Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на Мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства в целом, так предприятия, организации и учреждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля 9
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля 17
3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 21
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля 21
3.2 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 78.41 Кб (Скачать)
ign="justify">1.2 Формы, виды и методы финансового контроля

     Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Формы финансового  контроля можно классифицировать по различным критериям.

     В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.11

     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых  операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения  проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов  и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных  и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

     Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных  документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального  наблюдения, текущий контроль позволяет  отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать  совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

     Последующему  контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и  целесообразность их расходования при  исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных  операций, достигнутых финансовых результатов  проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны  с результатами предварительного или  текущего контроля, что позволяет  вскрыть недостатки их проведения.

     По  характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.12

     Источниками информации для документального  контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

     Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим  из-за непрерывности хозяйственных  ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому  оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

     В зависимости от субъекта контроля различают  : государственный, негосударственный, общехозяйственный, внутрихозяйственный, правовой и гражданский.13

     Государственный финансовый контроль –неотъемлемая  часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального  функционирования финансово-кредитной  системы.

     Основная  его цель – контроль за исполнением  государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.

     Ведомственный контроль – в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных  средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

     Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна  информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений  в области экономики, бюджетной  политики и налогообложения. С этой целью создан такой новый вид  контроля как аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого  на основе договора между хозяйствующим  субъектом и аудитором.

     К негосударственному аудиту относится  контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в  результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового  контроля. Необходимости поддержания  ликвидности требует от банка  оценки финансового состояния и  кредитоспособности предприятий - потенциальных  заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование  выданной ссуды, платежеспособность и  ликвидность клиента для большей  вероятности возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой контроль со стороны  банков – важный элемент управления кредитным риском.

     Общественный  финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется  группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно  отнести контроль со стороны профсоюзов.

     Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерией, финансовыми  отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В ходе проведения этого контроля могут  проверяться вопросы, связанные  с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.

     Правовой  контроль проводится правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы.

     Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками  – физическими лицами при их налогообложении  налоговыми органами, при составлении  и подаче налоговых деклараций а  также при составлении и подаче налоговых деклараций, а также  при получении средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий и т.д.)

     По  методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.14

     Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся  на комплексные и тематические.

     Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. При этом не обязательно  проверяются первичные бухгалтерские  документы, могут проводиться контрольные  замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.

     Анализ  как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     Наиболее  глубоким и всеобъемлющим методом  финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее  ее определение. Ревизия – это  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

     Большинство авторов предлагают вышеизложенную классификацию форм, методов и  видов финансового контроля, в  связи с этом можно сделать  вывод, о том что данный перечень понятий достаточно полно раскрывает, сущность финансового контроля в  Российской Федерации. Однако, оставлять  без изменения данную классификацию  тоже не рекомендуется, так как с  развитием общества и экономики  в целом,  финансовый контроль должен развиваться параллельно с  ними.

 

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

2.1 Система государственного  финансового контроля

 

     В результате действия всех ветвей государственной  власти в России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной  практике нормам система государственного финансового контроля.

     Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.15

     Общегосударственный финансовый контроль направлен на все  хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной  подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный  финансовый контроль. Объектом этого  контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового  законодательства и финансовых интересов  государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России) и его  службы на местах.

     Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных государственных  ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций  и учреждений.

     Бюджетно-финансовый контроль - контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования  финансовых ресурсов государства.

     Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:

     Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, которые (ст. 151, 265) имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;

     Органы  исполнительной власти, органы местного самоуправления (ст. 151, 266) – Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное  Казначейство, финансовые органы и  органы финансового контроля, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.16

     Непосредственно бюджетно-финансовый контроль проводят:

     В области использования средств  федерального бюджета; внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) – Счетная палата Российской Федерации; Внутренний межведомственный и ведомственный (по линии Минфина России) контроль – Счетная палата Российской Федерации; внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии Минфина России) контроль – Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Федерации;

     В области использования средстве региональных бюджетов: внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) – контрольно-счетные органы субъектов Федерации, внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии администраций регионов и их финансовых органов) – финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, а также созданные исполнительной властью региональные органы финансового контроля.17

Информация о работе Финансовый контроль