Банковский контроль и инспектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Можно выделить несколько основных целей банковского регулирования и надзора. Во-первых, защита вкладчиков, во-вторых защита вкладчиков от того, что называют системным риском это эффект домино и утрата доверия ко всей системе, то что происходит сейчас в нашей стране(пример по местным банкам).
Таким образом, банковский надзор направлен на обеспечение здоровой и безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности. Конкретные задачи банковского надзора можно сформулировать следующим образом :
обеспечение эффективной и надежной работы банков и способности удовлетворять потребности своих клиентов;
обеспечение соблюдения законов и установление правил, предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;
обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной и финансовой политике государства;
внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах экономики в целом.

Оглавление

1. Банковский контроль и инспектирование 3
2. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 10
3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде 13
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Банковский контроль.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 

 

  1. Банковский  контроль и инспектирование

    Можно выделить несколько основных целей  банковского регулирования и  надзора. Во-первых, защита вкладчиков, во-вторых защита вкладчиков от того, что называют системным риском это эффект домино и утрата доверия ко всей системе, то что происходит сейчас в нашей стране(пример по местным банкам).

    Таким образом, банковский надзор направлен  на обеспечение здоровой и безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности. Конкретные задачи банковского надзора можно сформулировать следующим образом :

    обеспечение эффективной и надежной работы банков и способности удовлетворять потребности своих клиентов;

    обеспечение соблюдения законов и установление правил, предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;

    обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной и финансовой политике государства;

    внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах экономики в целом.

    Надзор  за деятельностью коммерческих банков осуществляется в следующих основных формах:

    Mежгосударственный контроль;

    Государственный контроль;

    Аудиторский контроль;

    Учредительский  контроль.

    Межгосударственный  контроль.

    Межгосударственный  контроль проводится в рамках различных  объединений и группировок самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики. Он осуществляется силами международных валютно-финансовых организаций, участие в деятельности которых предполагает наличие контроля за деятельностью конкретного банковского учреждения ( например, в соответствии с методикой Федеральной резервной системы США CAMEL, оценивающей достаточность капитала банка, качество его активов, компетентность руководства банка, доходность банка и ликвидность его баланса ), а так же за развитием экономической ситуации в целом и кредитной системе в частности.

    Государственный контроль.

    Государственный контроль по отношению к банкам систематизируется  на базе различных законов, законодательств, постановлений, инструкций. Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

    внутриведомственный контроль;

    межведомственный  контроль;

    региональный  контроль;

    вневедомственный  контроль.

    Внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, такими ведомствами  как Центральным банком. Министерством экономики, финансов и их региональными учреждениями. Основным органом государственного контроля в банковской системе России является Центральный банк. ( О методах банковского надзора Центрального банка речь будет в следующих лекциях).

    В отдельных странах контрольные  функции за банковской системой выполняет Министерство финансов, министерство экономики или специальный орган. Если контрольными полномочиями наделен ряд органов, то в банковской системе обязательно предусматривается механизм согласования этих структур.

    Межведомственный  контроль осуществляется путем объединения  усилий ряда заинтересованных министерств, ведомств через комитеты по делам  банков, контрольные бюро и прочие. Комитет по делам банков создается в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка. Среди наиболее важных направлений деятельности комитета по делам банков можно выделить:

    вопросы банковской политики;

    регулирование процессов развития банковской сети, решение вопросов организации новых кредитных учреждений;

    определение приоритетных отраслей кредитования;

    разработка  основных направлений развития форм банковского обслуживания;

    определение политики в отношении содействия размещения госзаймов;

    организация и совершенствования форм страхования банковских депозитов;

    организация и совершенствование банковского  надзора;

    урегулирование  отношений с Министерством экономики  и финансов и иными центральными ведомствами по вопросам работы банков.

