Банковский контроль и инспектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Можно выделить несколько основных целей банковского регулирования и надзора. Во-первых, защита вкладчиков, во-вторых защита вкладчиков от того, что называют системным риском это эффект домино и утрата доверия ко всей системе, то что происходит сейчас в нашей стране(пример по местным банкам).
Таким образом, банковский надзор направлен на обеспечение здоровой и безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности. Конкретные задачи банковского надзора можно сформулировать следующим образом :
обеспечение эффективной и надежной работы банков и способности удовлетворять потребности своих клиентов;
обеспечение соблюдения законов и установление правил, предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;
обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной и финансовой политике государства;
внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах экономики в целом.

Оглавление

1. Банковский контроль и инспектирование 3
2. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 10
3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде 13
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Банковский контроль.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Банка России (территориального учреждения)

    Ознакомление  руководителя кредитной организации  с актом проверки

    Подписание  акта проверки руководством кредитной  организации.

    Инспектирование - составная часть банковского  надзора, и, чтобы правильно определить его функции и структуру, необходимо выяснить, какие цели оно преследует или должно преследовать. Есть и такие цели, которые оно не должно преследовать.

    Следующий уровень целей, которые предопределяются целями Банка России - надзор за состоянием банковской системы как таковой. Это означает, что Банк России обязан управлять системными рисками в банковской системе.

    Для того чтобы управлять системными рисками, Банк России осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Банковское регулирование означает, что Банк России устанавливает финансовые нормативы для банков, а банковский надзор означает, что Банк России надзирает за конкретными банками и инспектирует их банковскую деятельность. Поэтому цели инспектирования Банка России подчинены целям банковского надзора, а цели банковского надзора подчинены целям банковского регулирования.

    Существенное  улучшение организации инспектирования  кредитных организаций как раз и состоит в том, чтобы инспектировалась не только кредитная организация, но одновременно и те кредитные организации, которые являются ее корреспондентами. Тогда можно будет более эффективно предотвращать системные риски, чреватые кризисами и финансовыми потрясениями в обществе.

    Общая цель инспектирования состоит в  том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной  организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в  процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает другие кредитные организации. Каждая из целей делится на части определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативы; актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

    Соответственно  этим целям следует различать  два общих объекта инспектирования:

    а) кредитная организация как таковая;

    б) системные связи кредитных организаций.

    В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

    а) правовые отношения,

    б) финансовые отношения;

    в) бухгалтерский учет и отчетность

    К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой. Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.2

2. Несостоятельность  (банкротство) кредитных  организаций

    Под  несостоятельностью  (банкротством) кредитной организации  понимается    признанная    арбитражным    судом    ее  неспособность  удовлетворить  требования  кредиторов  по  денежным  обязательствам и  (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.                                                       

    Кредитная  организация  считается  неспособной  удовлетворить  требования кредиторов  по денежным  обязательствам и  (или) исполнить  обязанность  по  уплате  обязательных  платежей, если соответствующие  обязанности  не  исполнены  ею  в  течение  одного  месяца  с момента  наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у  кредитной  организации лицензии на  осуществление банковских операций  стоимость  ее  имущества  (активов)  недостаточна  для  исполнения  обязательств  кредитной  организации  перед  ее  кредиторами. 

    В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются  следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций: 

         1) финансовое оздоровление кредитной  организации;               

         2)  назначение  временной  администрации   по управлению кредитной  организацией (далее - временная администрация);                     

         3) реорганизация кредитной организации.                         

    Кредитная  организация,  ее   учредители  (участники)  в   случае возникновения    указанных    оснований    принимают   необходимые  и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или)  реорганизации кредитной организации.                                              

    Банк  России  в  случае  возникновения  указанных оснований вправе потребовать  от  кредитной  организации   осуществления  мер  по   ее финансовому  оздоровлению,  реорганизации,  а  также вправе назначить временную администрацию.

    При  рассмотрении  арбитражным   судом  дела  о   банкротстве  кредитной  организации  (далее  -  дело  о  банкротстве)  применяются  следующие процедуры:                                                

         1) наблюдение;                                                  

         2) конкурсное производство.3                                     

    При  банкротстве  кредитной  организации внешнее управление и мировое    соглашение,    предусмотренные    Федеральным законом "О несостоятельности    (банкротстве)",    не    применяются.  

    Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе  конкурсного  производства  только  корреспондентский  счет  кредитной организации,  признанной  банкротом,  открытый  в  учреждении Банка России. Порядок  открытия указанного счета и  осуществления расчетов по данному  счету  определяется нормативными актами Банка России.                      

    В  течение  10   дней  с  момента  представления   конкурсным  управляющим   в   Банк   России   документов,   подтверждающих  право  конкурсного  управляющего  совершать  операции  по корреспондентскому  счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный  счет  в   порядке,   определяемом   нормативными   актами   Банка   России,  перечисляются  остатки  денежных  средств  с корреспондентских счетов  кредитной  организации,  открытых  в  иных  кредитных организациях, а  также  иные   денежные   средства  кредитной   организации,   включая  обязательные резервы, депонированные  кредитной организацией в  Банке  России.         

