Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на Мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства в целом, так предприятия, организации и учреждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля 9
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля 17
3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 21
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля 21
3.2 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 78.41 Кб (Скачать)

2.2 Федеральные органы  государственного  финансового контроля

 

     Законодательством Российской Федерации определено, что  государственный финансовый контроль на федеративном уровне возлагается  на Счетную палату Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации  по налогами сборам, Государственные  таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных  органов исполнительной власти, а  также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием  средств федерального бюджета и  федеральных внебюджетных фондов.18

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему. В своей деятельности она  руководствуется Федеральным законом  «О счетной палате Российской Федерации». Счетная палата обладает организационной  и функциональной независимость. Под  организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной  из палат Федерального собрания. Под  функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собрания.19

     Основные  задачи Счетной платы – контроль своевременного исполнения доходных и  расходных статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким  образом, предметом контроля Счетной  палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

     Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий  и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность  данных отчета должностные лица Счетной  палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации  представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях  нарушений, наносящих государству  прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для принятия мер  по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и  привлечению к ответственности  должностных лиц. При неоднократном  неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной  Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.20

     Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Текущий контроль Банка России представлен  в виде проверок кредитных организаций  и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования  состояния экономики страны в  целом и по регионам, прежде всего  состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.21

     Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и  валютной политики в Российской Федерации  и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов  исполнителей власти

     В числе основных задач Минфина  России входят:

  • Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной. Налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.22

     Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий  и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность  данных отчета должностные лица Счетной  палаты несут персональную ответственность.

     Ряд федеральных органов использует в пределах своей компетенции  финансовый контроль на несистематической  основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К  ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям  ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти.23

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующий вывод о том органы осуществляющие финансовый контроль в  Российской Федерации находятся  в достаточно разрозненном состоянии  по отношении друг к другу. Я считаю, что следовало бы организовать более  чёткую иерархию огранов финансового  контроля. Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

 

3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

3.1 Проблемы эффективности  государственного  финансового контроля

 

     Повышение эффективности государственной  бюджетной политики в поисках  резервов совершенствования бюджетного процесса крайне важно для современной  России в рамках этой проблемы весьма актуальны вопросы эффективности  государственного финансового контроля.

     Говоря  об эффективности финансового контроля, следует иметь в ввиду два  аспекта: эффективность государственного финансового контроля как функция  государственного управления и эффективность  формирования, распределения использования  бюджетных средств. В этой связи  оценка эффективности с одной  стороны обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов  и средств финансового контроля. С другой стороны – эффективностью федеральных законов, определяющих состав и порядок деятельности Счетной  палаты и иных органов исполнительной власти, призванных осуществлять контроль в области финансовых операций и хозяйственной деятельности, то есть соотношением между фактическими результатами их проверок и теми целями, для которых эти учреждения были созданы.

     Эффективность бюджетного процесса является ведущим  показателем эффективности государственного управления. Бюджетный процесс предполагает оценку социально-экономического состояния  страны, определение основных показателей  прогноза социально-экономического развития страны, определение целей и задач  развития определения основных принципов  и расчетов по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны. В этой связи важно увидеть концепцию бюджета, которая строится на основных положениях бюджетного послания Президента РФ и ее сохранность в процессе исполнения бюджета. Главное при этом - прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе по доходам и расходам, по их сбалансированности и источникам покрытия дефицита (в случае если он предусматривается). Такой взгляд на бюджет строится в соответствии с одним из принципов бюджетной системы РФ – принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, который в свою очередь означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Контроль и оценка эффективности реализации указанных функций должны присутствовать на каждом этапе бюджетного процесса. В связи с этим основным составляющим, дающими представление об эффективности государственного финансового контроля могут быть оценки обоснованности и достоверности показателей всех уровней бюджета, результативности расходования средств.24

     Исходным  для составления проекта федерального бюджета являются параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Это прежде всего  параметры валового внутреннего  продукта и инфляции. Валовой внутренний продукт - основной экономический показатель, выражающий в рыночных ценах совокупную стоимость продукции, товаров и  услуг, созданных в течении года внутри, является исходным параметром при формировании проекта федерального бюджета. Индекс-дефлятор, используемый в качестве коэффициента пересчета  экономических показателей в  цены предыдущего периода (численно он равен индексу роста цен), используется в бюджетном процессе с целью  сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса.

