Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:04, курсовая работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на Мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства в целом, так предприятия, организации и учреждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля 9
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля 17
3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 21
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля 21
3.2 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.
В
зависимости от соотношения времени
проведения контроля и времени совершения
проверяемых финансово-
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий
контроль, который также называют
оперативным, проводится в процессе
совершения хозяйственных и финансовых
операций, исполнения финансовых планов,
бюджетов. Опираясь на данные первичных
документов, оперативного и бухгалтерского
учета, инвентаризацией и визуального
наблюдения, текущий контроль позволяет
отслеживать и регулировать быстро
изменяющиеся хозяйственные ситуации,
предупреждать потери и убытки, предотвращать
совершение финансовых правонарушений,
нецелевое использование
Последующему
контролю подлежат итоги формирования
и использования финансовых средств.
Проверяется полнота
По характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.12
Источниками информации для документального контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический
контроль базируется на изучении фактического
состояния проверяемых объектов
по данным их осмотра (пересчета, взвешивания,
лабораторного анализа и т.п.),
а поэтому он не может быть всеобъемлющим
из-за непрерывности хозяйственных
ситуаций. Полноценность и неопровержимая
доказательность первичных
В зависимости от субъекта контроля различают : государственный, негосударственный, общехозяйственный, внутрихозяйственный, правовой и гражданский.13
Государственный финансовый контроль –неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы.
Основная его цель – контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.
Ведомственный
контроль – в составе государственного
финансового контроля занимает значительное
место. Ведомственный контроль проводится
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств. При этом
проверяется расходование бюджетных
средств, выделенных по ведомственному
признаку бюджетной классификации,
а также использование
Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан такой новый вид контроля как аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.
К
негосударственному аудиту относится
контроль со стороны коммерческих банков.
Появление коммерческих банков в
результате перестройки банковской
системы в значительной мере изменило
функции банков в области финансового
контроля. Необходимости поддержания
ликвидности требует от банка
оценки финансового состояния и
кредитоспособности предприятий - потенциальных
заемщиков. В случае предоставления
ссуды банк контролирует использование
выданной ссуды, платежеспособность и
ликвидность клиента для
Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.
Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций а также при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий и т.д.)
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.14
Проверка
производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной
Обследование
в отличие от проверки охватывает
более широкий спектр финансово-экономических
показателей обследуемого экономического
субъекта для определения его
финансового состояния и
Анализ
как метод финансового контроля
должен быть системным и пофакторным.
Он предполагает детальное изучение
периодической или годовой
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Большинство авторов предлагают вышеизложенную классификацию форм, методов и видов финансового контроля, в связи с этом можно сделать вывод, о том что данный перечень понятий достаточно полно раскрывает, сущность финансового контроля в Российской Федерации. Однако, оставлять без изменения данную классификацию тоже не рекомендуется, так как с развитием общества и экономики в целом, финансовый контроль должен развиваться параллельно с ними.
В результате действия всех ветвей государственной власти в России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной практике нормам система государственного финансового контроля.
Государственный
финансовый контроль в Российской Федерации
реализуется в форме
Общегосударственный
финансовый контроль направлен на все
хозяйствующие субъекты независимо
от формы собственности или
Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.
Бюджетно-финансовый контроль - контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:
Законодательные
(представительные) органы, представительные
органы местного самоуправления, которые
(ст. 151, 265) имеют право на создание
собственных контрольных
Органы
исполнительной власти, органы местного
самоуправления (ст. 151, 266) – Министерства
финансов Российской Федерации, Федеральное
Казначейство, финансовые органы и
органы финансового контроля, субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, главные распорядители,
распорядители бюджетных
Непосредственно бюджетно-финансовый контроль проводят:
В области использования средств федерального бюджета; внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) – Счетная палата Российской Федерации; Внутренний межведомственный и ведомственный (по линии Минфина России) контроль – Счетная палата Российской Федерации; внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии Минфина России) контроль – Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Федерации;
В области использования средстве региональных бюджетов: внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) – контрольно-счетные органы субъектов Федерации, внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии администраций регионов и их финансовых органов) – финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, а также созданные исполнительной властью региональные органы финансового контроля.17