Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на Мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства в целом, так предприятия, организации и учреждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля 9
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля 17
3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 21
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля 21
3.2 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 78.41 Кб (Скачать)

     Бюджетное законодательство, как видно, нуждается  в дополнении. Так, в Бюджетный  кодекс России целесообразно включить норму, предусматривающую предоставление одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год расчетов бюджетного задания  по прибыли федеральных государственных  унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В целях увеличения поступлений  от федеральных государственных  унитарных предприятий очевидно необходимо утверждать для них основные показатели хозяйственной деятельности, целевое использование прибыли  с учетом размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В доходах федерального бюджета  платежи от федеральных государственных  унитарных предприятий видится  целесообразным консолидировать исключительно  по соответствующей статье бюджетной классификации.

     Становится  совершенно очевидным, что в целях  существенного увеличения налоговых  доходов федерального бюджета необходимо повысить ответственность Правительства  РФ и усилить спрос за исполнение механизма установления рыночных ставок за аренду государственного имущества. Более того, введение рыночных ставок арендных платежей должно сопровождаться отменой существующих льгот, предусмотренных  нынешним законодательством. Столь же необходимым видится налаживание учета в доходах федерального бюджета всех без исключения средств, получаемых министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом. Работу по формированию полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом, возможно, потребуется облечь в форму федеральной целевой программы, предусмотрев в ее ресурсном разделе объемы ассигнований и механизм возмещения расходов на инвентаризацию и оценку недвижимости.28

     В заключениях Счетной палаты РФ последних  лет на проекты федеральных законов  об исполнении федерального бюджета  отмечалось, что переход от дефицитного  бюджета к деформированному профициту, складывающемуся в результате занижения  в прогнозах объемах ВВП и  доходов бюджета, а также в  силу сокращения защищенных законом  расходов, является отступлением от Концепции  бюджета РФ и может повлечь  негативные последствия. Однако при  формировании проекта бюджета, например на 2003 г. При реальном дефиците правительство  страны тем не менее заложило фиктивный  профицит в сумме 72, 15 млрд. руб. который  был заведомо определен как нераспределенный резерв правительств.

     Увеличение  доходов в 2003 г. Достигается в  значительной мере за счет перераспределения  доходов консолидированного бюджета  страны в пользу федерального бюджета. Доля доходов федерального бюджета  составляет 55,9% от дохода консолидированного бюджета РФ. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 г.», как это установили эксперты Счетной палаты РФ, содержал несоответствия Бюджетному кодексу РФ и иному действующему федеральному законодательству. В целом выявлено несоответствие 24 статей внесенного законопроекта Бюджетному кодексу РФ. 29

     В настоящее время в нашей стране широко развернулись работы по совершенствованию государственного управления, организации и управления предприятиями, отраслями и экономикой страны в целом. Это обусловлено острой социальной потребностью в смене экономических и, как следствие, производственных правовых и управленческих отношений в государстве. Прежние принципы государственного управления, хозяйствования оказались не просто неэффективными, но скорее препятствующими воплощению в жизнь стратегии социально-экономического строительства новой России. По мере дальнейшего развития экономических реформ, преобразований форм собственности, умножения и усложнения хозяйственных связей, постановки новых социально-экономических, научно-технических и других задач, либерализации внешнеэкономической деятельности возникла необходимость в выработке единого подхода к реализации экономической стратегии, создании эффективной системы государственного управления в условиях новых производственных отношений.

     В число актуальных задач совершенствования  государственного управления на современном  этапе входит организация единой системы государственного финансового  контроля, способствующей формированию полной и объективной картины  о государственных финансовых потоках  и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, обеспечивающий в управлении государственными финансовыми  потоками и финансово-хозяйственной  деятельностью экономических субъектов.

     Переход к рынку в условиях неустойчивых производственных отношений порождает  усложнение финансовой и хозяйственной  деятельности и, как следствие, необходимость  возрастания роли и значения финансового контроля за формированием и использованием бюджета, эффективным использованием финансовых ресурсов их всех источников, предполагает углубление внимания к фактическому осуществлению финансовой, бюджетной, налоговой. Кредитной, денежной политики, к политике цен, вопросам развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связей РФ. В этой связи финансовый контроль с современной России видится как деятельность уполномоченных государством органов и организаций по надзору за законностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики и хозяйственной деятельности в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.30

3.2 Основные направления  совершенствования  государственного  финансового контроля  в Российской Федерации

 

     Коренные  перемены в социально-экономическом  строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное  преобразование одного из важнейших  инструментов управления финансами - государственного финансового контроля. Адекватная система  государственного финансового контроля является одним из непременных условий  успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и  правонарушениями а экономической  сфере. Создание отлаженной системы  государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший  фактор дальнейшего развития российской экономики.

     Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий по совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации по следующим направлениям: создание системы государственного финансового контроля; формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности; повышение роли государственного финансового контроля с сфере обеспечения финансовой безопасности государства.31

     Создание  системы государственного финансового  контроля. Одним из направлений совершенствования  государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы  государственного финансового контроля. Системный подход к организации  государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение  его места и роли в системе  контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей  сферы – бюджетного контроля. В  этой связи необходимо:

  • привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями
  • разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов
  • реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения
  • организовать адекватную информационную инфраструктуру
  • повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

     Важным  шагом на пути построения эффективной  системы государственного финансового  контроля в Российской Федерации  является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и  внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого  зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового  контроля. В законе «Об основах  организации и деятельности контрольно-счетных  органов в субъектах РФ» следует  определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными  органами.

     Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует  решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной  деятельности. В Российской Федерации  должна быть создана единая унифицированная  система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового  контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения  и процедуры, могут служить базой  для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового  контроля )государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.32

     Необходимо  также обеспечить исполнение предписаний  Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным  органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо путем установления штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ.

     Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения технологий государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с  этим необходимо:

  • Формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;
  • Усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;
  • Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;
  • Создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового контроля, осуществление эффективного совместного контроля со специалистами Центра безопасности связи ФСБ России.
  • Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности.33

       Важнейшим направлением деятельности  высших органов государственного  финансового контроля в Российской  Федерации является контроль  за эффективностью использования  государственных средств и государственной  собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим  направлением реформирования бюджетного  процесса сегодня является повышение  эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую  деятельность органов государственного  финансового контроля аудита  эффективности трудно переоценить.

     Этот  факт предопределяет направления дальнейшего  совершенствования системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счетные  органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с  позиций ее эффективности и результативности.34

     Важным  этапом внедрения аудита эффективности  в практическую деятельность органов  государственного финансового контроля в РФ является его законодательное  обеспечение. Следует дополнить  нормативную правовую базу государственного финансового контроля рядом положений, в частности:

  • определить аудит эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявления причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимального положительного общественного эффекта.
  • определить аудит эффективности государственных расходов как направление деятельности контрольных органов;
  • определить критерии и показатели эффективности функционирования органов (организаций), деятельность которых является объектом проведения аудит эффективности государственных расходов;
  • определить понятие «неэффективное использование бюджетных средств» как такое, которое связано с нарушение бюджетного законодательства и является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;
  • сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств, внести необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ.35

Информация о работе Финансовый контроль