Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.
Введение…………………………………………………………………....……3
1.Экономическое содержание государственного долга…………….............5
1.1.Дефицит бюджета и государственный долг……………………...….…...5
1.2.Понятие внутреннего государственного долга………………….....……10
1.3.Понятие внешнего государственного долга……………………......……14
1.4.Формы государственного долга………………………………….…..…...18
2.Методы обслуживания государственного долга…………..….……….…..22
2.1.Общие принципы обслуживания государственного долга………..……22
2.2.Обслуживание внутреннего государственного долга………………...…25
2.3.Обслуживание внешнего государственного долга…………………..…...28
Заключение…………………………………………………………...…….…32
Список использованных источников……………………………….....…...….35
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО «Московский колледж профессиональных технологий»
Специальность 080107.52 Налоги и налогообложение
Курсовая работа
По дисциплине «Финансовое право»
На тему «Формы государственного долга»
Студентка группы Н-349 Т.Э. Якимова
подпись Ф.И.О.
Преподаватель Н.Ф. Кочемирова
подпись Ф.И.О.
Защитила на оценку « »
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Экономическое содержание государственного долга…………….............5
1.1.Дефицит бюджета и государственный долг……………………...….…...5
1.2.Понятие внутреннего государственного долга………………….....……10
1.3.Понятие внешнего государственного долга……………………......……14
1.4.Формы государственного долга………………………………….…..…...18
2.Методы обслуживания государственного долга…………..….……….…..22
2.1.Общие принципы обслуживания государственного долга………..……22
2.2.Обслуживание внутреннего государственного долга………………...…25
2.3.Обслуживание внешнего государственного долга…………………..…...28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………….....…..
Введение
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Вопрос о государственном
долге связан с самим фактом непосредственного
участия государства в
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов-классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
1. Экономическое содержание государственного долга
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг
Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.
Бюджетный дефицит не обязательно
свидетельствует о каком-то чрезвычайном
положении в экономике страны.
Он может быть вызван, например, необходимостью
осуществления крупных
Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники следующих видов:
- кредиты, полученные
Российской Федерацией от
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) внешние источники следующих видов:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств
иностранных государств, банков
и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленные
В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:
1. Циклический дефицит
госбюджета – результат
2. Структурный дефицит
госбюджета – разность между
расходами и доходами бюджета
в условиях полной занятости.
Оценки структурного дефицита
используются в основном в
развитых странах, где размеры
бюджетных дефицитов
3. Операционный дефицит
госбюджета – общий дефицит
госбюджета за вычетом
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный (
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках большого портфеля
- финансирование Центральным
Банком убытков от мероприятий
по стабилизации обменного
- рефинансирование Центральным
Банком сельскохозяйственных, промышленных
и жилищных программ
Бюджетный дефицит не относится
к разряду чрезвычайных событий
для государства. Еще Дж. Кейнс
обосновал возможность
Следует отметить, что дефицит
государственного бюджета не всегда
покрывается только за счет увеличения
абсолютного размера
Государственный долг –
это сумма задолженности
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного
кодекса РФ «государственным долгом
Российской Федерации являются долговые
обязательства Российской Федерации
перед физическими и
Государственный долг РФ полностью
обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: