Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Как определено в ст. 6 БК РФ, бюджетные полномочия - это установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (далее - ОГВ ) органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.1

Оглавление

Вопрос 1. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований………………………………………………………………………..3
Вопрос 2 Характеристика фонда социального страхования РФ: правовое регулирование, основные цели фонда, формирование бюджета фонда, расходы фонда, структура органов управления………………..………………11
Вопрос 3 Особенности правового регулирования и финансового планирования хозяйственной деятельности и распределения прибыли на государственных и муниципальных предприятиях…………………..………..18
Историко-библиографический список………………………………………….31

Файлы: 1 файл

финансовое 2009.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

     Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

     Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.7

     Председатель  Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

     Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном  порядке для обеспечения государственных  гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

     Контроль  за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями единого  социального налога и иных налоговых  платежей осуществляется Федеральной  налоговой службой Российской Федерации, страховых взносов по обязательному  страхованию от несчастных случаев на производстве - Фондом, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - также непосредственно Фондом.8

     Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых  взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

     Контроль  финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

     Проверка  финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 3 Особенности правового регулирования  и финансового планирования хозяйственной деятельности и распределения прибыли на государственных и муниципальных предприятиях 

     Финансовые  ресурсы государственного (муниципального) предприятия — это децентрализованная часть финансовых ресурсов государства, представляющая собой совокупность собственных денежных доходов и внешних поступлений, предназначенная для финансирования государственных (муниципальных) заказов, программ, расширения производства и выполнения финансовых обязательств9.

     Особенности финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество.

     Источники финансовых ресурсов конкретных государственных и муниципальных предприятий определяются на основе законодательства РФ в учредительных документах, каковыми являются уставы.

     В зависимости от источников образования  финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные (внутренние) и привлеченные (внешние). Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом затрат по его реализации), амортизационных отчислений.

     Помимо  них источники финансовых ресурсов предприятия состоят из привлеченных (путем распространения акций) и заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения и бюджетных ассигнований.

     Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого  кредита.

     К средствам, поступающим в порядке  перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассоциаций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привлеченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.

     Бюджетные ассигнования выделяются государственным и муниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмездной основах, так и на условиях бюджетного кредита. Бюджетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполнения ими государственных заказов, публично значимых инвестиционных программ или для краткосрочной материальной поддержки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми публичными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.

     Структура источников финансовых ресурсов предприятия  имеет важное значение, поскольку  показывает соотношение собственных и заемных средств в активе предприятия. Деятельность предприятия, опирающаяся в большей степени на внутренние финансы, свидетельствует о его финансовой надежности и ликвидности баланса. Напротив, привлечение внешних источников финансирования не всегда может быть оправданным, поскольку предполагает выплату процентов за пользование чужими денежными средствами и тем самым неоправданно отягощает ликвидный баланс предприятия.

     Состав  источников финансовых ресурсов предприятий  зависит от гражданско-правового статуса последних. Согласно ст. 115 ГК РФ государственные и муниципальные предприятия создаются в форме унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие).

     Правовой  режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством, субъектом РФ или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставный фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством (муниципальным образованием) и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

     Порядок финансирования деятельности казенных предприятий осуществляется на основании постановления Правительства РФ от б октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1. Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

     При недостаточности собственных финансовых средств, казенное предприятие может получать коммерческие кредиты. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.

     Особенностью  правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию. При недостаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов на следующие цели:

     - реализацию плана развития предприятия (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);

     - содержание объектов социальной инфраструктуры;

     - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.10

     Решение о выделении казенному предприятию  средств из федерального бюджета  принимается Правительством РФ. Принятие положительного решения по данному вопросу возможно только при наличии сведений об общих результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия за предыдущий год и указания целей расходования выделяемых денежных средств.

     Законодательством предусмотрена обязанность казенного  предприятия использовать бюджетные  ассигнования в течение финансового года; по истечении года не использованные государственные средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Выделение бюджетных денежных средств сопряжено и с усиленным режимом финансового контроля за их использованием, поскольку казенное предприятие представляет уполномоченному органу, в ведении которого оно находится, отчет о целевом использовании предоставленных ассигнований.

     Таким образом, характерным признаком  финансовых ресурсов казенных предприятий, отличающим их от финансовых ресурсов унитарных предприятий, следует считать наличие государственных гарантий, благодаря которым минимально снижаются риски их финансовой деятельности.

     Государственные и муниципальные предприятия  имеют в составе своих финансовых ресурсов не только прямые бюджетные ассигнования, но и косвенные дотации органов власти или самоуправления — бесконкурсное размещение государственного (муниципального) заказа, введение государственных ограничений на развитие предприятий иных форм собственности в какой-либо сфере деятельности, налоговые льготы, льготы по аренде помещений и земли, оплате электроэнергии и т.д.

     На  государственных и муниципальных  предприятиях финансовые ресурсы находятся в двух формах: фондовой и нефондовой. К первой форме относятся финансовые ресурсы, обособленные в отдельные целевые фонды: амортизационный, оплаты труда; развития производства; материального поощрения; резервный и т.д. К нефондовой форме относятся финансы предприятий, направляемые на погашение банковских кредитов, расчеты с поставщиками, выполнение платежных обязательств перед бюджетной системой и т.д.

     Финансовые  ресурсы предприятий находятся  в постоянном движении и используются на производственные или инвестиционные цели. Конкретное распределение финансовых ресурсов зависит от вида деятельности государственного или муниципального предприятия, его места и роли в финансовой системе государства. Материальное содержание, состав, структура финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, а также текущая и перспективная эффективность их использования определяются в процессе финансового планирования.

     Финансовое  планирование на государственном и  муниципальном предприятии является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания — удовлетворения государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.

     Правовые  основы планирования финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий установлены постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1 и распоряжением Госкомимущества РФ от 5 декабря 1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Детализируется порядок финансового планирования в уставе каждого государственного или муниципального предприятия.11

     Финансовое  планирование на государственном (или  муниципальном) предприятии — это часть его финансовой деятельности, регулируемая нормами финансового права и направленная на достижение баланса доходов и расходов предприятия, обеспечение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования).

     Финансовое  планирование позволяет максимально  нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях рыночной экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это позволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Информация о работе Финансовое право