    Для согласования деятельности банков и  решения более узких вопросов их деятельности создаются региональные банковские комиссии. Их функции:

    обеспечение и проверка правильности уплаты налогов  банковскими учреждениями;

    обеспечение и проверка правильности проведения инвестиционных и трастовых операций;

    контроль  за формированием и функционированием  банковских холдингов;

    контроль  и поддержка частных банковских институтов;

    контроль  за осуществлением операций с клиентами;

    распространение нормативной и методической документации.

    Вневедомственный  контроль проводится силами специально созданных ведомственных органов ( контрольных палат, ревизионных комитетов и т.д.).

    Несмотря  на наличие разных видов надзора, предотвратить все ошибки и неосторожность в банковской практике, да и само банкротство банков невозможно. Однако хороший контроль и надзор могут служить для минимизации неблагоприятного влияния рисков, связанных с банкротством.

    Аудиторский контроль.

    Аудиторский контроль представляет собой форму  независимого контроля. Он существует в двух формах - это внешний и внутренний аудит.

    Внешний осуществляется на платной основе специализированными  аудиторскими организациями, имеющими соответствующие лицензии Центрального банка.

    Основные  цели аудита это подтверждение финансовой отчетности, подтверждения выполнения банковского законодательства, анализ финансовой деятельности банка.

    Внутренний  аудит это форма управленческого  контроля для чего в банке создается  специальное подразделение или  отдел внутреннего контроля. Цель внутреннего аудита -это минимизация риска в деятельности банка и увеличение прибыли.

    Основные  функции - контроль подразделений за правильностью реализации указаний руководства, выявление узких мест в деятельности банка, проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей, контроль за качеством активов.

    Контроль  учредителей.

    Он  осуществляется в нескольких формах:

    контроль  наблюдательного совета за деятельностью  руководителя;

    контроль  ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

    контроль  акционеров.

    Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации за определенный период.

    Руководство банка обязано периодически информировать  акционеров о состоянии дел.

    Методы  и инструменты банковского надзора

    Механизм  регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости и ряда других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за денежной массой, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.

    Достижение  поставленных задач достигается  путем разработки и реализации, конкретных мер на макро уровне, а так же путем регулирования операций отдельных банков.

    Существуют  прямые (административные) и косвенные (экономические) методы воздействия  на деятельность банков.

    Реакция банков на административные методы вмешательства  более ощутима во времени и пространстве. Использование экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микро уровне, а эффект замедлен и неоднозначен.

    К административным методам относятся  прямые ограничения или запреты  в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты:

    квотирование  отдельных видов активных и пассивных  операций;

    введение  лимитов на выдачу ссуд и привлечение кредитных ресурсов;

    ограничение открытий филиалов и отделений;

    лимитирование комиссионных вознаграждений и тарифов  за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

    определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а так же перечня банков, допущенных к отдельным видам операций.

    К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования  банковских операций относятся мероприятия  использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. К ним относятся три основные группы экономических методов:

    налоговые,

    нормативные

    корректирующие.

    К нормативным методам воздействия  относится использование таких  инструментов, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов. коэффициента ликвидности и достаточности банковского капитала, а так же иные формы отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива, а к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.

    Нормативные методы применяются путем установления и периодического просмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика и эффект проявляется через определенный промежуток времени.

    Корректирующие воздействие осуществляется путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, по усмотрению Центрального банка, отчего эффективность достигается более быстро. Эта форма воздействия гибка и эффективна.

    В нашей стране используются административные и экономические методы управления банками.1

    При инспектировании кредитных организаций  можно выделить следующие этапы:

    Планирование  проверок

    Принятие  решения о проверке и его документальное оформление

    Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации

    Изучение  инспекционной группой  представленных документов кредитной организации

    Подготовка  проекта акта проверки

    Изучение  проекта акта в функциональных подразделениях Банка России

    Доработка акта проверки

    Принятие  решения по акту

    Направление акта проверки руководству

Информация о работе Банковский контроль и инспектирование