     Анализ  об объемах и динамике основных макроэкономических показателей свидетельствует о  существенном отклонении их фактических  значений от значений, использованных в расчетах к проектам федеральных законов каждого года.

     Целесообразнее обратиться к Бюджетному кодексу РФ, которым определены принципы бюджетной системы Российской Федерации глава 5. Следуя, в частности, норме, определенной с 37 бюджетного кодекса РФ, можно заключить, что в силу ненадежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета нарушен принцип достоверности бюджета. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что пробел может быть не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистических прогнозов.25

     Несоответствие  прогнозных и фактических параметров основных макроэкономических показателей  влечет неэффективное исполнение федерального бюджета. Так, завышение прогнозных параметров в 1997 и 1998 гг. привело к  завышению планируемой доходной базы а фактическое недоисполнение доходов к существенному недофинансированию расходов федерального бюджета. В свою очередь занижение прогнозных показателей  в 1999, 200, 2001 гг. привело к получению  дополнительных доходов федерального бюджета в ходе его исполнения, неучтенных в федеральном законе о федеральном бюджете, и к  увеличению остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета. Тенденция роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета  выглядит угрожающе. Так, по состоянию  на 01.01.200 г. Они составляли 77, 9млрд. руб  на 01.01.2002 г. -203. 5 млрд. руб, на 01.01.2003 – 272,2 млрд. руб на 01012004 уже 386,7 млрд. руб.

     Прогноз объема валового внутреннего продукта на 2003 г, по мнению экспертов Счетной  палаты РФ, был более реалистичен  по сравнению с прогнозами прошлых  лет. Вместе с тем, как это отмечено в заключении Счетной палаты РФ 13 сентября 2002 г., в прогнозе социально-экономического развития еще недостаточно учтены как факторы, сдерживающие рост объема валового внутреннего продукта, связанные в основном с излишне оптимистической оценкой усиления инвестиционной составляющей экономического роста и расширению импорта . так и факторы, стимулирующие рост его номинального объема, связанные с динамикой уровня инфляции. Анализ динамики внутреннего продукта в 2003 г. рассчитанного экспертами Счетной палаты РФ производственным методом, показывает, что темпы роста ВВП в 2003 г. выше утвержденных Правительством РФ.26

     Казалось  бы, необходимо вносить коррективы в механизмы управления экономикой страны, в бюджетный процесс. Однако этого не происходит, концепции федерального бюджеты на соответствующий финансовый год продолжают противоречить всем основополагающим принципам бюджетной  системы страны, утвержденной Бюджетным  кодексом РФ. Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Правительство РФ формирует  бюджет 2004 г., ориентируясь по-прежнему на экспортно-сырьевую модель экономического развития страны, сохраняя тем самым  в значительной мере зависимость  России от конъюнктуры мировых цен  на товары традиционно российского  экспорта. Бесспорно то, что для  экономики России очевидна зависимость  колебаний внешнеэкономической  конъюнктуры. Вместе с тем следует  иметь ввиду, что стабилизация спроса на мировых рынках (в лучшем случае) или проигрыш России в борьбе за место на мировых рынках (в худшем случае) влечет последствия, угрожающие национальной безопасности страны.

     Счетная палата РФ ежегодно обращает внимание Правительства РФ и Федерального собрания РФ на допускаемые ежегодно существенные отклонения фактических  макроэкономических показателей от прогнозируемых.

     По-прежнему Правительство РФ не принимает меры по разработке и утверждению минимального перечная показателей экономической  деятельности федеральных государственных  мероприятий и размера дивидендов открытых акционерных обществ, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.27

Информация о работе Финансовый контроль