Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Как определено в ст. 6 БК РФ, бюджетные полномочия - это установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (далее - ОГВ ) органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.1

Оглавление

Вопрос 1. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований………………………………………………………………………..3
Вопрос 2 Характеристика фонда социального страхования РФ: правовое регулирование, основные цели фонда, формирование бюджета фонда, расходы фонда, структура органов управления………………..………………11
Вопрос 3 Особенности правового регулирования и финансового планирования хозяйственной деятельности и распределения прибыли на государственных и муниципальных предприятиях…………………..………..18
Историко-библиографический список………………………………………….31

Файлы: 1 файл

финансовое 2009.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Планирование  финансовой деятельности унитарных  и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника — государства или муниципального образования, поскольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

     Основным  принципом составления финансовых планов является их сбалансированность, т.е. соответствие доходов и расходов, что позволяет, во-первых, обеспечивать финансовую устойчивость предприятия и, во-вторых, гарантировать выполнение государственных заказов.

     Юридическое значение финансового планирования проявляется в двух аспектах. Во-первых, финансовый план представляет собой нормативно-правовое оформление экономических показателей (доходных и расходных статей), в результате чего они приобретают форму финансово-планового акта, устанавливают компетенцию субъектов в данной сфере правоотношений, становятся обязательными для исполнения и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Во-вторых, финансовые планы государственных и муниципальных предприятий являются предпосылкой бюджетных правоотношений, поскольку являются основой плана развития государственного или муниципального сектора экономики, на основании которого составляется проект бюджета соответствующего территориального уровня. Министерством финансов РФ или финансовым органом местного самоуправления индивидуальные финансовые планы государственных или муниципальных предприятий обобщаются в сводные планы финансово-хозяйственной деятельности казенных и унитарных предприятий, которые затем включаются в план развития государственного (муниципального) сектора экономики (ст. 171, 172, 178 БК РФ).

     Составление бизнес-плана позволяет выбирать наиболее эффективные решения возникающих хозяйственных и финансовых вопросов, в результате чего повышается финансовая устойчивость унитарного предприятия.

     Исходя  из состава финансовых ресурсов унитарного предприятия формируются различные денежные фонды целевого назначения: аммортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и др. Финансовое планирование позволяет выявить не только денежные потребности унитарного предприятия, но и определить дополнительные источники собственных финансовых ресурсов, т.е. выявить их резервы и возможные варианты экономии.

     Обязательным  элементом финансового плана  является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями, страховщиками и т.д.

     Утвержденный  план-заказ является основой для  разработки казенным предприятием плана  развития, который обязательно согласовывается  с соответствующим федеральным  органом исполнительной власти. План развития предусматривает следующую совокупность хозяйственных и финансовых операций, направленных на успешное выполнение плана-заказа:

     мероприятия, необходимые для обеспечения  устойчивой работы казенного предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;

     задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

     задания по созданию и освоению новых видов  продукции;

     задания по подготовке и переподготовке кадров;

     условия реализации плана развития предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

     Финансовый  контроль за выполнением плана-заказа и плана развития осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на основании ежеквартальной статистической и бухгалтерской отчетности, составляемой казенным предприятием.

     Следовательно, финансовое планирование является важнейшим механизмом осуществления финансовой деятельности на государственных и муниципальных предприятиях. Соблюдение финансовых планов позволяет грамотно и эффективно аккумулировать, использовать и распределять государственные (муниципальные) денежные средства в децентрализованном секторе финансовой системы.

     Осуществление государственными и муниципальными предприятиями хозяйственной деятельности предполагает наличие реально функционирующего имущества и активного капитала в виде основных и оборотных средств (фондов). Финансовые ресурсы унитарных и казенных предприятий распределяются на строго определенные цели, что предполагает обособление их денежных средств и иных материальных активов в отдельные фонды — основные и оборотные.

     Оборотные средства предприятия имеют фондовую форму, поскольку переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно в виде фонда обращения, а затем фонда оборотных производственных фондов. Участвуя таким образом в процессе выполнения государственного заказа и его реализации, оборотные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте.

     Характерным признаком оборотных средств, отличающим их от основных, является функционирование только в одном производственном цикле и перенесение полной своей стоимости на вновь изготовленный продукт.

     В зависимости от источников формирования оборотные средства предприятия  подразделяются на собственные и заемные.

