Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:04, курсовая работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на Мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства в целом, так предприятия, организации и учреждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля 9
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля 17
3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 21
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля 21
3.2 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Законодательством
Российской Федерации определено, что
государственный финансовый контроль
на федеративном уровне возлагается
на Счетную палату Российской Федерации,
Центральный Банк Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации
(Главное управление Федерального казначейства
и Контрольно-ревизионное
Счетная
палата Российской Федерации является
постоянно действующим органом
государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным
ему. В своей деятельности она
руководствуется Федеральным
Основные
задачи Счетной платы – контроль
своевременного исполнения доходных и
расходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
Контрольную
деятельность Счетная палата проводит
посредством комплексных
Центральный
Банк Российской Федерации (Банк России)
является органом банковского
Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.21
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти
В числе основных задач Минфина России входят:
Контрольную
деятельность Счетная палата проводит
посредством комплексных
Ряд федеральных органов использует в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти.23
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод о том органы осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации находятся в достаточно разрозненном состоянии по отношении друг к другу. Я считаю, что следовало бы организовать более чёткую иерархию огранов финансового контроля. Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.
Повышение
эффективности государственной
бюджетной политики в поисках
резервов совершенствования бюджетного
процесса крайне важно для современной
России в рамках этой проблемы весьма
актуальны вопросы
Говоря
об эффективности финансового
Эффективность
бюджетного процесса является ведущим
показателем эффективности
Исходным
для составления проекта
Анализ об объемах и динамике основных макроэкономических показателей свидетельствует о существенном отклонении их фактических значений от значений, использованных в расчетах к проектам федеральных законов каждого года.
Целесообразнее обратиться к Бюджетному кодексу РФ, которым определены принципы бюджетной системы Российской Федерации глава 5. Следуя, в частности, норме, определенной с 37 бюджетного кодекса РФ, можно заключить, что в силу ненадежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета нарушен принцип достоверности бюджета. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что пробел может быть не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистических прогнозов.25
Несоответствие
прогнозных и фактических параметров
основных макроэкономических показателей
влечет неэффективное исполнение федерального
бюджета. Так, завышение прогнозных
параметров в 1997 и 1998 гг. привело к
завышению планируемой доходной
базы а фактическое недоисполнение
доходов к существенному
Прогноз объема валового внутреннего продукта на 2003 г, по мнению экспертов Счетной палаты РФ, был более реалистичен по сравнению с прогнозами прошлых лет. Вместе с тем, как это отмечено в заключении Счетной палаты РФ 13 сентября 2002 г., в прогнозе социально-экономического развития еще недостаточно учтены как факторы, сдерживающие рост объема валового внутреннего продукта, связанные в основном с излишне оптимистической оценкой усиления инвестиционной составляющей экономического роста и расширению импорта . так и факторы, стимулирующие рост его номинального объема, связанные с динамикой уровня инфляции. Анализ динамики внутреннего продукта в 2003 г. рассчитанного экспертами Счетной палаты РФ производственным методом, показывает, что темпы роста ВВП в 2003 г. выше утвержденных Правительством РФ.26
Казалось бы, необходимо вносить коррективы в механизмы управления экономикой страны, в бюджетный процесс. Однако этого не происходит, концепции федерального бюджеты на соответствующий финансовый год продолжают противоречить всем основополагающим принципам бюджетной системы страны, утвержденной Бюджетным кодексом РФ. Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Правительство РФ формирует бюджет 2004 г., ориентируясь по-прежнему на экспортно-сырьевую модель экономического развития страны, сохраняя тем самым в значительной мере зависимость России от конъюнктуры мировых цен на товары традиционно российского экспорта. Бесспорно то, что для экономики России очевидна зависимость колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Вместе с тем следует иметь ввиду, что стабилизация спроса на мировых рынках (в лучшем случае) или проигрыш России в борьбе за место на мировых рынках (в худшем случае) влечет последствия, угрожающие национальной безопасности страны.
Счетная палата РФ ежегодно обращает внимание Правительства РФ и Федерального собрания РФ на допускаемые ежегодно существенные отклонения фактических макроэкономических показателей от прогнозируемых.
По-прежнему
Правительство РФ не принимает меры
по разработке и утверждению минимального
перечная показателей экономической
деятельности федеральных государственных
мероприятий и размера