Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, методов бюджетного планирования и прогнозирования, а также роль в организации бюджетного процесса.
Введение……………………………………..…………….……….……..…3
Глава 1. Содержание и экономическая сущность бюджетного планирования и прогнозирования, а так же их роль в организации бюджетного процесса……………………………………………….……………5
1.1 Основные аспекты планирования и прогнозирования…….….....……5
1.2 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования и их роль в организации бюджетного процесса …………7
Глава 2. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования……………………………………11
2.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования……………………………………………………….……………11
2.2 Методы бюджетного планирования……………………………..……14
2.3 Методы бюджетного прогнозирования………………………….……23
Глава 3. Система бюджетного прогнозирования и планирования, пути её совершенствования.……………………27
3.1 Организация системы бюджетного прогнозирования и планирования РФ…………..………….………27
3.2 Модернизация системы бюджетного прогнозирования и планирования
Глава 3. Система бюджетного прогнозирования и планирования, пути её совершенствования
3.1. Организация
системы бюджетного
Финансовое планирование
на общегосударственном и
В систему финансовых планов входят:
- перспективные финансовые планы;
- сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:
- обеспечения координации
экономического и социального
развития и финансовой политики
- прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
- прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
- определения возможности реализации различных мер в области финансов9.
Вся информация по системе финансовых планов представляет собой тесную взаимосвязь различных компонентов, начиная от сбора информации и заканчивая возможностью реализации различных программ, обеспеченных методологией на всех этапах разработки (Рисунок 1).
Рисунок 1. Схема составления прогноза развития экономических систем.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития (Рисунок 2). В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.
Рисунок 2. Механизмы связи экономического прогнозирования, формирования концепций и программ социально-экономического развития.
Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Необходимость разработки
территориальных сводных
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми
затратами на осуществление
3) необходимостью сведения
воедино различных видов
Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства - постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозом развития
бюджета подразумевается
Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике региона.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на ряде показателей. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.
Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.
1) Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями:
у = a0 + а1 x ; у = aх3, где у - объем территориальных бюджетов;
х - численность населения
административно-
В первом случае использована линейная модель, во втором - параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях. Так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.
С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.
2) Можно также спрогнозировать
величину расходов на
у = ах1 + ах2, где у - расходы на социально-культурные мероприятия;
x1 - расходы на просвещение;
х2 - расходы на здравоохранение.
Подобная модель может
быть применена при расчете прогнозн
В перспективе экономико-
3.2. Модернизация системы бюджетного прогнозирования и планирования
Необходимо повышать точность и достоверность прогноза параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта федерального бюджета.
Наиболее актуальными
в этой связи становятся проблемы
информационного обеспечения
В этой связи органами
власти должны разрабатываться различные
программы и методические рекомендации
по совершенствованию
Также такие разработки
предназначены для решения
Основной целью формирования системы информации является выработка единых процедур на всех этапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов региона.
В этой связи планирование
рассматривается как
Проведение систематических наблюдений за показателями, отражающими результаты деятельности хозяйствующих субъектов, организуется отраслевыми министерствами, иными органами исполнительной власти края, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в отраслях экономики. Систематические наблюдения проводятся в отношении предприятий, включенных в перечни экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.
В целях получения
исходной информации о хозяйствующих
субъектах, определенных как экономически
или социально значимых, отраслевыми
ведомствами заключаются
- в адрес хозяйствующего субъекта;
- в органы государственной
статистики по месту
При реализации комплекса мероприятий по наблюдению используется система стандартных выбранных показателей, которые при проведении систематических исследований являются основой для оценки потенциала финансовых и налоговых ресурсов как по отдельным предприятиям, так и в отраслевом разрезе.