Банковский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 02:35, реферат

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны.
В то же время Банк России обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора. По данным Всемирного банка, в России совсем недавно наблюдалось существенное замедление экономического роста и инвестиций.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность банковского надзора
2. Объекты и предметы банковского надзора
3. Задачи, функции банковского регулирования
и банковского надзора
4. Цели банковского регулирования и банковского надзора
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Банк России как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие  им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения 1.

     Надзорный блок составляют два департамента и  соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях  Банка России: департамент банковского надзора и подразделения инспектирования кредитных организаций.

     Между регулятивными и надзорными блоками  нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных  решений и не изолированы между  собой.

     Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан

проверить достоверность тех фактов, которые  отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную  лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка. 
 
 
 
 

Заключение 

     Как показывает практика, в настоящее  время Центральным банком в основном применяется так называемый последующий  надзор. Безусловно, проверка и оценка деятельности кредитных организаций  за прошедшие отчетные периоды необходима, поскольку позволяет установить динамику развития кредитной организации, определить возможные негативные тенденции в ее деятельности, установить факты нарушения требований законодательства и нормативных актов Банка России и др.

     Выводы по результатам проведенной проверки, анализа отчетности и т.п. актуальны по состоянию на некую отчетную дату прошедшего времени, и полученные показатели финансового состояния конкретного банка характеризуют его прошлую деятельность и не могут отражать финансовое состояние на текущий момент.

     Вместе  с тем думается, что в условиях финансового кризиса необходимо сочетание последующего надзора  и, условно говоря, превентивного  надзора, то есть надзора, который позволил бы адекватно оценивать банковские риски, перспективы деятельности кредитной организации и ее финансовое состояние на некую отчетную дату в будущем.

     Однако  необходимо отметить, что в этом направлении Банком России уже предприняты определенные шаги. Так, в связи с наделением Банка России правом заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Центральный банк Российской Федерации обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями 1, а также Банком России были разработаны Указания о порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России и о порядке  

     ____________________

     1 По сделкам, совершенным со дня вступления в силу Федерального закона от 13.10.08 г. N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и до 31 декабря 2009 г. включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций (ст. 3 названного Закона) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42.

назначения  таких уполномоченных представителей 1.

    Так, вышеназванное Указание впервые  обязывает банки информировать  Банк России о намерении осуществить  ту или иную операцию/сделку до момента ее свершения. Кроме того, к кандидатурам уполномоченных представителей предъявляются не только высокие профессиональные требования, но и предусматривается ряд ограничений в целях обеспечения объективности и беспристрастности уполномоченного представителя Центрального банка.

      Конечно, еще рано говорить об эффективности предпринимаемых Банком России мер по обеспечению сохранности государственных средств, направленных на поддержку финансовой системы, однако следует отметить положительную тенденцию, направленную на осуществление и превентивного надзора.

         Вместе с тем нельзя не отметить, что определенные на сегодняшний день Положением о кураторах полномочия оставляют большой простор для

личного усмотрения куратора, что при недобросовестном их использовании может привести к различного рода злоупотреблениям, и остается лишь уповать на добросовестность и высокий профессионализм лиц, назначаемых кураторами. В этой связи представляется, что законодательство о кураторах требует дальнейшего уточнения с учетом складывающейся практики.    

          Однако, в целях поддержания банковской системы Банку России необходимо также не забывать и о существующих возможностях, предоставленных действующими нормативными актами 2. 
 
 

     ____________________

     1 См.: Указание Банка России от 9.02.09 г.N2181-У «О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России», Указание Банка России от 9.02.09г. N2182-У«О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России, осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности» // Вестник Банка России. 2009. N 11.

     2Пономарева А.А. Некоторые аспекты банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в условиях мирового финансового кризиса. Статья. «Банковское право», 2009, N 3. 
 
 

     Список  литературы 

  1. Конституция Российской Федерации.- М.: Ось-89,2009.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. N 28.
  3. Федеральный законом «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990г. №395-1-ФЗ.
  4. Постатейный комментарий к федеральному закону от 10 июля 2002г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Росии)»/ Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин,Дело,2003.
  5. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики. 2007.
  6. Вестник Банка России. 2009, N 11.
  7. Пономарева А.А. Некоторые аспекты банковского надзора за   

     деятельностью кредитных организаций в условиях мирового   финансового кризиса. Статья. «Банковское право», 2009, N 3. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                Приложение 1

                    

                     Инспектирование  кредитных организаций 

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │ Инспектирование кредитных  организаций │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │       Планирование  проверок           │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │   Принятие решения о проверке и его   │

             │      документальное  оформление        │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │   Решение организационных  вопросов,   │

             │связанных с выходом инспекционных  групп│

             │        в кредитные  организации        │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │   Изучение инспекционной  группой      │

             │ представленных документов  кредитной   │

             │            организации                │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │  Подготовка проекта акта  проверки     │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │Изучение проекта акта в функциональных  │

             │       подразделениях  Банка России     │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │       Доработка акта  проверки         │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │     Принятие решения по акту          │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │ Направление акта проверки  руководству │

             │            Банка России               │

             │    (территориального учреждения)      │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

             ┌───────────────────────────────────────┐

             │  Ознакомление руководителей кредитной │

             │    организации с актом  проверки       │

             └─────────────────┬─────────────────────┘

                               ▼

            ┌────────────────────────────────────────┐

            │  Подписание акта проверки  руководством │

Информация о работе Банковский контроль