    Конкурсный  управляющий  при банкротстве кредитной  организации  обязан выполнять возложенные на него функции добросовестно,  учитывая  права и законные интересы всех кредиторов.                          

    В  случае  обнаружения  в  процессе  конкурсного производства  кредитной  организации сделок, осуществленных кредитной организацией в  период после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление  банковских  операций  (за  исключением  сделок,  связанных с текущими  коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих  по  трудовому договору  (контракту),  которые предусмотрены статьей 20  Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), конкурсный  управляющий обязан  обратиться  в  суд  с требованием о применении к указанным сделкам последствий недействительности ничтожных сделок. 

    Конкурсный  управляющий обязан обратиться в  суд с требованием о  признании сделок, совершенных  кредитной организацией в  течение трех лет,  предшествовавших  дню  признания  арбитражным  судом  кредитной  организации  банкротом,  недействительными,  если  указанные   сделки  отвечают признакам недействительности  сделок.

    Конкурсный  управляющий обязан обратиться в  суд или арбитражный  суд  с  требованием  о  привлечении учредителей (участников), членов  совета директоров  (наблюдательного совета),  руководителей кредитной организации   к   субсидиарной   ответственности   по  обязательствам кредитной  организации.4  

3. Разбирательство  дел о банкротстве  в арбитражном суде

    Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом по правилам,  предусмотренным   Арбитражным   процессуальным   кодексом  Российской  Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности  (банкротстве)",  с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.      

    Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании  кредитной организации банкротом обладают:                           

         1)   кредитная   организация   -   должник;                                                       

         2) кредитор кредитной организации,  включая граждан, имеющих право   требования к кредитной организации   по договору банковского вклада  и  (или) договору банковского  счета;                                   

         3)  Банк  России  (в  том   числе  в случаях, когда Банк  России не  является  кредитором  кредитной  организации);

         4) прокурор - в  случаях, предусмотренных  Федеральным законом  "О   несостоятельности (банкротстве)";                                   

         5) налоговый или иной уполномоченный  в соответствии с федеральным   законом  орган  -  по  уплате  обязательных  платежей  в   бюджет и во  внебюджетные фонды.                                                 

    Если  к  моменту  отзыва  у кредитной организации лицензии на  осуществление  банковских  операций  у  кредитной организации имеются  признаки несостоятельности  (банкротства), предусмотренные  настоящим  Федеральным  законом,  Банк  России  в  течение  пяти  дней  со   дня опубликования решения об отзыве  у кредитной организации лицензии  на  осуществление банковских  операций в  "Вестнике Банка  России" обязан  обратиться  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о признании кредитной  организации  банкротом.   В  случае   направления  Банком   России  в  арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

      Банк России в  течение 15 дней  со дня принятия  указанного  заявления  арбитражным судом   обязан представить  в арбитражный   суд кандидатуру  для назначения арбитражным управляющим.                             

    В случае выявления  временной администрацией, назначенной  Банком  России после  отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление  банковских   операций,   признаков   несостоятельности  (банкротства)  кредитной  организации Банк  России  в течение пяти  дней  со  дня получения ходатайства указанной временной администрации направляет  в  арбитражный  суд   заявление   о  признании   кредитной   организации  банкротом.  В  случае  направления  Банком  России  в арбитражный суд  заявления о признании кредитной  организации банкротом Банк России  в  течение  15  дней  со  дня  принятия указанного заявления арбитражным  судом обязан представить в арбитражный суд кандидатуру для назначения  арбитражным  управляющим

    Лица,  имеют  право направить  в Банк  России заявление  об отзыве у  кредитной  организации лицензии  на осуществление  банковских  операций  при  наступлении  признаков  ее  банкротства,   с   приложением  документов,  доказывающих наличие денежных обязательств кредитной организации и их  размер.            

    Лица,  направившие  в Банк  России заявление  об отзыве  у кредитной  организации лицензии на  осуществление банковских операций,  в случае неполучения  ответа  Банка  России  по  истечении  двух месяцев после  направления указанного заявления вправе обратиться в арбитражный  суд  с заявлением о признании кредитной организации банкротом. 

    При  поступлении  заявления  о  признании  кредитной  организации  банкротом в арбитражный суд судья до возбуждения производства по делу   о банкротстве  предлагает Банку  России представить  заключение Банка    России о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии  на  осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России  об  отзыве  указанной  лицензии.  Банк  России обязан направить указанные  документы  в  арбитражный  суд   в  месячный  срок  после   получения  предложения арбитражного суда.                                      

    Представление  арбитражному  суду  копии  приказа  Банка России об  отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше  срок  является  основанием  для  возбуждения  производства  по делу о  банкротстве.                                                        

Информация о работе Банковский контроль и инспектирование