     Собственные средства, включенные в производственный оборот, имеют важное значение, поскольку обеспечивают устойчивость и самостоятельность оперативной финансовой деятельности предприятий. Первоначальное формирование собственных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий осуществляется соответствующим органом исполнительной власти в виде формирования уставного капитала. В процессе осуществления финансовой деятельности предприятие самостоятельно пополняет собственные оборотные средства за счет прибыли, выпуска ценных бумаг (векселей и облигаций), операций на финансовом рынке, добровольных пожертвований и т.д.

     Специфическим источником собственных оборотных  фондов предприятия можно считать  дополнительно поступающие средства: минимальные переходящие задолженности перед бюджетной системой, внебюджетными фондами, а также по заработной плате; резерв будущих платежей; средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (работы, услуги) и т.д. Названные средства постоянно находятся в хозяйственном и финансовом обороте предприятия, но являются источником собственных оборотных средств только в виде разницы между их величиной на конец и на начало предстоящего финансового года, т.е. в сумме их прироста.

     Заемные средства направлены на обеспечение дополнительными денежными средствами производственной деятельности предприятия и привлекаются только при недостаточности собственных. Для государственных и муниципальных предприятий основным источником заемных оборотных средств служат банковские кредиты, выдаваемые под гарантии Правительства РФ или иного соответствующего органа исполнительной власти. Кроме банковского кредита, заемные оборотные средства могут формироваться за счет кредиторской задолженности, остатков фондов и финансовых резервов предприятия, образующихся за счет себестоимости, прибыли амортизации или иных целевых поступлений.

     Важнейшим показателем и критерием эффективности  финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы, а также финансовых ресурсов данных предприятий. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

     Наличие прибыли унитарных и казенных предприятий необходимо как для дальнейшего развития самого хозяйствующего субъекта (выпуска новой продукции и обновления производственных фондов), так и для увеличения финансовых ресурсов государства.

     В российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т.д.

     Рыночная  форма экономики предполагает невмешательство  государства в процесс распоряжения предприятием полученной прибылью. Однако данное правило не распространяется на унитарные предприятия ввиду их особого предназначения. Относительно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, хотя и установлен режим самостоятельного распоряжения, полученной прибылью, но согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имеет право получать часть их прибыли. Возможность перечисления прибыли в бюджет закрепляется в учредительных документах предприятия, а конкретные условия определяются договором между предприятием и уполномоченным органом исполнительной власти. Кроме этого, законодательно установлен минимальный размер резервного капитала, урегулирован механизм образования резервного фонда по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

     Распределяется  прибыль государственных предприятий  между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных  предприятий, подлежащей перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т.д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия.

     Распределению подлежит часть прибыли, оставшейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафные санкции. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности. Конкретные виды, способы создания и расходования фондов предприятий закрепляются во внутренних локальных актах. 12

     В условиях рыночной экономики отчисления в резервные фонды носят первоочередной характер и имеют важное значение для обеспечения финансовой устойчивости не только самого унитарного предприятия, но и его собственника — государства. Резервные фонды свидетельствуют об увеличении государственной собственности, создают возможность покрытия непредвиденных расходов и убытков, а также выплаты долгов по государственным ценным бумагам.

     На  некоторых предприятиях обособленные фонды не создаются, но распределение прибыли осуществляется на основе сметы расходов на развитие производства, материальное поощрение, социальную сферу, благотворительную помощь и т.д.

     Государство в лице собственника унитарных предприятий  оказывает и косвенное влияние на процесс распределения свободной прибыли, например, посредством предоставления налоговых льгот стимулируя ее вложение в уставный капитал, основные средства, во внебюджетные фонды РФ и т.д.

     Прибыль казенных предприятий имеет более  жесткий правовой режим, обусловленный особенностями правового режима государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности, на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие про-изводственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам. После обязательных фондовых отчислений свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

     Основная задача распределения прибыли казенных предприятий — материальное обеспечение воспроизводственных процессов по дальнейшему выполнению государственных заказов. Следует отметить, что заказанная государством продукция, производимая казенными предприятиями, как правило, не относится к числу прибыльных, поэтому в составе их прибыли редко образуется свободный остаток.

     Следовательно, при распределении прибыли унитарных  предприятий государство сочетает экономические и административные методы.

     Качество  финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий во многом зависит от планирования прибыли. Поскольку имеются существенные различия в методологии исчисления прибыли и ее налогообложении, то учитываются все факторы, влияющую на величину прибыли. Прогнозирование прибыли является составной частью финансового плана предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовое право