обращении  государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Первый свободнообращающийся заем, котируемый Банком России Государственный  республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г., торговля облигациями которого была начата Банком России 10 августа 1992 г.

Круг субъектов, среди  которых размещаются облигации, может быть ограничен соответствующим  законодательным актом. Такие облигации, например, обращающиеся только среди  юридических лиц, именуются облигациями  с ограниченным кругом обращения. Прочие облигации называются свободно обращающимися. Изготовление, хранение и рассылку облигаций осуществляет Министерство финансов.

Кроме облигаций отношения  займа между государством и физическими  и юридическими лицами могут быть оформлены государственными казначейскими  обязательствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы обслуживания государственного долга

2.1 Общие принципы обслуживания  государственного долга

 

Выплаты процентов по долгу  и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием  долга.

Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов  производственного сектора в  пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения  через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения  через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное  сокращение доходов у производственного  сектора и рост доходов у финансового  сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских  товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется  в целях действительного развития экономики через участие в  капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.

Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.

Основные принципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуре долгового  портфеля, процедурам управления.

Принцип 1. Долгосрочные заемные  средства составляют основу портфеля заимствований.

Инвестиционные проекты  по развитию инфраструктуры могут иметь  достаточно длительные сроки окупаемости  или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны финансироваться  за счет долгосрочных заимствований. Наращивание  краткосрочных долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной системы.

Принцип 2. Структура долгового  портфеля обеспечивает равномерный  график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.

Наличие «пиков» выплат по долговым обязательствам негативно  сказывается на текущей ликвидности  и требует заблаговременного  создания крупных резервов, что, в  свою очередь, снижает эффективность  использования финансовых ресурсов. Равномерный график погашения и  обслуживания долговых обязательств позволяет  повысить финансовую стабильность и  эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.

Принцип 3. Портфель заимствований  субъектов Российской Федерации  максимально диверсифицирован по видам  обязательств и кредиторам.

При существенной роли заемных  средств органы власти субъекта Российской Федерации в своей финансовой деятельности стремятся к максимальной диверсификации структуры портфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора  или одного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований  позволяет повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия  для новых заимствований в  зависимости от текущей конъюнктуры.

Принцип 4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению  к другим осуществляется только в  случае, если это оговорено в условиях заимствований.

Приоритетное положение  одних кредиторов по отношению к  другим может быть установлено соответствующими документами при выпуске долговых обязательств. Информация о наличии  приоритетных обязательств доступна для  всех кредиторов. Дискриминация тех  или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств не допускается.

Принцип 5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения  долга.

План (прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую  структуру долга, потребность в  заимствованиях, предполагаемые параметры  новых заимствований, динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного финансового  плана субъекта Российской Федерации.

Принцип 6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению  в рамках бюджета текущего года или  реструктуризации в долговые обязательства.

Просроченная кредиторская задолженность, не являясь частью государственного долга, по своей природе очень  к нему близка — наращивание кредиторской задолженности может использоваться в качестве альтернативы привлечению  заемных средств. Необходимо, чтобы  просроченная кредиторская задолженность  по результатам сверки с дебиторами была признана регионом или муниципальным  образованием. После этого она  может быть погашена в рамках бюджета  текущего года или реструктуризирована. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение  обязательств с заменой их долговыми  обязательствами, например кредитными соглашениями.

Информация о работе Формы государственного долга